
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Флп., 240 зач., II, 5-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие ли из нас пробовали подражать Иисусу Христу? Скажут: «Эге, куда махнул, это какого надо быть о себе мнения, чтобы на такое решиться? Ты кто? Человек? Так человеку надо знать свою меру». С этим не поспоришь. Осталось только выяснить, какова мера человека? На это прикровенно указывает апостол Павел в отрывке из второй главы послания к Филиппийцам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
В 90-е годы одним итальянским ученым были обнаружены особые нейроны или нервные клетки, которые активизируются в тот момент, когда мы наблюдаем за действиями других людей. Они были названы зеркальными, потому что благодаря ним мы подражаем другим. Наличие подобных клеток чрезвычайно важно, потому что они способствуют процессу обучения. Так, глядя на взрослых, мы с детства учимся самым разным вещам. Однако особенно интересно, что среди этих нейронов есть те, что копируют физические движения другого, а есть те, что помогают нам войти в его эмоциональное состояние, сопереживать ему, то есть переживать те же эмоции.
Что же в начале сегодняшнего чтения отмечает апостол Павел? Он говорит: «В вас должны быть те же чувства, что и во Христе Иисусе». Слово «чувства» в этом случае не самое удачное, потому что греческое слово, которое перевели таким образом, означает, скорее, мысли. Иногда предлагают переводить это словом «настроение». То есть можно сказать, что так или иначе речь идёт о некотором подходе к жизни, к себе самому и окружающим.
Если спросить обычного человека о том, что чувствует Бог и как Он себя воспринимает, то в ответе с большой долей вероятности прозвучат слова «власть», «величие», «всемогущество», «вечность», то есть что-то, принципиально возносящее Бога над миром. И в этом будет главная ошибка человека. Её совершали все язычники в мире, которые при изображении богов приписывали им в первую очередь то, к чему стремились сами, силу, вечность, неограниченные способности. Возможно, именно эту ошибку совершили Адам и Ева, когда решили съесть плод с древа добра и зла. Им хотелось стать богами самим по себе, хотелось ложной самостоятельности, помимо Бога. Но, если исходить из Священного Писания, в первую очередь о Боге можно сказать, что Он есть любовь. Заповеди, которые были даны первым людям были призваны к тому, чтобы раскрыть в них образ Божий, уподобить их Ему. Однако люди пошли по пути самости, решили, что быть богами без Бога — это их мера. Как известно, это привело к катастрофе и теперь все мы рождаемся в мире людей, которые даже стремясь к общению и открытости, в глубине души не доверяют друг другу и соперничают. Мы учимся подобному поведению, копируем его и учим других.
Конечно, Бог задумал человека другим. И поэтому Он сам становится человеком и живёт так, как должны жить мы. Не в смысле конкретных обстоятельств, а именно в смысле самовосприятия и внутреннего настроя. Апостол говорит, что Христос, будучи Богом, стал человеком и смирил себя, став во всём послушным Отцу. Он не просто пришёл и сделал нечто для нас. Он явил нам меру того, что значит быть человеком в подлинном смысле слова. Подражать Иисусу Христу — это не пытаться быть Богом, но увидеть в Нём меру человека, не бунтовать, не соперничать с Творцом, но осознав себя Его образом, быть послушным Ему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер