
Сегодня 20 июля. День памяти Преподобного Фомы из Малеи, жившего в X веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Фома был римским, а точнее византийским военачальником. Он одержал множество побед над варварами, а после удалился от мира и жил в аскезе. Житие сообщает о множестве подвигов и чудесах по истине библейского масштаба. Однако в тексте нет ни географической локализации, ни данных по хронологии.
Исследователям до сих пор не удалось опознать место подвигов святого. Существуют разные версии: от горы Афон до окрестностей Константинополя. Поскольку время подвигов святого, скорее всего, приходится на XIII–IX век, можно предположить, что жил он в Вифинии. Тем более, что недалеко от Никеи предположительно протекала некая река Малея.
В ту эпоху именно эта историческая область стала прибежищем множества монахов. В силу географической удалённости и опасности от кочевников и пиратов, византийская полиция и армия там не появлялись. Монахи же скрывались от иконоборчества, которое распространяли тогдашние власти.
Такое предположение приоткрывает нам другие черты образа святого. Скорее всего, он сам скрывался от иконоборцев, потому что бежал от мира, более не желая служить еретикам-императорам. Аскеза и уединение в нём сделали примером верности святому православию в неверных обстоятельствах лукавого времени.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июля. О власти Христа прощать грехи

В 9-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: — встань, возьми постель твою, и иди в дом твой».
О власти Христа прощать грехи — диакон Сергий Кульпинов.
Господь здесь специально акцентирует внимание на том, что Он исцеляет человека, который был парализован. Потому что если бы Он просто сказал: «Прощаются тебе твои грехи», — то окружающие восприняли бы это просто как пустые слова, которые ничего не значат.
Господь же убедительно показывает, что Он действительно совершенный Бог, совершенный Человек, что Он действительно Сын Божий, тем самым, что Он — Законодатель этого мира. Он является Творцом мира, и поэтому Он может менять его законы.
Господь нам дал законы этого мира. Эти законы познаваемы, что важно. То есть мы знаем закономерности этого мира. Но при этом Господь всегда даёт нам возможность обращаться к Нему, молиться и просить о ниспослании чуда. То есть Господь как Законодатель может менять законы нашего мира и творить чудеса.
Это очень важно, чтобы мы об этом помнили, чтобы мы всегда имели надежду на то, что те законы, которые мы знаем, могут измениться, если мы будем молиться, если мы будем обращаться за этим к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июля. О любви

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру».
О любви — протоиерей Максим Первозванский.
«Любовь вообще — это совокупность совершенств, — говорит апостол Павел, — поэтому это не просто какая-то эмоция, но если даже редуцировать её до эмоции и говорить о приязни, то выражение приязни нашей друг к другу в большинстве случаев является притворным.
Подходит ко мне добрый прихожанин и говорит: «Батюшка, вот тот и тот», и пытается обязать меня разговором. Возможно, в некоторых случаях я испытываю неприязнь, думаю: «Я вот собирался отдохнуть или у меня были совсем другие планы, а ты тут ко мне пришёл». Но я же не буду ему об этом говорить, я всё равно буду притворно улыбаться и говорить: «Как я рад тебя видеть, да, конечно, давай то-то, то-то и то-то», пытаясь ответить на его запрос.
И если я стараюсь жить по заветам апостола Павла, то я буду осуждать себя. Как же так? Человеку что-то нужно, а ты вот притворно с ним разговариваешь. Я постараюсь максимально сделать свою любовь и свою приязнь непритворной. И даже если у меня не очень получится, человек, видя мое усилие, будет ощущать эту любовь как моё усилие.
И поэтому мы не всегда властны над своими эмоциями, но мы властны нашей волей и нашим желанием, и нашей любовью ко Христу всё-таки делать нашу любовь максимально непритворной.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 110 зач., XII, 6-14.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Божественная Литургия, как многие знают, совершается в храме — ради которой храм-то и существует. Но задумываемся ли мы над тем, может ли литургией — именно как «общим делом» — стать обычная будничная жизнь? Об этом — отрывок из 12-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который и читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 12.
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, в учении;
8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Завершив очень подробное изложение основополагающих христианских истин в предыдущих главах своего послания к Римлянам, апостол Павел переходит к реальной, практической стороне жизни христианской общины: буквально к «литургии быта». Перед нами — своего рода изложение основ христианского уклада жизни, который впоследствии станет фундаментом формирования в том числе и уставов монастырей.
В этом очень кратком, но предельно насыщенном смыслами «микро-уставе» есть несколько моментов, на которые хочется обратить внимание.
Первое — многообразность форм деятельности. Апостол не пытается всех «причесать под одну гребёнку»: община — это не армия, где главное — дисциплина и доминирующий принцип — «не высовываться». Раскрывать свой дар — «харизму» — можно и нужно «изнутри», сообразно самому дару — а не «функциональной потребности» общины. Но каждый дар должен быть реализуем предельно тщательно и хорошо: относиться к своему служению поверхностно, нерадиво — преступно.
Второе — на главное место апостол выводит ценность межличностных отношений членов общины друг с другом: чего стоит только одно завещание «быть братолюбивым друг к другу с нежностью», а также «предупреждать друг друга в почтительности»!
Третье — и, наверное, это самое сложное в реализации — община предстаёт сплочённым монолитом не потому, что все только и заботятся, чтобы угодить друг другу, а потому, что они устремлены к одному и тому же центру — Христу Воскресшему, и именно горение веры сердец обеспечивает ту самую внутреннюю теплоту, которая даёт силы и вдохновение жить по-христиански. Как хорошо об этом сказал святитель Феофан Затворник в своей книге «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться»: «Ревность... горящая, постоянная и неутомимая бывает только по облагодатствовании духа нашего... Он... всё направит к одному: богоугождению и спасению».
Вот это и есть — «литургия быта», к которой нас сегодня зовёт апостол Павел: научиться то самое состояние благоговейного предстояния перед Богом, с которым мы выходим из храма, переносить дальше, в самую гущу мирского быта — потому что и он ждёт своего освящения!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов