
Гал., 208 зач., III, 23 — IV, 5.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что услышанном отрывке апостол Павел обращается к одной из своих излюбленных тем — теме закона и веры. По его словам, несмотря на то, что закон Моисея перестал играть определяющую роль в жизни верующего человека, в прошлом он выполнял важную функцию. На эту функцию Павел указывает при помощи образа воспитателя-раба, который по-древнегречески назывался педагогос. Такой человек, живя в доме своих хозяев, играл важную роль в воспитании ребёнка. Каждый день он сопровождал его в школу и приводил обратно домой. Сам он не принимал участия в обучении, однако своим поведением, манерами, умением держаться и заботиться он должен был являть ребёнку пример мужества и высокого достоинства. Вот такой, по словам Павла, была и функция закона. Его основная задача заключалась в том, чтобы привести человека ко Христу. Подготовить и сформировать его внутренний мир для принятия благодати спасения. Закон не призывал человека к тому совершенству, к которому его призывает Евангелие. Он делал акцент на том, чтобы человек для начала научился быть человеком, то есть поступал с окружающими так, как хочет, чтобы они поступали с ним. Чтобы он научился быть благодарным Богу и выражал свою благодарность в признании единобожия и соответствующем религиозном ритуале. Можно сказать, что закон Моисея был начальной школой духовной и религиозно-общественной жизни. Но самое главное, как бы парадоксально это ни прозвучало, закон должен был научить людей, что они не в состоянии его полностью исполнить. Человек не может заработать спасение единственно своими силами. Как бы дотошно ты ни исполнял ритуальные предписания, как бы щепетильно ты ни следовал церковному уставу, какими бы благочестивым ты ни прослыл среди людей, это не поможет тебе допрыгнуть до неба. Так, в результате попыток тщательно исполнить закон у человека естественно должна была родиться мысль о том, что он совершенно бессилен. Он не может сам управлять своей жизнью так, чтобы направлять её в русло спасения. Даже самый благочестивый всегда просчитывается, всегда делает ошибки, оступается, нарушает разного рода уставные предписания. Не по злобе и не по вредности, а просто по немощи человеческой природы. Потому что память подводит, потому что есть слабости, есть разного рода болезни тела и души, есть сомнения и страхи. Замечательно об этом свидетельствует преподобный Сисой Великий. Когда он умирал, то сказал окружавшей его братии монастыря: «вижу грехов моих, как песок морской. А потому я не положил ещё и начало покаянию». А по этой причине спасти человека может только Бог при помощи чуда. Таким чудом и стало пришествие Христа, Который принёс людям благодать. Божественную силу, способную в ответ на усердие человека овладеть его сердцем, его душой, умом и телом и сформировать в нём необходимые для спасения мысли и чувства, помочь совершать действительно богоугодные поступки и произносить верные слова. Одним словом, дать ему спасительную, живую веру. Это и означают слова апостола Павла о том, что «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». То есть те, кто принял крещение и стал жить согласно Евангелию, которое призывает нас к деятельной любви, тот оделся во Христа. То есть обрёл с Ним то единство, которое независимо от дел закона открывает нам путь в Царство Небесное.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема