Гал., 214 зач., VI, 2-10.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В текстах Священного Писания порой встречаются совершенно исключительные, пронзительные фразы, которые аккумулируют в себе ясные, простые ответы на вопросы, которые порой кажутся неразрешимыми в принципе.
В отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в православных храмах за богослужением, как раз есть несколько таких «духовных алмазов».
Глава 6.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
5 ибо каждый понесет свое бремя.
6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
Ключевая фраза сегодняшнего отрывка из послания апостола Павла к Галатам — первая — о том, что «нося бремена друг друга» — мы только и можем исполнить закон Христов. Что же это означает на практике?
Давайте послушаем, как толкует этот отрывок святитель Василий Великий. Вот что он пишет: «Грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово. Его-то берём друг у друга, и снимаем друг с друга, приводя согрешающих к обращению». Неожиданный поворот, не так ли? То есть под пресловутыми «бременами» у апостола имеется в виду именно грех, всё то, от чего, казалось бы, мы должны буквально отшатываться, отстраняться — а апостол призывает нас снимать эти бремена с чужих плеч и взваливать на свои собственные! Нет ли в этом противоречия?
Давайте послушаем святителя Иоанна Златоуста: «Поскольку невозможно, будучи человеком, прожить без пятна, то апостол убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, дабы и другие сносили их недостатки». Но самое интересное в толковании Златоуста — далее, где он разбирает слова: «И таким образом исполните закон Христов». Вот что он замечает: «(Апостол) не сказал — „исполняйте“ (πληρώσατε), но — „восполняйте“ (αναπληρώσετε), то есть: „исполняйте всё вместе совокупными силами, терпя недостатки один другого“». Так, например, тот вспыльчив, а ты сонлив: сноси же, в таком случае, его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость«.
Другими словами, дело совсем не в том, чтобы мы, сжав зубы в кулак, просто терпели несносность других людей! Апостол призывает нас решительно отказаться от такого «инструментального» отношения к окружающим нас — даже ради собственного спасения! Призыв апостола куда глубже: он предлагает перестать воспринимать себя в отрыве от ближних, как некую самодостаточную — и поэтому самодовольную — единицу! Только в общности с другими, только в церковном единстве мы становимся «наполненными», «восполненными» один другим — и не только в плане добавления лучшего к нашему уже хорошему — но и компенсации нашей худости чужой добротой!
Какое же великое благо дано нам, христианам, в течение жизни научиться именно такой общности — не формальной, не потребительской — а по образу Христовой любви, которая никогда не ищет ничего своего, но только — пользы и спасения другого!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











