
Гал., 205 зач., III, 8-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Чувство вины перед Богом и совестью за то, что не исполняешь правила церковного устава, для многих из нас, является чем-то естественным. Нередко именно оно стимулирует нас двигаться по пути совершенства. Однако бывает, что это переживание так сильно, что становится для нас тяжким бременем. Как же относиться к этому состоянию? Что с ним делать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Тема противопоставления жизни по закону и жизни по вере регулярно встречается в посланиях апостола Павла. И это не случайно. Эта тема имеет огромное значение для понимания того, что такое подлинная религиозная жизнь. Под законом апостол Павел в первую очередь подразумевает различные ритуальные предписания, которые было необходимо соблюдать древнему еврею. Часть из них была записана, часть передавалась из уст в уста или просто предполагалась как негласная культурная норма. Если человек эти правила соблюдает, он благочестив. Если не соблюдает, нечестив. Так, например, необходимо было быть обрезанным, посещать синагогу, хотя бы раз в год совершать паломничество в Иерусалимский храм, приносить жертвы, совершать омовения, не работать в субботу, отмечать религиозные праздники. Соблюдаешь эти нормы, этого, по мнению древнего иудея, достаточно для поддержания полноценных отношений с Богом.
Однако апостола это не устраивает. И сегодня мы слышим, почему. Невозможно, говорит Павел, в полноте, в точности исполнить все предписания закона. А если так, то ты постоянно будешь виновен перед Богом хотя бы в чём-то. Как говорится, «был бы человек, дело всегда найдётся». А потому на этом уровне мира с Богом не найдёшь. Если кто-то считает, что он соблюдает закон и у него всё в порядке с Богом, он обманывает сам себя. Замечательную иллюстрацию этой мысли находим уже в Евангелии. Ко Христу подходит богатый юноша и говорит, что с детства в точности исполнил весь закон. Однако сам факт, что пришёл он к Спасителю с вопросом, как ему войти в Царство Небесное, показывает, что внутри себя молодой человек ощущает острую нехватку чего-то важного. Закон исполнил, а на сердце нет удовлетворения.
Поэтому и предлагает апостол Павел искать мир с Богом на ином уровне. На этот уровень и указывает слово «вера». Жизнь по вере — это жизнь согласно закону сердца. Говоря иначе — это ощущение и осознание живого присутствия Бога в моей жизни и следование не столько внешним предписаниям, сколько глубокой духовной интуиции, внутренней правде. Именно подчиняясь этому зову, действовали такие праведники, как Авраам, о котором сегодня упоминает Павел.
Очень важно это помнить и нам. Ведь если в своей духовной жизни мы делаем ставку на соблюдение внешних предписаний, мы обречены испытывать постоянное чувство вины. За двухтысячную историю существования Церковь накопила огромное количество правил. Их не то, что невозможно исполнить, их все невозможно даже изучить. Да что там все правила. Вряд ли у многих из нас найдутся силы исполнить хотя бы действующий устав. И человека благочестивого это может обречь на страдания. Он будет жить и маяться, как богатый юноша из Евангелия. Вроде в Церкви, но постоянно чего-то не хватает. Постоянно ощущение своего несовершенства и нечистоты. Наверное, подобное ощущение — это тоже определённый духовный путь. Всё же лучше переживать о том, что не исполнил закон, чем жить без всякого закона. Поэтому апостол Павел и говорит: «закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им». Однако эта жизнь соответствующего качества. У некоторых стремление исполнить предписания перерастает в одержимость. Человек начинает придираться к себе и окружающим по всяким мелочам. Стремление к безупречности превращается в навязчивую идею. Быть рядом с такими людьми особенно тяжело.
Потому, слава Богу, что мы христиане. Это не означает что внешний закон для нас не писан. Это означает, что нам доступен и более глубокий уровень общения с Богом и миром. Христос даровал нам благодать. Доступ к ней мы получаем, когда обретаем способность входить вглубь своего сердца. Только здесь, в этом пространстве обитает настоящая вера в Творца. Здесь нет вины, нет стыда, здесь есть радость присутствия Бога. Исполнение Евангелия — путь к этой сокровенной горнице. Как пишет об этом преподобный Макарий Великий: «Делай правду, совершаемую во внутреннем человеке... здесь душа твоя да вступит в общение с Богом, как невеста с женихом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема