
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Гал., 211 зач., IV, 28 — V, 10.
Глава 4.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Глава 5.
1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8 Такое убеждение не от Призывающего вас.
9 Малая закваска заквашивает все тесто.
10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Библейская книга Бытия, пожалуй, самая важная и глубокая книга Ветхого Завета. Дело не только в том, что в ней содержится рассказ о сотворении Богом мира и человека, а также трагическая история грехопадения первых людей, книга Бытия целиком представляет собой богословское осмысление человека, его места в мире и его предназначения. Делается это через множество самых разных образов. Вообще, книга Бытия, несмотря на то, что она относится к разделу так называемых исторических книг Священного Писания, имеет самое прямое и непосредственное отношение к духовной жизни любого человека, в том числе и христианина, без знания этой книги попросту невозможно понять очень многие тексты авторов Нового Завета и, как следствие, невозможно применить к своей жизни написанное.
Апостол Павел, будучи по рождению евреем, а по образованию фарисеем, конечно же, прекрасно знал Ветхий Завет, знал он и богословие книги Бытия. Взяв за основу иудейское прочтение этой книги, Павел преобразовал его в соответствии с духом и смыслом евангельского благовестия.
Сегодняшний отрывок Послания к Галатам начинается с апостольского рассуждения относительно судьбы детей праотца Авраама. На первый взгляд эти рассуждения кажутся немного странными и несколько неуместными. Причём тут Исаак и всё, с ним связанное? Какое нам — христианам — дело до всей этой древней истории? Но без знания происходившего с детьми Авраама мы не сможем понять сути дальнейших слов апостола. У Авраама было два сына: первый — Измаил — был рождён от служанки Агари, и он не был тем сыном, относительно которого Аврааму были даны Богом многие обетования, он был, если можно так выразиться, сыном отчаяния, ведь Аврааму к тому времени было 86 лет, его веры оказалось недостаточно, чтобы дальше ждать рождения сына от Сарры. Вместе с этим Измаила можно назвать и так, как его без упоминания имени называет в этом отрывке апостол Павел — «сыном плоти», ведь Авраам, ослабев в вере, пошёл на поводу исключительно земных рассуждений, плодом же стал Измаил. Позже у Авраама родился и второй сын, так, как это и было предречено Богом, — Исаак. Его рождение не связано ни с чем земным, оно было Божиим волеизъявлением, на это указывает и тот факт, что ко времени рождения Исаака его матери Сарре было 90 лет, а отцу — Аврааму — 99.
Апостол Павел уверяет, что христиане — наследники Исаака, то есть в нашей вере и в нашем обетовании нет ничего земного, ничего плотского, ничего нечистого и ничего человеческого. Вера в Христа Воскресшего — это возвещение абсолютной духовной свободы, которую ни в коем случае нельзя как бы то ни было предавать, от неё нельзя отказываться, идя на поводу земных устремлений и сиюминутных соображений, эту свободу нужно сохранять и беречь в самих себе, о чём апостол Павел и написал галатийским христианам, а вместе с ними всем нам: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1).
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема