
Гал., 200 зач., I, 11-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Для каждой эпохи характерны свои уникальные вызовы и проблемы. В эпоху жизни апостола Павла, помимо всех прочих сложностей, очень важное место занимала проблема соотношения закона Ветхого Завета и веры во Христа. Церкви было важно найти ответ на вопрос о том, должны ли христиане для своего спасения соблюдать древний закон Моисея. Апостол Павел был убеждён в отрицательном ответе на этот вопрос, однако далеко не все христиане были согласны с апостолом, а потому ему приходилось отстаивать свою точку зрения. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы Послания апостола Павла к Галатам, в этом отрывке Павел говорит о самом себе, дабы его адресаты поняли, что мысли апостола — это не его личные мысли, это то, что он принял от Христа, а потому и позиция апостола Павла не может быть ошибочной.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Легко заметить, что апостолы о себе самих почти ничего не писали; всё то, что касается их личной жизни, появлялось в апостольских посланиях лишь вследствие миссионерской необходимости. Так обстоит и с прозвучавшими только что словами Послания апостола Павла к Галатам. Павел написал о своём призвании к апостольскому служению для того, чтобы адресаты его послания поняли, что Павел — не какой-то самозванец, каким его хотели представить враги апостольского учения; Павел — самый настоящий апостол, ведь он избран Христом, а не кем-то иным. При этом Павел не стал скрывать и обстоятельства своей прежней жизни: он честно сообщил, что ранее «жестоко гнал церковь Божию и опустошал её». Здесь же Павел написал и о том, что был «неумеренным ревнителем отеческих [...] преданий».
Последнее замечание — про павлово юношеское отношение к «отеческим преданиям» — имеет большое значение в контексте той мысли, которую он стремится донести. Павел не только апостол, но он ещё и знаток закона Моисея; более того, в его жизни был период, когда он чрезвычайно ревностно относился к исполнению этого закона, полагая через это обрести благодать Божию. Однако оказалось, что жизнь по всей строгости закона не способна привести к чему-либо, кроме тех слов, которые Павел услышал от Христа в момент своего призвания к апостольству: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9:5). Понимание того, что спасти человека может лишь Христос, было у апостола Павла двояким: во-первых, из личного опыта общения со Спасителем; во-вторых, из опыта ревностной жизни по закону Ветхого Завета. Вряд ли у кого-то был схожий с павловым опыт, а потому и слова апостола имеют особую ценность как свидетельство того, на что христиане должны обращать своё внимание — не на законы Ветхого Завета и не на правила иудаизма, а на закон Христов, который записан не буквами, а Духом Святым в сердцах верующих.
Конечно, большинство современных христиан отнюдь не стремятся исполнять закон Ветхого Завета, но мы понимаем, что различные правила и предписания нас по-прежнему буквально завораживают; мы ищем ту инструкцию, следование которой обеспечит нам благополучное настоящее и спасительное будущее. Однако такой инструкции попросту не существует; есть лишь благодать Божия, способная привести нас ко спасению. Но благодать не подчиняется никаким законам, она их несопоставимо выше, а потому и законы наши нужны лишь для того, чтобы не ошибиться и не уйти от Христа в совсем иную сторону.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
28 июля. О духовном выборе святого равноапостольного князя Владимира

Сегодня 28 июля. День памяти равноапостольного князя Владимира, жившего во второй половине десятого и начале одиннадцатого века.
О духовном выборе святого князя — протоиерей Владимир Быстрый.
В судьбоносном 988 году свершилось величайшее событие — крещение Руси. Во главе этого духовного преображения стоял князь Владимир.
Сам Владимир, некогда ревностный язычник, прошёл долгий путь искания веры, и его выбор пал на православие, покорившее послов неземной красотой богослужения в Царьграде. Чудесное исцеление от слепоты в купели Херсонеса стало символом прозрения души. «На суд Я пришёл в мир сей, чтобы невидящие видели», — говорил Господь наш Иисус Христос.
Крестившись с именем Василий, князь вернулся в Киев преображённым. И вот на берегах Днепра совершилось великое таинство. Тысячи киевлян, тысячи русских людей вошли в воды крещальной купели, рождая Святую Русь.
Сам Владимир явил потрясающий пример. Из грозного воина он стал милостивым правителем, отменившим казни и кормившим нищих.
Крещение Руси — не просто смена обрядов. Это был цивилизационный выбор, определивший нашу историю, культуру и душу русского человека на тысячелетия. Русь обрела письменность, законы, основанные на заповедях, и вошла в семью христианских народов.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июля. О служении Александра Бутурлина

Сегодня 28 июля. В этот день в 1694 году родился генерал-фельдмаршал, московский градоначальник граф Александр Бутурлин.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Его, гардемарина, учившегося в Московской академии, приблизил к себе царь Пётр Алексеевич, сделав его денщиком, доверяя ему самые секретные поручения, исполнительные, сообразительные. Будучи красавцем, человеком энергическим, Бутурлин назначен камергером принцессы Елизаветы по желанию Екатерины Первой. И дружба Елизаветы, будущей императрицы, стала, так сказать, путеводной звездой для нашего вельможи.
Но жить при дворе и избежать последствий интриг и происков царедворцев невозможно. Бутурлина, приблизившегося к Елизавете, ссылают в армию на Украину, где тот проявляет себя блестящим полководцем, бьёт турок и настолько обращает на себя внимание, что становится главным правителем Малороссии.
Побывав губернатором Москвы, сенатором, генерал-аншефом, подполковником Лейб-гвардии Преображенского полка, заслуживает доверие государей.
Мы с вами, кратко обозрев жизнь и деяния Александра Борисовича Бутурлина, помолимся об этом, без преувеличения сказать, выдающемся человеке, в жизни которого было всё: и подвиги на благо Отечества, и самопожертвования.
Будем верить, что он, не пренебрегая тайнам покаяния, причащением Святых Христовых Тайн, примирился с Божьей правдой и ныне входит в число молитвенников за наше многострадальное Отечество, за Малороссию, где ныне, увы, свершаются сражения по проискам наших вечных зарубежных недругов, но, надеемся, приведут к замирению Великой, Малой и Белой Руси.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июля. Об истории Андреевского собора

Сегодня 28 июля. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был заложен каменный Андреевский собор.
О его истории — священник Николай Яковлев.
По преданию Русской Церкви, стопы апостола Андрея ступили на земли Новгорода во время его финального миссионерского путешествия. А через 17,5 столетий гением наших самодержцев, воинской славой непобедимого флота российского и, конечно же, безмерным трудолюбием нашего народа, был воздвигнут собор в честь святого первозванного апостола. Более чем за 2,5 столетия этот духовный исполин вписал в свои недра молитвы и предстательства множества святых и выдающихся наших с вами соотечественников.
Здесь, в середине XVIII века, святая блаженная Ксения познакомилась со своим будущим супругом Андреем Петровым. Здесь они повенчались. А в 1745 году за праздничным богослужением принёс присягу, вступая в должность профессора, Михаил Васильевич Ломоносов. Весь XIX век собор впитывал в себя и духовно умножал славу величайших флотоводцев и кавалеров ордена святого Андрея Первозванного.
А когда наступило безбожное лихолетье, в страшном расстрельном 1935 году необычайным мужеством начальника Госинспекции памятников Ленинграда Николая Белихова собор был спасён от физического уничтожения. И, благодарение первозванному апостолу, с 90-х годов прошлого века в соборе ежевременно совершается Божественная литургия. А сегодня, в наши дни, образованнейшее духовенство достойно продолжает литургическую и миссионерскую традицию своих святых предшественников.
После богослужений прихожане и учащиеся школ Петербурга попадают в ограде собора в иммерсивное пространство Святой Земли. Через посещение хоров Тайной Вечери дети и взрослые погружаются в атмосферу евангельских событий, а затем входят в символические врата входа Господня в Иерусалим, а после спускаются с жёнами-мироносицами ко гробу Господню, где и сопереживают счастье воскресения Христова. Потрясающе!
И вот, взирая на этот величественный исполин, Андреевский собор, и на прочие святыни Санкт-Петербурга, хочется возгласить городу над вольной Невой: «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо!»
Все выпуски программы Актуальная тема