
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Кол., 256 зач., II, 20 — III, 3.
Глава 2.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
21 «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»
22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
Глава 3.
1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сложно представить религиозное учение, в котором не было бы аскетических предписаний. Впрочем, такие предписания можно найти не только в религиозных сообществах, есть они и у спортсменов, у людей с хроническими заболеваниями, их можно встретить в армии и во многих других местах. Так или иначе, но с аскетическими требованиями сталкиваются если не все, то абсолютное большинство людей. Конечно, далеко не всегда речь идет об аскетике в собственном смысле этого слова, чаще всего мы имеем дело с диетами или же с распорядком жизни, обязательными в том или ином сообществе. Поэтому нельзя сказать, что аскеза — это то, что отличает людей религиозных. Тем более нельзя сказать, что аскеза — удел лишь христиан, или же исключительно монахов. Безусловно, аскетические дисциплинарные требования в Церкви существуют, кого-то они смущают, кому-то кажутся слишком строгими и потому неисполнимыми. Но интересно не само их существование и наполнение, а смысл, который они в себе несут.
В Послании в Колоссы апостол Павел упоминает аскетические требования и, как это ни странно, критикует их, впрочем, можно сказать жестче: апостол требует, чтобы его адресаты ни в коем случае не исполняли эти требования. Мы читаем его слова: «если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: „не прикасайся“, „не вкушай“, „не дотрагивайся“... по заповедям и учению человеческому?» Казалось бы: ведь аскетика в том и состоит, чтобы воздерживаться от некоторых видов пищи, чтобы добровольно подчиняться ограничениям. Но апостол не согласен. Оказывается, что смысл запретов не в них самих, а в том, какая причина побудила их установить и то, к чему они в конечном итоге ведут.
В случае христиан Колосс запреты были связаны с их уклонением в иудейский обрядовый закон, они под влиянием лжеучителей решили, что для полноты праведности им необходимо исполнять постановления Ветхого Завета. Апостол Павел объясняет свое отношение к этим постановлениям: «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти». Почему же такая аскеза не мудрость, а только мимикрия под мудрость? Ответы мы находим в дальнейших словах апостола: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном». Предписания Ветхого Завета имеют исключительно земной смысл, они были нужны для того, чтобы избранный Богом народ мог сохранить себя до пришествия Христа.
С этой задачей закон Моисея успешно справился, Христос пришел, а вместе с Ним пришла и новая эпоха, в которую любые аскетические ограничения должны иметь смысл духовный и вечный. В эпоху Нового Завета аскеза в собственном смысле этого слова нужна не для того, чтобы отделить одно сообщество от всех прочих, а для того, чтобы помочь в общении с Богом. Против такой аскезы апостол Павел никогда не выступал, напротив, он был ее сторонником.
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер