Флп., 240 зач., II, 5-11.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Однажды известному святому и основателю монашества — Антонию Великому — пришла на ум искусительная мысль. Что он достиг великих высот духовности и нет на свете человека, который вёл бы жизнь более благочестивую, чем Антоний. Испугавшись горделивых помыслов, монах стал просить Бога помочь ему избавиться от зародившегося в его сердце тщеславия. Господь откликнулся на молитву и сказал Антонию: «Простой сапожник из Александрии превзошёл тебя в святости».
Подвижнику стало интересно, о каком человеке поведал ему Бог? Антоний покинул свою пустыню и отправился в тогдашнюю столицу Африки. Александрия в те времена считалась огромным городом, нравы которого оставляли желать лучшего. И вот в центре этого суетливого муравейника Антоний Великий нашёл того самого сапожника — ничем не примечательного мужчину, чинившего обувь горожан в своей мастерской на оживлённой улице.
Святой начал расспрашивать сапожника, как он живёт, чем занимается? На все вопросы мужчина давал самые обычные ответы. Тогда Антоний рассказал сапожнику, что послан к нему Богом и что Господь поставил ремесленника в пример монаху-пустыннику. Мужчина испугался откровения Антония и сказал ему следующее: «Я не делаю ничего особенного. Просто смотрю на людей, проходящих мимо, и думаю — все они хорошие, все они спасутся. А я, наверное, нет».
Услышав ответ сапожника, Антоний Великий понял, в чём состоял урок, который ему преподал Бог. Он увидел, как смирение простого сапожника превзошло все его многодневные пост и молитву. И этот человек, живущий в семье, в центре шумного города, приобрёл великую добродетель, ведущую его в Царство Божие. И вот здесь, как кажется, необходимо дополнительное пояснение. Что такое смирение? И почему ремесленник из Александрии был поставлен в пример Антонию Великому, а через него и нам.
Добродетель смирения нами часто ассоциируется со скромностью, самоограничением. Но это только один из аспектов. Славянское слово «смирение» является родственным понятию «мера». Что означает следующее. В каких-то моментах мы призваны останавливать себя, ограничивать свои порывы, но случаются ситуации, когда проявлением смирения станет решительное слово, действие, выполнение требования совести или возложенного Богом поручения.
Именно об этом говорит в сегодняшнем чтении из послания к филиппийцам апостол Павел, призывая нас к подражанию Сыну Божьему. Господь Иисус является эталоном всех видов добродетелей. В том числе и смирения. Будучи во всём равным Богу-Отцу, Христос смиренно стал человеком, ограничив тем самым Своё Божественное могущество. Сын Божий терпел голод, боль, жажду, страдания и, в конце концов, принял смерть на кресте.
Но в лице того же Господа Иисуса мы видим, как смирение приобретает иную форму. Через терпеливое исполнение поручения Бога-Отца Христос осуществляет величайшее дело спасения рода человеческого — приобретает новую славу, преображает наш мир, возвращает людям Царство Божие. Таким образом, мы видим, как во Христе смирение выражает себя и как самоограничение, и как решительное исполнение дела Божьего. Возможно ли подобное для человека?
Да — возможно! Об этом говорят нам примеры святых. Прежде всего, пример Пресвятой Девы Марии, Успение Которой мы сегодня празднуем. Пресвятая Богородица явила миру образец по-настоящему смиренного отношения к Себе и возложенной на Неё миссии. Не ища ничего лично для Себя, Матерь Божия посвятила жизнь служению Христу Спасителю, искала и исполняла правду Божию. И таким образом превзошла в духовном отношении высших ангелов, явила небу и земле совершенство любви к Богу и людям, обрела великую святость, затмить которую не смогли ни смерть, ни время.
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 61 зач., IV, 1-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Не раз уже было замечено, что в век изобретения обезболивающих, люди практически совершенно разучились терпеть. Причём уже не только боль, но и скуку, и самые разные неудобства. Но возможно ли говорить о положительной роли страданий? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 4.
1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Для большинства людей вполне естественно избегать боли и страданий. Причём, так или иначе научившись побеждать боль физическую, люди пошли дальше и занялись болью душевной, начав борьбу с любыми проявлениями психологического дискомфорта. И действительно, если есть возможность обезболить, почему бы этого не сделать. Но существуют ли разумные границы у таких рассуждений? Ведь в итоге можно назвать болью любое неудобство и начать с ним бороться. Само по себе стремление к удобству неплохо, но если все и во всём будут делать только то, что им удобно и так, как им удобно, мир попросту рухнет. И он всё ещё стоит именно потому, что для большинства из нас есть вещи, которые важнее наших желаний. Собственно, только научившись терпеть и верно выбирать приоритеты, мы учимся достигать сложных, но по-настоящему важных целей.
Для христиан древности было совершенно очевидно, что постоянное стремление к удовольствию и комфорту создаёт вокруг человека иллюзорный мир, в котором разные желания начинают буквально разрывать человека на части. И, напротив, претерпевание страданий ради более высоких целей позволяет выстроить верную иерархию. Мы помним, что в Гефсиманском саду Христос молится о том, чтобы избежать грядущих страданий, но вместе с тем, Он также знает, что Ему необходимо войти в опыт человеческой смерти, чтобы изнутри разрушить её владычество. Однако как же нам сегодняшним воспринять совет апостола, если зачастую нас не гонят физически, а с телесной болью мы перестали мириться и употребляем обезболивающие? Неужели отказываться от них? Думаю, нет. Во-первых, потому, что далеко не все, испытывая боль, становятся лучше. Есть немало тех, для кого она становится универсальным оправдательным средством, которое, как будто бы позволяет вести себя, как угодно. Во-вторых, не менее, а часто и более плодотворными оказываются страдания нравственные. И уж в этой сфере важно не употреблять никаких обезболивающих средств, но разбираться с причинами и стараться их устранить. Кажется, смысл апостольского совета именно в этом. Он говорит: «Довольно, уже вы избегали всякого страдания и жили по своим похотям.... Господь ради Вас потерпел, потерпите теперь и вы ради того, чтобы Его замысел воплотился в мире. Прежде всего любите друг друга и одно это уже покроет множество грехов. Ищите не того, чтобы вам послужили, но, напротив, посильно служите друг другу каждый тем даром, который получили от Бога».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы дети не разлучались с родителями
5-летней Вале нравятся мандарины — они ароматные и сладкие, но главное их можно разделить на дольки и угостить всех, кого она любит. Ещё недавно у девочки не было такой возможности. Валя, её братья и сёстры находились вдалеке от дома и друг от друга — в разных социальных учреждениях. Маму лишили родительских прав, а папы на тот момент рядом не оказалось, поэтому пятерых детей отправили в приюты.
Чтобы вернуть ребят домой, их родному отцу было необходимо создать хорошие условия для проживания большой семьи. Поэтому он устроился на вторую работу, снял просторную квартиру в Тверской области и своими силами на последние сбережения начал в ней ремонт. Но он бы не решил все проблемы буквально за месяц, если бы на выручку ему не пришёл фонд «Ясное дело» и слушатели Радио ВЕРА. Общими усилиями удалось помочь многодетному отцу оперативно доделать ремонт, приобрести детскую мебель и вещи. Папа забрал ребят домой, и этот Новый год они встречали вместе — с ёлкой, подарками и мандаринами, которые маленькая Валя с радостью делила на всех.
Чтобы помощь, тем кто попал в беду, приходила вовремя, и дети не разлучались с родителями, фонд «Ясное дело» запустил проект «На стороне семьи». И сейчас в рамках него поддерживает семью из 4 человек. Сергей, Ирина, 9-летний Платон и 2-летняя Маша живут на съёмной квартире в Тверской области. Пока папа находится на работе, мальчик заботится о младшей сестрёнке и тяжелобольной маме. Она недавно перенесла инсульт и теперь с трудом встаёт с кровати. Семье необходима помощь в оплате аренды квартиры, реабилитации для Ирины и услуг сиделки. Со всеми этими расходами Сергею не справиться в одиночку.
Узнать полную историю семьи и помочь можно на сайте фонда «Ясное дело».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Молодежное служение в Церкви». Священник Сергий Старокадомский, иеромонах Геннадий (Войтишко)
У нас в гостях были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, каким может быть молодежное служение в Церкви, каким оно было в 90-е годы прошлого века и как молодые люди могут найти себя в Церкви сегодня.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер