
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Флп., 244 зач., III, 1-8.
Глава 3.
1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3 потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Творчество кинорежиссера Алексея Балабанова по-прежнему вызывает острые дискуссии. И это несмотря на то, что самого Балабанова уже несколько лет, как нет в живых. Последняя работа режиссера получилась во многом пророческой. Фильм, названный «Я тоже хочу», имеет фантастическую окраску и повествует о таинственной зоне с полуразрушенным храмом в центре. Человек, добравшийся до храма, получает возможность напрямую попасть в Царство Небесное. Но берут туда не всех, а только тех, кто действительно того заслуживает.
Герои картины — бандит, музыкант, девушка специфического поведения — отправляются в зону, потому что не видят больше в привычной жизни никакого смысла. Рядом с храмом их встречает несчастный режиссёр, сыгранный самим Балабановым. Его в Царство Небесное не взяли. Он так и умирает рядом с желанным порталом на Небо. Не берут в Рай и бандита, который, кстати, регулярно посещает службы и даже в таинствах участвует, не отказываясь, при этом, от совершения преступлений. Зато напрямую в Царство Божие отправляются юродивый музыкант и девушка сомнительного рода занятий, раскаявшаяся в своих грехах.
Балабанов, творчество, которого, повторюсь, является спорным и неоднозначным, ставит перед зрителями вопрос, больше всего волновавший, кстати, апостола Павла. Вопрос этот звучит так — что необходимо человеку, чтобы наследовать Царство Небесное? Ответ апостола, который мы слышим и в сегодняшнем чтении, да и в других посланиях Павла, звучит так — нужна вера. И вот тут наступает время для важного пояснения — что же такое вера с точки зрения апостола и в целом для православной традиции?
Забегая вперёд, скажу — это не просто уверенность в существовании Бога. Для вхождения в Рай недостаточно согласиться с тем, что Господь есть. В конце концов, и бесы знают, что Творец существует, но это никак не отражается на их бытии. Даже наоборот — злые духи становятся всё злее и упорнее в делах тьмы. Что же тогда имеет в виду апостол?
Рассуждения Павла о важности веры необходимо понимать в контексте его полемики с поздним иудаизмом. Являясь выходцем из элитарной фарисейской среды, будучи плоть от плоти евреем, апостол решительно разрывает все связи с религиозными установками когда-то родной для себя среды. Не потому, что был грешником или не смог исполнить всех предписанных обрядов. Вовсе нет. Павел являлся просто идеальным последователем талмудической традиции. Но он понял, что духовный подход её совершенно противоречит вере в Иисуса Христа.
Апостол понял ошибку фарисеев, уверенных в том, что при помощи внешних действий можно гарантировать себе спасение. Известный богослов и библеист Николай Глубоковский иллюстрировал подход Павла с помощью такого образа. Представим себе, что нас пригласили в гости — в дом, стоящий на вершине холма. Мы поднимаемся по склону, преодолеваем трудности дороги. Но скажите — даёт ли осуществлённый подвиг пути нам моральное право на то, чтобы войти в дом без разрешения? Конечно же, нет.
Мы идём в гости, веря, что нас там ждут, надеясь на милостивый приём хозяина. Так и с верой, о которой говорит апостол Павел. Она не отменяет добрые дела и подвиг благочестия, но, наоборот, наполняет их возвышенным смыслом. Мы совершаем духовный путь в направлении Царства Небесного, посвящая свои достижения Богу, надеясь и веря, что Он по милости Своей впустит нас в Рай. Так мы лишаем греховную гордость возможности укрепиться в наших сердцах, а ещё и не даём меркантильному мышлению возыметь силу над нами.
Апостол Павел потому запрещал христианам соблюдать нормы ветхозаветной религиозности (и сам от них отказался), что они (эти нормы) приобрели отчётливый полумагический оттенок. А Дух Божий не живёт внутри каких-то механических конструкций. Он обитает лишь там, где во главе всего находится искренняя вера в Бога, надежда на Его милосердие, а также любовь к Господу, реализуемая через милость к окружающим людям. Сердце доброе и светлое — главное, что необходимо для восхождения в Царство Небесное. Всё остальное при такое отношении, обязательно приложится.
Псалом 99. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Появление радости непросто предсказать, радость непросто обрести и ещё сложнее её удержать. Даже то, что нас чрезвычайно радовало в момент обретения, со временем становится обыденным и привычным, что приводит к утрате радости. Так дело обстоит абсолютно с чем угодно: с новой должностью, с новым навыком, с новым знанием, с новым домом или машиной, и духовная жизнь здесь не исключение, к ней человек тоже привыкает. Тем не менее Священное Писание не оставляет попыток призвать нас к радости и побудить веселиться. Делает это и звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 99-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 99.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
Услышанный нами только что псалом — это один из таких называемых хвалебных псалмов, он призывает хвалить и славить Бога. А ещё псалом призывает с веселием служить Богу. Но как быть, если веселья нет? Неужели надо возбуждать в себе нужную эмоцию искусственно? И стоит ли себя укорять, если прозвучавший сегодня псалом не находит в нас ровным счётом никакого отклика?
Ответ на эти вопросы кажется очевидным: нет, конечно же, мы не должны пытаться вызывать в себе радость искусственным путём, во-первых, это весьма глупо, а во-вторых, псалом, говоря о веселии, вовсе не подразумевает то эмоциональное переживание, которые мы привыкли понимать под этим словом.
Для того, чтобы понять, какую радость и какое веселие имеет в виду Давид, нам стоит обратить внимание на комментарий преподобного Исихия Иерусалимского, который он дал на услышанный нами сегодня псалом: «Пророк разумеет не здешнюю радость. Подобно тому как для зрелых мужей кажется смешною радость детей, потому что они радуются и восхищаются ничего не стоящими вещами, так и радость грешников представляется достойной порицания для праведников, потому что они радуются нахищенному и награбленному богатству и другим подобного рода вещам, которым нельзя будет радоваться, когда мы должны будем предстать пред страшным Судиею». Иными словами, веселье, к которому призывает псалом, не имеет никакого отношения к радости приобретения чего бы то ни было, неважно, было это приобретение праведным или же нет. Преподобный Исихий продолжил свою мысль весьма радикальным образом: «Мы должны радоваться, когда подвергаемся ограблению, подвергаемся клеветам, потому что с такою радостью можем явиться пред лицо Божие».
Конечно, логика преподобного Исихия совершенно верная, ведь она основана на словах Самого Спасителя мира Господа Иисуса Христа, сказавшего всем христианам прекрасно известные слова: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:11–12).
Однако вряд ли можно предположить, что своим псалмом Давид призывал лишь к радости пострадавших за Имя Христово: Давид не слышал Христовы заповеди блаженств, да и духовная радость подаётся Богом не только тем, кто подвергается гонениям, она подаётся и тем, кто любит Бога, всем сердцем стремясь к Нему, такая радость — следствие прославления Бога, прославление же может иметь самые разные формы, Давид своим псалмом предлагает начать со славословия, и, как показывает практика, в большинстве случаев славословия бывает достаточно для того, чтобы ощутить то самое веселье и радость духовную, о которых мы услышали в прозвучавшем сегодня псалме.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Апостол Павел
Евр., 320 зач., IX, 1-7.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Открывая для себя Священное Писание, верующие люди нередко поражаются разнице между Ветхим и Новым Заветом. Причём обычно больше всего их удивляет изменение тональности, в которой Бог говорит с людьми. Но только ли тональность оказывается важна или что-то по-настоящему меняется в отношениях Бога и человека? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Изучая древние цивилизации, исследователи неизменно находят среди артефактов следы религиозности людей, которые эти цивилизации создавали: жертвенники, гробницы, глиняные фигурки божеств или их изображения. Но задумаемся вот над чем: если бы археологи нашли останки Адама и Евы, смогли бы они понять что-нибудь об их религиозной жизни? Ответить на этот вопрос точно, конечно же, невозможно хотя бы потому, что из свидетельств Священного Писания мы не знаем во всей полноте, как именно была устроена их религиозная жизнь после изгнания их рая. У нас есть упоминание о жертвах, которые приносили их сыновья, но всё же из Писания ясно, что основная часть их религиозной жизни проходила в духовной сфере. В раю им был дан шанс сделать всю свою жизнь богослужением в том смысле, что вся она могла стать исполнением воли Божией, а значит и служением Ему. Однако выбрав иной путь, Адам и Ева решили распоряжаться жизнью по-своему, чем в одностороннем порядке разорвали свои отношения с Творцом, символом чего навсегда останется грех непослушания и попытка спрятаться от Него за деревьями рая. Чем же стали для них жертвы, пример которых нам являют Каин и Авель? Не захотев сделать всю свою жизнь жертвой Богу и отвернувшись от Него, они стали приносить Богу часть своих трудов как символ того, что до конца их отношения не уничтожены и они стремятся к их восстановлению, пусть пока и в малой мере.
Ветхий Завет стал важным этапом на пути этого восстановления, ведь согласившись стать народом Божиим и святым, евреи, вышедшие из Египта, фактически согласились пожертвовать Богу свою нравственную жизнь. Собратьям Моисея, привыкшим к египетской картине мира, к нравственным нормам хотя и просвещённых, но всё же язычников египтян, пришлось уйти и принять новые, необычные и незнакомые, местами довольно трудноисполнимые, но всё же совершенно необходимые правила жизни. В том числе и правила жизни богослужебной, которая описывается в книге Левит довольно подробно. Основной формой выражения этой жизни стали жертвоприношения в скинии, устройство которой как раз и описывается в сегодняшнем отрывке. Центром всего богослужения был Ковчег Завета, в котором хранились предметы, связанные с явлением силы Божией: манна в золотом сосуде, зацветший посох Аарона и скрижали Завета. Однако, чтобы правильно понять смысл читаемого сегодня отрывка, надо помнить, что звучит он в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Воспитываясь при храме земном и видимом, она стала храмом Бога невидимого. Буквально дав Ему Своё тело для воплощения, Она способствовала не просто изменению тональности, в которой Бог общался с человеком, но вочеловечению Бога, Его вхождению в наш мир. Слово, ставшее плотью, соединяет нас с Собою в теле Церкви, так что теперь мы не просто смотрим на храм земной и не только вспоминаем предметы, с которыми связано проявление славы Божией, мы сами можем стать храмами Духа Святого и явить славу Его в своей жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Длительная реабилитация для детей с ДЦП в медцентре «Милосердие»

Каждое утро по будням четырехлетняя Настя, как солнышко, будит дружную семью: маму, папу и старшего брата. После завтрака все расходятся по своим делам — мама на работу, брат в школу, а у Насти с папой Евгением особая задача. Из Подмосковного города они едут на реабилитацию в столицу, в Марфо-Мариинскую обитель. Там расположен медицинский центр «Милосердие», где помогают тяжелобольным детям.
Родители впервые привезли сюда Настю два года назад по рекомендации знакомых. Тогда девочка не садилась, не ползала и не держала голову. И поначалу папа с мамой с трудом верили в успех реабилитации. Но уверенность и расположение специалистов развеяли их сомнения.
Садиться, держать голову, ползать и делать первые шаги — всему этому Настя научилась в Марфо-Мариинском медицинском центре. Кроме этого, специалисты предоставили девочке активную инвалидную коляску, которая позволяет ей быть более подвижной.
Сейчас Настя продолжает осваивать важные навыки — пытается есть и одеваться без помощи взрослых. А ещё она начала посещать Елизаветинский детский сад, где учится играть и общаться с другими детьми.
Папа с мамой радуются успехам дочери, которая когда-то лежала неподвижно на их руках, и не перестают благодарить Бога и специалистов медицинского центра за настоящее чудо.
Вы можете помочь совершаться таким чудесам, поддержав работу Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» на его официальном сайте. Подарим тяжелобольным детям возможность проходить длительную реабилитацию и становиться самостоятельнее.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











