
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Церкви и около нее всегда находились и находятся люди, которые стремятся не к Богу, а к каким-то сверхъестественным состояниям или же мистическим озарениям. Им интересно не общение с Богом как таковое, не Сам Бог, не Его слова, а собственные эмоции и разного рода экстатические состояния, которые выдаются за плод молитвы. Церковь же неустанно свидетельствует, что ничего подобного искать не стоит, не надо гоняться за внешними эффектами, о них даже думать не стоит. Более того, такие поиски крайне опасны как для души человека, так и для его ума. Но если общение с Богом не проявляет себя в каких-либо необычных состояниях, то как его можно распознать? Что может быть достоверным свидетельством того, что человек находится на правильным пути, если он не ощущает ничего сверхъестественного? В чем вообще может быть отличие христианина от других людей? Апостол Павел в сегодняшнем отрывке дает ответ на эти вопрос: истинное богообщение должно приводить к плодам Святого Духа, а это, по апостолу, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Не что-то одно из этого перечня, а все сразу. Если же всего и сразу нет, то значит и нет плодов Святого Духа вообще. К примеру, радость может быть иллюзорной, надуманной, она может быть простой эмоцией, которая вызвана, скажем, неожиданной денежной премией, а вовсе не плодом Духа. Такая радость мгновенно оборачивается крайней печалью, если ее носитель подвергается каким-либо внешним нападкам. А все потому, что нет ни веры, ни кротости, ни долготерпения. Абсолютно любой дар из данного апостолом перечня может быть подвергнут фальсификации, а потому его надо проверять, конечно, в самом себе, а не в ком-то другом.
Все перечисленные апостолом дары Духа относятся к духовно-нравственной области, а их перечисление соблюдает определенный порядок: они расположены в порядке убывания, от высшего с низшему. В основе же всего лежит воздержание. Оно рождает кротость, кротость приводит к вере, вера — к милосердию и так далее. О том, что начинать стяжание даров Святого Духа надо с воздержания, говорит и следующая за перечнем даров апостольская мысль, в которой упоминаются те, кто распял «плоть со страстями и похотями». То есть те, кто научился жить по разумной своей воле, сопряженной с волей Бога, а не под диктовку тела с его бесконечными и зачастую лишенными какого-либо смысла требованиями. Достигается же это только через обретение навыка воздержания. Наличие воздержание проверить очень легко: оно либо есть, либо его нет. Либо способен человек придерживаться установленного для него режима поста и молитвы, либо нет. Если, к примеру, о вере и о ее присутствии даже в самом себе сказать крайне непросто, то воздержание не вызывает таких проблем. Дай нам всем, Господи, начать с малого, с воздержания, и прийти к великому, вечному и нетленному — к любви Христовой и радости о Христе Воскресшем!
Храм великомученика Никиты в селе Софьино
Примерно в пятидесяти километрах на юго-восток от шумной столицы, на правом берегу Москвы-реки, раскинулось село Софьино. Въезжаешь туда, свернув со всегда оживлённой трассы М5 «Урал» и попадаешь на узенькую асфальтированную дорогу. По обеим её сторонам — уютные домики, из-за заборов которых свешиваются ветви яблонь и рябин, а на живописном холме высится белая церковь с серебряными куполами — храм великомученика Никиты.
По преданию, Софьино принадлежало когда-то супруге московского князя Василия Первого, сына Дмитрия Донского — Софье. Первое документальное упоминание о селе датируется 1453-м годом. По всей вероятности, деревянный храм в нём к этому времени уже существовал и простоял вплоть до конца 18-го столетия. В документах государственного осмотра села за 1680-й год есть запись: «в Софьине церковь деревянная, изстари, строение старое, ветха». Каменный храм с колокольней и трапезной на её месте построили в 1770-м, по особому разрешению императрицы Екатерины Второй силами и средствами местных жителей. Величественная пятиглавая церковь, в архитектуре которой одновременно прослеживались черты московского барокко с его декоративными элементами, и классицизма со строгими линиями, была освящена в честь великомученика Никиты Готфского, с пределом в честь пророка Божия Илии. Она собирала в своих стенах верующих из Софьина и окрестных селений вплоть до 1939-го года.
Советская власть закрыла Никитский храм. В нём расположились мастерские сельской школы. В колокольне устроили склад удобрений. Колокола сбили и сбросили в овраг позади храма. Потом церковь долгие годы пустовала, зарастала кустами и деревьями и постепенно разрушалась. В таком виде и досталась она общине верующих села Софьино в 1991-м году. Софьинцы восстановили свой храм и даже подняли из оврага язык сброшенного туда когда-то колокола. Он лежит теперь на территории церкви, как напоминание о трагическом прошлом. Под сводами храма снова зазвучали молитвы и люди потянулись сюда, чтобы поклониться святыням. В церкви села Софьино хранится список с Новоникитской иконы Божьей Матери, которая, по древнему преданию, явилась во сне великомученику Никите Готфскому. А ещё в храме есть уникальный животворящий так называемый «Семейный крест», составленный из икон благочестивых супружеских пар: Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы, Адриана и Наталии, Петра и Февронии, Кирилла и Марии, императора Николая Второго и императрицы Александры Фёдоровны. Перед софьинским Семейным крестом молятся о деторождении и крепости семейных уз.
Все выпуски программы ПроСтранствия
19 ноября. Об ответственности христианина перед Богом
В 12-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кому много вверено, с того больше взыщут».
Об ответственности христианина перед Богом — священник Александр Сапунов.
Всевышние слова, сказанные в Евангелии от Луки: «Кому много вверено, с того больше взыщут», — говорят нам о том, что каждый человек несёт ответственность за последствия реализации своих способностей и талантов. Под талантами мы можем подразумевать абсолютно разные вещи: это умение вести своё дело, успехи в творческом пространстве, успехи в научном мире и в обучении.
Святитель Лука Крымский так размышляет об этом в евангельском отрывке: «Какой ответ даст каждый из тех, кому дан большой ум, воля, глубина разумения, знания, силы духовные?» И ведь действительно, у любого таланта есть своя обратная сторона. То есть велик риск вложить его не в вечность, а во временное и преходящее.
Но как не допустить этой ошибки, этой неправильной реализации? Евангелие даёт нам следующий ответ: «Через служение ближним, а уже через служение ближним — и Самому Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема
19 ноября. О воздержании от греха и трудах человека для очищения от страстей

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда».
О воздержании от греха и трудах человека для очищения от страстей — игумен Лука (Степанов).
Бог не действует в той душе, которая не потрудилась избавить себя от последствий действия страстей. Человеческой воле дано захотеть, а божественной силе — осуществить освобождение от всякой греховной зависимости. Только так потрудившийся в своём собственном устремлении к очищению и оказывается избранником Божиим и местом благодатного божественного присутствия.
Блуд же, как и всякие плотские грехи, совершаемые и действием, и расположением сердца, оказывается причиной совершённого внутреннего беспорядка. Когда душевное в человеке подчиняется плотскому, о чём ещё ветхозаветный пророк сказал о народе, порабощённом чувственными грехами: «Люди, не может Дух Мой пребывать в них, поскольку они плоть».
Так вот, преобразить себя из состояния плоти в состояние одушевлённое и одухотворённое возможно только при сердечном, искреннем покаянии во всяком своём плотском грехопадении.
Все выпуски программы Актуальная тема







