Флп., 240 зач., II, 5-11.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Однажды известному святому и основателю монашества — Антонию Великому — пришла на ум искусительная мысль. Что он достиг великих высот духовности и нет на свете человека, который вёл бы жизнь более благочестивую, чем Антоний. Испугавшись горделивых помыслов, монах стал просить Бога помочь ему избавиться от зародившегося в его сердце тщеславия. Господь откликнулся на молитву и сказал Антонию: «Простой сапожник из Александрии превзошёл тебя в святости».
Подвижнику стало интересно, о каком человеке поведал ему Бог? Антоний покинул свою пустыню и отправился в тогдашнюю столицу Африки. Александрия в те времена считалась огромным городом, нравы которого оставляли желать лучшего. И вот в центре этого суетливого муравейника Антоний Великий нашёл того самого сапожника — ничем не примечательного мужчину, чинившего обувь горожан в своей мастерской на оживлённой улице.
Святой начал расспрашивать сапожника, как он живёт, чем занимается? На все вопросы мужчина давал самые обычные ответы. Тогда Антоний рассказал сапожнику, что послан к нему Богом и что Господь поставил ремесленника в пример монаху-пустыннику. Мужчина испугался откровения Антония и сказал ему следующее: «Я не делаю ничего особенного. Просто смотрю на людей, проходящих мимо, и думаю — все они хорошие, все они спасутся. А я, наверное, нет».
Услышав ответ сапожника, Антоний Великий понял, в чём состоял урок, который ему преподал Бог. Он увидел, как смирение простого сапожника превзошло все его многодневные пост и молитву. И этот человек, живущий в семье, в центре шумного города, приобрёл великую добродетель, ведущую его в Царство Божие. И вот здесь, как кажется, необходимо дополнительное пояснение. Что такое смирение? И почему ремесленник из Александрии был поставлен в пример Антонию Великому, а через него и нам.
Добродетель смирения нами часто ассоциируется со скромностью, самоограничением. Но это только один из аспектов. Славянское слово «смирение» является родственным понятию «мера». Что означает следующее. В каких-то моментах мы призваны останавливать себя, ограничивать свои порывы, но случаются ситуации, когда проявлением смирения станет решительное слово, действие, выполнение требования совести или возложенного Богом поручения.
Именно об этом говорит в сегодняшнем чтении из послания к филиппийцам апостол Павел, призывая нас к подражанию Сыну Божьему. Господь Иисус является эталоном всех видов добродетелей. В том числе и смирения. Будучи во всём равным Богу-Отцу, Христос смиренно стал человеком, ограничив тем самым Своё Божественное могущество. Сын Божий терпел голод, боль, жажду, страдания и, в конце концов, принял смерть на кресте.
Но в лице того же Господа Иисуса мы видим, как смирение приобретает иную форму. Через терпеливое исполнение поручения Бога-Отца Христос осуществляет величайшее дело спасения рода человеческого — приобретает новую славу, преображает наш мир, возвращает людям Царство Божие. Таким образом, мы видим, как во Христе смирение выражает себя и как самоограничение, и как решительное исполнение дела Божьего. Возможно ли подобное для человека?
Да — возможно! Об этом говорят нам примеры святых. Прежде всего, пример Пресвятой Девы Марии, Успение Которой мы сегодня празднуем. Пресвятая Богородица явила миру образец по-настоящему смиренного отношения к Себе и возложенной на Неё миссии. Не ища ничего лично для Себя, Матерь Божия посвятила жизнь служению Христу Спасителю, искала и исполняла правду Божию. И таким образом превзошла в духовном отношении высших ангелов, явила небу и земле совершенство любви к Богу и людям, обрела великую святость, затмить которую не смогли ни смерть, ни время.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия