Флп., 239 зач., I, 27 - II, 4.
Комментирует священник Антоний Борисов.
О некоторых вещах приходится говорить честно, местами даже сурово. И в наш век пристального внимания к воспитанию и образованию детей всё же стоит помнить, что в задачу родителей, в первую очередь, входит подготовить своих детей к жизни без себя. То есть без родителей. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в своём послании к христианам города Филиппы. Отрывок из 1-й и 2-й глав этого библейского произведения читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Глава 2.
1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
Город Филиппы, названный в честь Филиппа, отца Александра Македонского, и расположенный в исторической Македонии (на севере современной Греции), занимал в жизни и служении апостола Павла совершенно особое место. Филиппы стали первым европейским городом, где прозвучала евангельская проповедь. И её глашатаем оказался, как раз, апостол Павел, призванный в Филиппы в видении от Бога. Многие жители древнего и славного города с большой радостью приняли апостола, затем крестились и начали вести осмысленный христианский образ жизни. Всё это не могло не радовать апостола Павла. Но ещё больше он был восхищён тем, как филиппийцы на практике реализуют принципы евангельского милосердия. Когда Иерусалимская церковь оказалась гонима, именно христиане города Филиппы собрали необходимые денежные средства для того, чтобы поддержать братьев и сестёр по вере. Интересно, что сам Павел, никогда ни от кого пожертвований не принимавший, тем не менее, соглашался брать небольшие суммы от филиппийцев. Потому что знал — эти люди никогда не будут его укорять впоследствии и не будут манипулировать с помощью подаренного.
Прозвучавшее чтение, как и всё послание к христианам Филипп, это прощальное письмо Павла своим дорогим ученикам. Апостол отправил данный текст из римской тюрьмы, где находился в ожидании казни. Он, с одной стороны, хотел поддержать любимую церковь, а с другой — напомнить ей, что пора начать взрослеть, готовиться жить без его, Павла, указаний и советов. Апостол с радостью констатирует, что у его учеников уже есть множество добродетелей, но им всё же не стоит останавливаться на достигнутом, но искать большего совершенства в Боге. Ведь в духовной жизни дела обстоят по принципу писателя Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
Прежде всего, апостол призывает читателей остерегаться ссор и дрязг. Павел не понаслышке знал губительную силу церковных раздоров. Каких огромных усилий стоило ему потушить пожар раздора в другом греческом городе — Коринфе. Потому святой призывает филиппийцев к единодушию и единомыслию. В данном случае речь не идёт о запрете на индивидуальное мнение, собственную позицию. Нет. Просто Павел напоминает своим читателям важный принцип христианской нравственности: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». Данная моральная установка не устарела. Как не утратили своей актуальности прочие советы апостола Павла. И прозвучавшее чтение в практическом отношении учит нас сразу нескольким вещам. Первая состоит в том, что спасение, духовное совершенствование в христианском понимании имеет не только индивидуальное измерение. Церковь — народ Божий. И мы идём по направлению ко Христу вместе, поддерживая и укрепляя друг друга. Потому так важно избегать ссор, разладов, расколов, а случае наличия разных мнений стремиться к консенсусу.
Ещё один вывод касается позиции апостола Павла. Он, безусловно, был не только блестящим оратором, но и талантливым, внимательным педагогом. И апостол понимал, что нельзя все процессы, инициативы держать в одних руках. Нужно доверять тем людям, которых ты воспитал и поставил на те или иные места. Нужно помочь этим людям повзрослеть и окрепнуть. Потому что Павел понимал — его однажды не станет, но церковная жизнь, проповедь Евангелия должны продолжиться. Уже без него, но зато с его духовными детьми и учениками.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Федот Сычков. «Весна»
— Андрюша, не в первый раз я в Таганроге, родном городе моего любимого Антона Чехова. Но до художественного музея добралась впервые.
— Я здесь уже бывал, уверен, что тебе понравится, сестрёнка. Кстати, давно хотел показать тебе одну работу... Она называется «Весна». Её автор — замечательный русский живописец Федот Сычков.
— Кажется, я о нём слышала.
— Наверняка. Он родился во второй половине 19-го века. В детстве, будучи сиротой, пережил много лишений. Был свидетелем и Первой, и Второй мировых войн. Но его сердце не огрубело. Картины Сычкова полны надежд и радости. В основном, это сцены из сельской, народной жизни.
— Постой, это не его ли называли «певцом радости»?
— Именно! Ты сейчас убедишься в этом. Вот мы и подошли к этой картине. Смотри: на ней — цветущее дерево. Среди пышных соцветий мы видим улыбающуюся девушку. Она — крестьянка, и наверняка у неё много дел и забот. Но сколько оптимизма и добродушия в её глазах! Сколько энергии!
— Да... Художнику явно удался портрет деревенской девушки... Должно быть, он хорошо знал сельскую жизнь.
— Так и есть. Федот Сычков родился в бедной крестьянской семье в Пензенской губернии. Повзрослев, уехал учиться в Петербург — директор школы помог талантливому юноше устроиться в рисовальную школу. Позже Федот Васильевич немало путешествовал по Европе... Но несмотря на это всегда помнил простую жизнь в деревне. И из всех возможных сюжетов предпочитал писать сельский быт, будни и праздники крестьян.
— А ведь жизнь в деревне непростая! Крестьяне очень тяжело работали. Просыпались ещё до рассвета, и весь день трудились...
— Но трудились дружно, не унывали! Это было близко и самому художнику. Вот посмотри на героиню картины. Как точно мастеру удалось передать жизнелюбие и задор молодой крестьянки! Сколько любви и света в её глазах!
— Знаешь, мне нравится такой подход к жизни! Напоминает слова апостола Павла «Всегда радуйтесь!»
— Верно, сестрёнка. Именно поэтому картины Федота Сычкова очень созвучны христианству! Они дарят людям надежду и радость. И что бы ни случилось, после долгой зимы придёт весна, снег растает... А яблони расцветут пышным цветом!
— Андрюша, а ведь весной мы как раз празднуем Пасху!
— Да, поздравляем друг друга и радуемся о воскресшем Христе! Вот и девушка в ярком платочке на картине напоминает нам о Празднике. Её добрая улыбка озаряет всё вокруг. И такое чувство, что ветви цветущего дерева колышутся и шумят на лёгком ветерке. А девушка вот-вот засмеётся и побежит дальше по своим делам.
— Спасибо тебе, Андрюша, что показал эту работу. Теперь, если мне вдруг взгрустнётся, я просто вспомню девушку-весну с картины Федота Сычкова, и грусть уйдёт прочь!
Картину Федота Сычкова «Весна» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Олег Бороздин. «Вологда 50-х годов»
— Дядя Андрей, посмотри на картину Олега Бороздина «Вологда пятидесятых годов». Мне кажется, мы сегодня видели храм, который здесь нарисован?
— Конечно, видели, Паша. Величественный Софийский собор находится на территории Вологодского кремля, буквально в двух шагах отсюда. Сейчас выйдем из картинной галереи, и храм предстанет перед нами. Только Олег Бороздин изобразил его с другой стороны. Для нас колокольня будет слева от собора, а на картине она справа.
— Чудесная колокольня! Стройная, высокая, белоснежная.
— Обрати внимание: она показана на заднем плане, но при этом главенствует в пейзаже. Как ослепительно сияет на фоне лазурного неба её округлый золотой купол! Пожалуй, именно он — самая яркая точка на картине. Хотя Олег Бороздин не пожалел чистых красок, чтобы изобразить погожий весенний денёк. Фасады и крыши домов состязаются между собой в насыщенности оттенков. Желтый автобус красуется алой полосой на боку.
— И пальтишки у ребятишек, которых воспитательница куда-то ведёт по улице — всех цветов радуги. Смотри — оранжевое, голубое, жёлтое, зелёное, фиолетовое!
— Да что там, даже тени на картине ярко-синие!
— Это разноцветье дарит ощущение радости и уюта.
— Не только оно. Душевным теплом веет от старинных деревянных домов. Трогательно выглядят низенькие дощатые изгороди. А уж глядя на лошадку, запряжённую в сани, расчувствуется кто угодно.
— Точно! Так захотелось попасть в заповедный уголок старого города...
— Это почти невозможно. В пятидесятых годах прошлого века в городе шло активное строительство — недаром в работе Бороздина на заднем плане, за деревьями, виднеется подъёмный кран. Уже в 1960-ом, когда Олег Бороздин работал над своим полотном, улочки вокруг Вологодского кремля выглядели иначе. Художник писал по памяти, по фотографиям. Он поставил перед собой задачу увековечить ту старинную Вологду, которую видел своими глазами.
— Бороздин родился в Вологде?
— Нет, он родом из маленького северного городка Няндома — это в Архангельской области. Учился в художественном училище в Ярославле. А в Вологду переехал, когда женился, в 1955 году. И сразу полюбил здешнюю неповторимую архитектуру — вот этот хоровод деревянных домишек вокруг собора Святой Софии, древнейшего здания в городе.
— А в каком веке этот храм был построен?
— В шестнадцатом, при Иване Грозном. И с тех пор оставался кафедральным, то есть главным храмом Вологодской епархии. Вплоть до 1923 года.
— А в 1923-ем его закрыли большевики?
— Да, на долгие десятилетия собор стал музеем. Но своим обликом он продолжал напоминать людям о Боге. Смотри, как сияет крест над куполом колокольни на картине Олега Бороздина «Вологда пятидесятых годов». Художник преувеличил его размер, подчеркнув значение. Мне кажется, Олег Александрович верил, что наступит время, когда под сводами храма Святой Софии вновь зазвучит молитва. И оказался прав!
— Сейчас собор действующий?
— Действующий, кафедральный! Завтра воскресенье, и мы с тобой обязательно сходим туда на службу. А сегодня, пойдём, побродим по городу. Попытаемся отыскать приметы старины, которыми щедро поделился с нами Олег Бороздин на картине «Вологда пятидесятых годов».
Картину Олега Бороздина «Вологда 50-х годов» можно увидеть в Вологодской областной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Николай Богданов-Бельский. «Последняя воля»
— Здравствуйте! Кажется, мы с вами в этом зале единственные посетители. Интересно, в Таганрогском художественном музее всегда так малолюдно?
— Что вы, конечно, нет! Просто сейчас утро, к тому же будний день. Ближе к вечеру и по выходным здесь обычно много народа.
— Вы, судя по всему, часто тут бываете?
— Да! Ни одной выставки стараюсь не пропускать. А постоянную коллекцию, кажется, уже знаю наизусть.
— Понимаю Вас! Я и сам такой же. Многие картины, кажется, видел уже тысячу раз. И при каждом новом взгляде открывается что-то особенное.
— В этот музей меня в детстве водила бабушка. Я так любил наши походы, всегда ждал их с нетерпением. Бабушка рассказывала много интересного — например, о том, что начало коллекции Таганрогского художественного музея положил Антон Павлович Чехов. К сожалению, бабушки уже нет в живых. Но мне на память от неё осталась любовь к живописи и завет — не забывать музей, почаще сюда заходить.
— И вы её завет исполняете! И, наверное, хорошо знаете полотно художника Николая Петровича Богданова-Бельского на похожую тему. Оно хранится в Таганрогском художественном музее.
— Полагаю, вы имеете в виду картину «Последняя воля»! Она вернулась на своё законное место в музее сравнительно недавно — в 2008 году. Во время Великой Отечественной войны, когда Таганрог был оккупирован фашистами, немцы вывезли из музея множество уникальных полотен. Среди них была и работа Богданова-Бельского «Последняя воля».
— Да, я говорю именно об этом полотне. Знаю, что долгое время шедевр хранился в Германии, в частной коллекции. Но, в конце концов, русским меценатам удалось выкупить картину и вернуть её в коллекцию Таганрогского художественного музея.
— А вот и сама картина!
— Какой потрясающий эффект! Словно открываешь дверь в бедную крестьянскую избу, где вся семья собралась у постели больного старика. Жена, сыновья, невестки и внуки окружили седобородого патриарха семейства. А он, понимая, что ему, вероятно, уже недолго осталось жить на этой земле, говорит с родными о чём-то очень важном.
— Старик даже поднял вверх указательный палец руки. Думаю, что этой деталью художник хотел подчеркнуть: разговор идёт серьёзный. Об этом же свидетельствуют почтительно склонённые головы сыновей. Старший внук слушает дедушку внимательно, не сводит с него глаз. А младший пока ещё не понимает всей важности момента и смотрит на всё происходящее с любопытством. Женщины тихонько плачут. Столько эмоций и переживаний переплелось в одном полотне!
— И самое интересное — несмотря на сюжет, на приглушённые, тёмные краски, картина почему-то оставляет светлое ощущение. Чувствуется, что её героев роднит любовь и уважение друг к другу. Это семья, где чтут традиции, уважают старших, прислушиваются к их мудрым словам.
— Мне даже кажется, что я слышу тихий, спокойный голос старика. Он просит родных жить дружно, помогать друг другу, никого не обижать.
— Хотя полотно и называется «Последняя воля», глядя на него, не возникает ощущения трагедии. Я бы, скорее, назвал обстановку на картине торжественной. Художник подчёркивает важность момента. Посмотрите, какие задумчивые, но вместе с тем решительные лица у сыновей старика. Они вслушиваются в каждое слово последнего отеческого завета. И, кажется, настроены следовать его наставлениям.
— А значит, жизнь продолжается!
Картину Николая Богданова-Бельского «Последняя воля» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России