
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Флп., 239 зач., I, 27 - II, 4.

Комментирует священник Антоний Борисов.
О некоторых вещах приходится говорить честно, местами даже сурово. И в наш век пристального внимания к воспитанию и образованию детей всё же стоит помнить, что в задачу родителей, в первую очередь, входит подготовить своих детей к жизни без себя. То есть без родителей. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в своём послании к христианам города Филиппы. Отрывок из 1-й и 2-й глав этого библейского произведения читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Глава 2.
1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
Город Филиппы, названный в честь Филиппа, отца Александра Македонского, и расположенный в исторической Македонии (на севере современной Греции), занимал в жизни и служении апостола Павла совершенно особое место. Филиппы стали первым европейским городом, где прозвучала евангельская проповедь. И её глашатаем оказался, как раз, апостол Павел, призванный в Филиппы в видении от Бога. Многие жители древнего и славного города с большой радостью приняли апостола, затем крестились и начали вести осмысленный христианский образ жизни. Всё это не могло не радовать апостола Павла. Но ещё больше он был восхищён тем, как филиппийцы на практике реализуют принципы евангельского милосердия. Когда Иерусалимская церковь оказалась гонима, именно христиане города Филиппы собрали необходимые денежные средства для того, чтобы поддержать братьев и сестёр по вере. Интересно, что сам Павел, никогда ни от кого пожертвований не принимавший, тем не менее, соглашался брать небольшие суммы от филиппийцев. Потому что знал — эти люди никогда не будут его укорять впоследствии и не будут манипулировать с помощью подаренного.
Прозвучавшее чтение, как и всё послание к христианам Филипп, это прощальное письмо Павла своим дорогим ученикам. Апостол отправил данный текст из римской тюрьмы, где находился в ожидании казни. Он, с одной стороны, хотел поддержать любимую церковь, а с другой — напомнить ей, что пора начать взрослеть, готовиться жить без его, Павла, указаний и советов. Апостол с радостью констатирует, что у его учеников уже есть множество добродетелей, но им всё же не стоит останавливаться на достигнутом, но искать большего совершенства в Боге. Ведь в духовной жизни дела обстоят по принципу писателя Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
Прежде всего, апостол призывает читателей остерегаться ссор и дрязг. Павел не понаслышке знал губительную силу церковных раздоров. Каких огромных усилий стоило ему потушить пожар раздора в другом греческом городе — Коринфе. Потому святой призывает филиппийцев к единодушию и единомыслию. В данном случае речь не идёт о запрете на индивидуальное мнение, собственную позицию. Нет. Просто Павел напоминает своим читателям важный принцип христианской нравственности: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». Данная моральная установка не устарела. Как не утратили своей актуальности прочие советы апостола Павла. И прозвучавшее чтение в практическом отношении учит нас сразу нескольким вещам. Первая состоит в том, что спасение, духовное совершенствование в христианском понимании имеет не только индивидуальное измерение. Церковь — народ Божий. И мы идём по направлению ко Христу вместе, поддерживая и укрепляя друг друга. Потому так важно избегать ссор, разладов, расколов, а случае наличия разных мнений стремиться к консенсусу.
Ещё один вывод касается позиции апостола Павла. Он, безусловно, был не только блестящим оратором, но и талантливым, внимательным педагогом. И апостол понимал, что нельзя все процессы, инициативы держать в одних руках. Нужно доверять тем людям, которых ты воспитал и поставил на те или иные места. Нужно помочь этим людям повзрослеть и окрепнуть. Потому что Павел понимал — его однажды не станет, но церковная жизнь, проповедь Евангелия должны продолжиться. Уже без него, но зато с его духовными детьми и учениками.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер