
Гал., 205 зач., III, 8-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Чувство вины перед Богом и совестью за то, что не исполняешь правила церковного устава, для многих из нас, является чем-то естественным. Нередко именно оно стимулирует нас двигаться по пути совершенства. Однако бывает, что это переживание так сильно, что становится для нас тяжким бременем. Как же относиться к этому состоянию? Что с ним делать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Тема противопоставления жизни по закону и жизни по вере регулярно встречается в посланиях апостола Павла. И это не случайно. Эта тема имеет огромное значение для понимания того, что такое подлинная религиозная жизнь. Под законом апостол Павел в первую очередь подразумевает различные ритуальные предписания, которые было необходимо соблюдать древнему еврею. Часть из них была записана, часть передавалась из уст в уста или просто предполагалась как негласная культурная норма. Если человек эти правила соблюдает, он благочестив. Если не соблюдает, нечестив. Так, например, необходимо было быть обрезанным, посещать синагогу, хотя бы раз в год совершать паломничество в Иерусалимский храм, приносить жертвы, совершать омовения, не работать в субботу, отмечать религиозные праздники. Соблюдаешь эти нормы, этого, по мнению древнего иудея, достаточно для поддержания полноценных отношений с Богом.
Однако апостола это не устраивает. И сегодня мы слышим, почему. Невозможно, говорит Павел, в полноте, в точности исполнить все предписания закона. А если так, то ты постоянно будешь виновен перед Богом хотя бы в чём-то. Как говорится, «был бы человек, дело всегда найдётся». А потому на этом уровне мира с Богом не найдёшь. Если кто-то считает, что он соблюдает закон и у него всё в порядке с Богом, он обманывает сам себя. Замечательную иллюстрацию этой мысли находим уже в Евангелии. Ко Христу подходит богатый юноша и говорит, что с детства в точности исполнил весь закон. Однако сам факт, что пришёл он к Спасителю с вопросом, как ему войти в Царство Небесное, показывает, что внутри себя молодой человек ощущает острую нехватку чего-то важного. Закон исполнил, а на сердце нет удовлетворения.
Поэтому и предлагает апостол Павел искать мир с Богом на ином уровне. На этот уровень и указывает слово «вера». Жизнь по вере — это жизнь согласно закону сердца. Говоря иначе — это ощущение и осознание живого присутствия Бога в моей жизни и следование не столько внешним предписаниям, сколько глубокой духовной интуиции, внутренней правде. Именно подчиняясь этому зову, действовали такие праведники, как Авраам, о котором сегодня упоминает Павел.
Очень важно это помнить и нам. Ведь если в своей духовной жизни мы делаем ставку на соблюдение внешних предписаний, мы обречены испытывать постоянное чувство вины. За двухтысячную историю существования Церковь накопила огромное количество правил. Их не то, что невозможно исполнить, их все невозможно даже изучить. Да что там все правила. Вряд ли у многих из нас найдутся силы исполнить хотя бы действующий устав. И человека благочестивого это может обречь на страдания. Он будет жить и маяться, как богатый юноша из Евангелия. Вроде в Церкви, но постоянно чего-то не хватает. Постоянно ощущение своего несовершенства и нечистоты. Наверное, подобное ощущение — это тоже определённый духовный путь. Всё же лучше переживать о том, что не исполнил закон, чем жить без всякого закона. Поэтому апостол Павел и говорит: «закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им». Однако эта жизнь соответствующего качества. У некоторых стремление исполнить предписания перерастает в одержимость. Человек начинает придираться к себе и окружающим по всяким мелочам. Стремление к безупречности превращается в навязчивую идею. Быть рядом с такими людьми особенно тяжело.
Потому, слава Богу, что мы христиане. Это не означает что внешний закон для нас не писан. Это означает, что нам доступен и более глубокий уровень общения с Богом и миром. Христос даровал нам благодать. Доступ к ней мы получаем, когда обретаем способность входить вглубь своего сердца. Только здесь, в этом пространстве обитает настоящая вера в Творца. Здесь нет вины, нет стыда, здесь есть радость присутствия Бога. Исполнение Евангелия — путь к этой сокровенной горнице. Как пишет об этом преподобный Макарий Великий: «Делай правду, совершаемую во внутреннем человеке... здесь душа твоя да вступит в общение с Богом, как невеста с женихом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Костюмированный бал 1903 года

Фото: Evgeniy Zolotarev / Pexels
В 1903 году правящему императорскому роду Романовых исполнилось 290 лет. В честь этой даты император Николай II и его супруга Александра Фёдоровна решили провести костюмированный бал. По задумке, он устраивался в стиле допетровской Руси XVII века, поэтому все приглашенные гости должны были прийти на праздник в русском национальном костюме времён правления царя Алексея Михайловича Тишайшего.
С конца XIX века в России возник особый интерес к национальной культуре. Многие художники и архитекторы обращались к древнерусским сюжетам: на картинах стали появляться изображения сказочных и былинных героев, а архитекторы начали чаще обращаться к элементам древнерусского зодчества. В изобразительном искусстве и архитектуре даже появился новый стиль, названный искусствоведами неорусским. Этому творческому веянию особо покровительствовала Царская семья. Новый костюмированный бал задумывался с целью привлечь внимание к русской культуре.
Императрица Александра Фёдоровна принимала личное участие в оформлении костюмов для себя и своего супруга, а к пошиву были привлечены лучшие художники и костюмеры императорских театров. Особое внимание уделялось историческому соответствию нарядов. Приглашённые гости тоже готовились к торжеству. Известно, что сестра императора Николая II — Ксения, перед балом лично нашивала украшения на своё платье. Невероятной красоты кокошник к её наряду был изготовлен Евгением Фаберже — сыном известного ювелира Карла Фаберже.
Программа праздника была рассчитана на 2 дня —— 11-е и 13-е февраля. Торжество открывал концерт в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга, где ставились сцены из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и фрагменты постановок русского балета.
13 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся сам костюмированный бал. Комендант дворца Владимир Воейков вспоминал, что впечатление получилось сказочное. Бальный зал был заполнен дамами в сарафанах русских боярынь, и кавалерами, одетыми в костюмы бояр и стрельцов. Император Николай II впоследствии записал у себя в дневнике: «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми». Сам он был одет в точную копию царского выходного платья царя Алексея Михайловича Тишайшего, а императрица в костюм супруги царя — царицы Марии Ильиничны.
Специально приглашённые фотографы запечатлели красоту праздника на множестве снимков. В последствии фотокарточки вошли в памятный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце».
Главная цель торжества — привлечь внимание к русской истории и традициям — была достигнута. В России ещё больше возрос интерес к отечественной культуре.
Сейчас праздничные костюмы императора Николая II и Александры Фёдоровны можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.
Все выпуски программы Открываем историю
Владимирский храм (Владикавказ)

Владикавказ — столица республики Северная Осетия-Алания, входящей в состав России. Город расположен на реке Терек, у подножия Большого Кавказского хребта. Здешняя земля издавна принадлежала осетинам, потомкам древних аланов. Этот народ принял веру во Христа в первом веке, услышав проповедь апостола Андрея Первозванного.
В десятом столетии Алания была крупным христианским государством на Северном Кавказе. Спустя три века страну разорили орды монгольских кочевников. Выжившие аланы ушли высоко в горы, оказались в изоляции, вскоре утратили преемственность духовенства и лишились священников.
Вернуться к вере отцов горцам помогли русские миссионеры после присоединения Осетии к России в 1774 году. Особенно эффективными просветительские труды стали после 1875-го, когда Церковь учредила во Владикавказе кафедру епископа. Её возглавил святитель Иосиф Чепиговский. Будучи знатоком осетинского языка, он переводил для своей паствы богослужебные тексты. При владыке Иосифе в епархии открылись новые храмы, церковно-приходские школы, духовные училища и первая женская гимназия.
Через год во Владикавказе для епископа построили резиденцию. Строение из красного кирпича расположилось в самом центре города, на улице Крепостной, сейчас она носит имя грузинского поэта Церетели. Богослужения в резиденции вначале совершались в маленькой домовой церкви. В 1911 году к дому архиерея пристроили просторный храм и освятили его во имя равноапостольного князя Владимира. Само здание резиденции было расширено и у него появились дополнительные этажи.
Благоустроили православные и территорию вокруг епископского подворья. Особенно был хорош парк, окружавший Владимирскую церковь. Здесь цвели растения со всех концов мира, прогуливались павлины и пели птицы.
В 1922 году этот благодатный уголок разорили безбожники. Владимирскую церковь закрыли, а резиденцию передали военному ведомству. К двухтысячному году комплекс оказался заброшенным. Его вернули Православной церкви в 2013-м. Спустя семь лет в отреставрированном здании архиерейской резиденции открылся духовно-просветительский центр. Сердцем этого комплекса стал восстановленный храм князя Владимира. В росписях под его сводами отражена духовная и историческая связь России и Алании.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Псалом 144. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую псалмы так или иначе затрагивают тему страдания и поиска справедливости. Но есть и псалмы совсем иного рода — благодарственные и хвалебные. В этих псалмах нет ничего, кроме славословия Бога и воспевания Его величия. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит один из таких псалмов — 144-й. Это довольно пространный псалом, давайте послушаем его вторую часть.
Псалом 144.
Хвала Давида.
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твоё во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём.
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;
11 да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоём,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоём и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твоё — царство всех веков, и владычество Твоё во все роды. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.
14 Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в своё время;
16 открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
Как мы только что услышали, наряду со славословием Бога 144-й псалом содержит в себе и некоторые важные истины о Боге и о Его отношении к человеку.
Бесспорно, что Бог — наш Творец и Промыслитель, Он слышит наши молитвы, Он ведёт нас ко спасению, Он наставляет нас и поддерживает. Более того, Он даёт нам и саму жизнь. Однако есть одна сложность, которую, как показывает практика, не в состоянии осознать некоторые наши современники. Они не могут понять вот что: если Бог слышит любую молитву, то зачем нужны посредники в виде священнослужителей и вообще всей довольно громоздкой и запутанной церковной структуры? Те, кто задаётся этим вопросом, в качестве аргумента могут привести главного автора Псалтыри царя и пророка Давида: Давид не был священником, он взывал к Богу напрямую и был услышан. Впрочем, не только Давид поступал таким образом, подобных примеров в истории неисчислимое множество. Так зачем же нужны посредники?
Ответ 144-го псалма звучит так: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс. 144:17–18). Здесь обращает на себя внимание довольно загадочное выражение про призывающих Бога «в истине», и это выражение нуждается в пояснении. Речь здесь идёт не только о догматически верном представлении о Боге, но и о том, чтобы в молитве искать, в первую очередь, самого Бога. Именно об этом, комментируя 144-й псалом, написал блаженный Августин, его слова звучат так: «Многие призывают Его, но не в истине. Они ищут чего-то другого от Него, но не ищут Его Самого».
Да, до такой высоты способны дойти не все, и очень непросто встретить человека, который стремился бы лишь к Богу, а не к тому, что Бог может дать. Однако именно к такому человеку близок Бог, именно такого человека Он слышит, и такой человек может стать посредником для тех, кто не взошёл на нужную высоту. Церковь предполагает и надеется, что священники будут именно такими людьми, и дай Бог, чтобы это ожидание Церкви оправдалось!