Гал., 208 зач., III, 23 — IV, 5.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что услышанном отрывке апостол Павел обращается к одной из своих излюбленных тем — теме закона и веры. По его словам, несмотря на то, что закон Моисея перестал играть определяющую роль в жизни верующего человека, в прошлом он выполнял важную функцию. На эту функцию Павел указывает при помощи образа воспитателя-раба, который по-древнегречески назывался педагогос. Такой человек, живя в доме своих хозяев, играл важную роль в воспитании ребёнка. Каждый день он сопровождал его в школу и приводил обратно домой. Сам он не принимал участия в обучении, однако своим поведением, манерами, умением держаться и заботиться он должен был являть ребёнку пример мужества и высокого достоинства. Вот такой, по словам Павла, была и функция закона. Его основная задача заключалась в том, чтобы привести человека ко Христу. Подготовить и сформировать его внутренний мир для принятия благодати спасения. Закон не призывал человека к тому совершенству, к которому его призывает Евангелие. Он делал акцент на том, чтобы человек для начала научился быть человеком, то есть поступал с окружающими так, как хочет, чтобы они поступали с ним. Чтобы он научился быть благодарным Богу и выражал свою благодарность в признании единобожия и соответствующем религиозном ритуале. Можно сказать, что закон Моисея был начальной школой духовной и религиозно-общественной жизни. Но самое главное, как бы парадоксально это ни прозвучало, закон должен был научить людей, что они не в состоянии его полностью исполнить. Человек не может заработать спасение единственно своими силами. Как бы дотошно ты ни исполнял ритуальные предписания, как бы щепетильно ты ни следовал церковному уставу, какими бы благочестивым ты ни прослыл среди людей, это не поможет тебе допрыгнуть до неба. Так, в результате попыток тщательно исполнить закон у человека естественно должна была родиться мысль о том, что он совершенно бессилен. Он не может сам управлять своей жизнью так, чтобы направлять её в русло спасения. Даже самый благочестивый всегда просчитывается, всегда делает ошибки, оступается, нарушает разного рода уставные предписания. Не по злобе и не по вредности, а просто по немощи человеческой природы. Потому что память подводит, потому что есть слабости, есть разного рода болезни тела и души, есть сомнения и страхи. Замечательно об этом свидетельствует преподобный Сисой Великий. Когда он умирал, то сказал окружавшей его братии монастыря: «вижу грехов моих, как песок морской. А потому я не положил ещё и начало покаянию». А по этой причине спасти человека может только Бог при помощи чуда. Таким чудом и стало пришествие Христа, Который принёс людям благодать. Божественную силу, способную в ответ на усердие человека овладеть его сердцем, его душой, умом и телом и сформировать в нём необходимые для спасения мысли и чувства, помочь совершать действительно богоугодные поступки и произносить верные слова. Одним словом, дать ему спасительную, живую веру. Это и означают слова апостола Павла о том, что «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». То есть те, кто принял крещение и стал жить согласно Евангелию, которое призывает нас к деятельной любви, тот оделся во Христа. То есть обрёл с Ним то единство, которое независимо от дел закона открывает нам путь в Царство Небесное.
«Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра — елею, любовь — фитилю, на котором почивает, как огонь»
В 14 веке святитель Григорий Палама защищал православие от еретиков. Свои выводы святитель делал не на основе теории, а из реального духовного опыта — своего собственного и многих отшельников с горы Афон. Монахи афонского монастыря, где жил Григорий Палама, постом и молитвой побеждали в себе страсти. Они проникались силой Божественного присутствия настолько, что сияли светом. Об этом духовном явлении, которое в православии именуют исихазмом, святитель Григорий Палама говорил так:
«Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра — елею, любовь — фитилю, на котором почивает, как огонь, благодать Божественного Духа».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра — елею, любовь — фитилю, на котором почивает, как огонь»
- «Человеколюбие есть подобие Богу, оно благотворит всем людям, и добрым, и злым, как и Сам Бог всем благотворит»
- «Не падайте духом, ибо вас Матерь Божия любит больше, чем вы себя! Она смотрит на вас как на детей Христа!»
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.