У нас в студии были уполномоченный председатель оргкомитета кинофестиваля «Встреча» игумен Савва (Петрушко) и член духовного жюри фестиваля иеромонах Фотий (Мочалов).
Мы говорили о нравственных и духовных смыслах в современном кино, а также о юбилейном ХХ Международном православном кинофестивале «Встреча».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Кира Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие слушатели. Сегодня у нас в студии уполномоченный председатель оргкомитета кинофестиваля «Встреча» игумен Савва (Петрушко) и член духовного жюри фестиваля иеромонах Фотий (Мочалов). Здравствуйте, отец Савва, здравствуйте, отец Фотий.
Отец Савва
— Добрый вечер.
Отец Фотий
— Здравствуйте.
Кира Лаврентьева
— Да, дорогие друзья, у нас сегодня интереснейшая тема на самом деле. У нас инфоповод сегодняшний — это кинофестиваль «Встреча», известный многим, так уж полаг, положа руку на сердце, кинофестиваль, который будет проходить с 12 по 16 сентября в Обнинске. Вся информация сегодня в, в течении этого часа будет еще озвучена ни раз. Ну давайте, отец Савва, с вас начнем. Расскажите пожалуйста, как кинофестиваль в принципе был учрежден, какое начало у него было, кто его придумал? Много историй, конечно, про матушку Софию, ну давайте мы спросим об этом вас.
Отец Савва
— Смотрите, мне сложно сказать, как он был придуман, как он развивался, потому что буквально 2 года я узнал, что я обожаю кино.
Кира Лаврентьева
-2?
Отец Савва
— 2 года назад, да. И с этого времени начинается мой путь в киноиндустрию. Он тернистый, порой интересный, сложный, захватывающий. За это время посмотрел много разных кинокартин. Какие-то вдохновляют, какие-то радуют, но от каких-то грустно и печально.
Кира Лаврентьева
— Ну да. Без этого никак.
Отец Савва
— Матушка София, она наш духовный и идейный вдохновитель, она сказала очень, мне кажется, правильную фразу, что: «Православное кино должно быть христоцентричным, что в центре всей картины незримо должен присутствовать Христос».
Кира Лаврентьева
— Вот это, конечно, можно долго обсуждать. То есть ни купола и храмы, а все-таки что-то более глубокое, что-то более художественное, чтобы не было такой прям агрессивной проповеди.
Отец Савва
— Может быть и агрессивная проповедь. В кино.
Кира Лаврентьева
— Агрессивная проповедь, звучит, конечно, радикально.
Отец Савва
— Кино, оно разная, кино, оно разное. Точно также, как и книги. Есть книги узконаправленные для изучения семинаристами в учебных заведениях. Можно ли сказать, что такое кино может существовать?
Кира Лаврентьева
— Ну конечно.
Отец Савва
— Может. У нас в этом году представлена интересная кинокартина, где монахи Валаамского монастыря поехали в путешествие в Коптскую церковь. Это благословленная поездка в рамках изучения вообще традиций Коптского православия. И это очень узконаправленное кино.
Кира Лаврентьева
— Конечно.
Отец Савва
— И мне, как священнику было интересно его послушать. Широкому кругу зрителей, не знаю, на сколько специфичная лексика подойдет и понравится. Также есть интересные фильмы Филиппа Орлянского. Он снимал кино про традиции церковного пения. Изучал Знаменный распев, изучал опять-таки коптские мелодии. И такие фильмы смотреть вот духовенству крайне интересно, потому что ты обогащаешься знаниями о Церкви.
Кира Лаврентьева
— Да, отец Савва, вопросов, конечно, все больше и больше. Тогда давайте поделимся с нашим слушателем, какие фильмы, какое кино представлено в кинофестивале «Встреча».
Отец Савва
— Давайте начнем знаете с чего. Темой кинофестиваля «Встреча».
Кира Лаврентьева
— так.
Отец Савва
— в 2025 году стала «Великая победа, люди и судьбы». Великая победа.
Кира Лаврентьева
— Ну понятно, почему.
Отец Савва
— Понятно, мы говорим о победе в Великой Отечественной войне нашей страны. Но, вот эта вот добавка «Люди и судьбы», она раскрывает то, что у каждого человека в каждой душе во время его жизни происходит эта борьба. И он может либо выйти из нее победителем, либо проигравшим. И мы на кинокартинах пытаемся проследить вот эту судьбу человека, как же складывается его личная духовная борьба и судьба, в связи с этим.
Кира Лаврентьева
— Так, а там авторское кино, документальное кино или художественные какие-то картины все-таки представлены?
Отец Савва
— На кинофестиваль в этом году попало в отборочный этап 300 кинокартин, даже, наверное, чуть больше трехсот, из которых отборочная комиссия выбрала 83 картины, которые уже.
Кира Лаврентьева
— Немало.
Отец Савва
— Жюри будет распределять по различным категориям.
Кира Лаврентьева
— Понятно.
Отец Савва
— Конечно, есть и художественное кино, есть и кино документальное. Но, в том числе представлена анимация-мультипликация, а также отдельным жанром мы выделили телевизионный формат, такая журналистика немножечко. Так что мы рассматриваем весь спектр разных фильмов.
Кира Лаврентьева
— Да, это интересно. Отец Фотий, вы у нас уже бывали. бывали много раз. мы, конечно, вас всегда трепетно ждем и очень любим. Скажите пожалуйста, какой у вас род послушаний в кинофестивале «Встреча»? Это очень интересный и неожиданный такой поворот на самом деле.
Отец Фотий
— Да. Я участвую уже второй год в кинофестивале, и у меня, конечно, интересная очень роль. Я сам по себе синефил, то есть такой человек, который любит кино. И много уже у меня за плечами опыта именно просматривания умного кино.
Кира Лаврентьева
— Так.
Отец Фотий
— Ну любого в общем: и документального, и художественного. И моя роль, значит она, так сказать, не, не односложная. Конечно, я участвую как вы, выступающий, то есть я пою. Но, на этапе отбора фильмов я помогаю отсматривать. Вот. И, то есть мой голос учитывается, когда идет отсмотр фильмов, попадающих — не попадающих в конкурс. И, конечно, я не могу себя назвать экспертом. Только насмотренность, которая у меня вот есть жизненная, она, да, возрастила некий внутренний критерий, который мне позволяет ну трезво.
Кира Лаврентьева
— Выносить какие-то оценки.
Отец Фотий
— Да, о, о, судить о фильме. Если я вижу, что ну конкретно арт-хаос какой-то и совсем не вяжется с православием, с православным каким-то фестивалем, то, конечно, я ставлю свое вето. Вот. Потом, конечно, это обсуждается. То есть я не, не зарубливаю фильм.
Кира Лаврентьева
— Ну да.
Отец Фотий
— Потому, что есть коллективный все равно отсмотр.
Кира Лаврентьева
— Да, да, да.
Отец Фотий
— И, так сказать, некая средняя оценка выносимая, вот.
Кира Лаврентьева
— Что дает.
Отец Савва
— Отец Фотий очень скромный человек.
Кира Лаврентьева
— Я, мы, мы знаем, мы с ним знакомы давно.
Отец Савва
— Поэтому хотелось бы добавить, что в этом году на кинофестивале 3 жюри.
Кира Лаврентьева
— Так.
Отец Савва
— Во-первых, мы — православный кинофестиваль, поэтому у нас есть профессиональное жюри, где представлены действующие режиссеры, сценаристы, продюсеры, которые профессионально занимаются кинематографом и могут поставить свою профессиональную оценку. Но, вместе с тем у нас есть экспертное жюри, в которое как раз-таки отец вход, Фотий входит.
Отец Фотий
— Ну да, да.
Отец Савва
— Там у нас представлены общественные деятели, представлено духовенство, которое также влияет на ту или иную оценку попадания или непопадания на номинацию фильма. А помимо этого, у нас есть жюри молодежное, где мы детям при участии профессионала пытаемся привить правильный взгляд на кино. Ведь кино очень важно правильно смотреть. И мы пытаемся.
Кира Лаврентьева
— Интересно.
Отец Савва
— Этому их обучить.
Кира Лаврентьева
— А как его правильно смотреть?
Отец Савва
— Точно также, как Библия глубоко символична, и читая Библию, мы можем увидеть те или иные символы, и при п, правильном подходе при изучении святых отцов эти символы правильно истолковать. Точно также в кино мы можем увидеть разные киноприемы, разные символы при учете специалиста, как, который помогает их правильно расшифровать детям. То есть куда их ведет та или иная отсылка, о чем говорит тот или иной персонаж, где это могло встречаться и как вообще с этим работать.
Кира Лаврентьева
— Мы ненадолго отойдем от темы кинофестиваля и, конечно, спросим вас, дорогие отцы, что по-вашему представляет из себя умное кино, то самое кино, которое нужно, которое важно, которое требует, требует ту, от души работу, от мозга работы, от сознания работы, требует роста, требует в общем-то какого-то преодоления себя. Есть такие фильмы, которые бросают нам вызов. Вот какие бы вы назвали вот так навскидку, не думая особенно вот из последнего, из того, что вы видели, может быть что-то из классики, может быть что-то из зарубежного кино? Мы много говорим, например о том, что Феллини в своих фильмах говорит о Боге. Ну там по факту Бога нет, когда ты начинаешь внимательно и скрупулёзно смотреть его фильмы. А тот же Бергман, он как будто бы и не говорит о Боге, ну когда ты смотришь его фильмы, ты понимаешь, что о Боге он только лишь и говорит, у него только одни вопросы к Нему, только Его и ищет. И это совершенно разное кино. Хотя, казалось бы, что тот, что тот — ну такие вот мировые классики, такие вот мировые мастера, которых мы любим, которых мы цитируем. Советское кино опять же о Боге не говорит, но сколько в них порой бывает христианства. Вот скажите пожалуйста, есть ли у вас любимые кинокартины?
Отец Фотий
— Ну мне, например нравится фильм «Лучшее предложение».
Кира Лаврентьева
— Я даже запишу. Отец Фотий, я буду записывать.
Отец Фотий
— Да. Там играет, если я не ошибаюсь, Джеффри Раш. И я таких картин больше не видел. На столько там интересно построен сюжет. Ну такой детектив, где-то триллер, вот с музыкой блистательной Эннио Морриконе. Вот. Удивительная атмосфера фи, фильма и интересная концовка, неожиданная совершенно.
Кира Лаврентьева
— Так, хорошо, «Лучшее предложение». Отец Савва, ваш выход.
Отец Савва
— Ой, ну во-первых, когда вы говорили свою речь, я.
Кира Лаврентьева
— Пронзительную.
Отец Савва
— Вспомнил, меня приглашали в том году на тоже православный кинофестиваль «Вечевой колокол». У них прекрасный гимн, который звучит: «Иди и буди». И мне, кажется, им можно даже расширить: Иди и буди равнодушных людей и так далее, и так далее. Очень интересный гимн, можно его где-то найти, послушать. Ну мне кажется, православное кино, оно должно будоражить людей, возбуждать их к...
Кира Лаврентьева
— К работе какой-то внутренней.
Отец Савва
— К какой-то, знаете, внутренней работе, или к миссионерской какой-то деятельности. У меня, наверное, вот такое ощущение. А если говорить про кинокартины, то тут следует немножечко разделить. Есть кинокартины, которые важны и нужны политически в данный момент. И такие кинокартины у нас тоже присутствуют. К примеру, вспоминаю фильм «Двоица», где 2 человека родом из Башкирии, один из них священник, второй — имам, они совместно ездят в зону СВО и окормляют бойцов. И хоть это короткометражка, но показывается каким образом разные конфессии могут сосуществовать друг с другом. С точки зрения современной повестки, мне кажется, это важное кино. Есть кинокартины, которые поражают.
Кира Лаврентьева
— Воображение.
Отец Савва
— Знаете, и воображение, и своими съемками. Документальное кино «Огненный лис».
Кира Лаврентьева
— Да это вообще!
Отец Савва
— Прекрасные съемки.
Кира Лаврентьева
— Мы с детьми сто раз пересмотрели.
Отец Савва
— Просто замечательные! Я, когда первый раз с.
Кира Лаврентьева
— Операторская работа, да, очень ...
Отец Савва
— Операторская работа очень серьезная.
Кира Лаврентьева
— Да, потрясающе.
Отец Савва
— Вот она у нас представлена на кинофестивале. Очень хотим с этим фильмом познакомить широкую публику, чтобы они его нашли, увидели, заметили, посмотрели.
Кира Лаврентьева
— Казалось бы, да, просто про животных фильм документальный, без слов практически.
Отец Савва
— Со словами.
Кира Лаврентьева
— Есть небольшие комментарии, значит, фоновые, но в целом это наблюдение за живой природой, очень деликатное. Политика невмешательства просто там на высшем уровне.
Отец Савва
— А мне знаете что напомнило? Мне напомнило детскую книгу.
Кира Лаврентьева
— Книгу.
Отец Савва
— «Людвиг Четырнадцатый».
Кира Лаврентьева
— Почему именно его?
Отец Савва
— А вот мне показалось, что вот он именно в такой семье лисов рос.
Кира Лаврентьева
— Слушайте, это очень интересно. Да, отец Савва, конечно, не просто так вы в кино пришли. У вас совершенно такое видение очень оригинальное.
Кира Лаврентьева
— Давайте напомню нашим слушателям, что у нас в студии уполномоченный председатель оргкомитета кинофестиваля «Встреча» игумен Савва (Петрушко) и член духовного жюри фестиваля иеромонах Фотий (Мочалов). Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы говорим о кино, мы говорим сегодня о кинофестивале «Встреча». Кстати говоря, можно ли его посещать желающим или это все-таки закрытое мероприятие, плоды которого мы можем потом созерцать на своих экранах?
Отец Савва
— Ну во-первых, для чего нужен кинофестиваль.
Кира Лаврентьева
— Вот.
Отец Савва
— Мы все про кино, про кино.
Кира Лаврентьева
— Да.
Отец Савва
— Но, про кинофестиваль немножечко тоже поговорим. Кинофестиваль нужен для того, чтобы зрителей соединять с режиссерами, с фильмами для того, чтобы зрители могли что-то новое для себя почерпнуть, увидеть. Поэтому наши кинопоказы свободные. Располагаемся мы в городе Обнинске. Пройдет кинофестиваль с 12 по 16 сентября. И в рамках этих дней, 13 и 14 сентября, это суббота и воскресенье, с 10 утра до 10 вечера у нас будет работать 2 кинозала в кинотеатре «Плаза». Ну кто будет в Обнинске, те, наверное, знают. Можно спокойно прийти, посмотреть понравившееся кино. А для того, чтобы выбрать понравившееся кино, можно зайти либо на сайт кинофестиваля, либо можно посмотреть в соцсетях.
Кира Лаврентьева
— Вот я сейчас как раз на нем, на сайте. На самом деле все ищется, и расписание можно посмотреть, и выбрать тот фильм, который понравился, прийти на него.
Отец Савва
— Могу дать небольшую подсказку.
Кира Лаврентьева
— Да.
Отец Савва
— Утренние часы — анимация, мультипликация больше для детей.
Кира Лаврентьева
— Ага.
Отец Савва
— Обеденное время для семейного просмотра. И более позднее время для фильмов, которые «16 +», «18 +», для более взрослой аудитории.
Кира Лаврентьева
— Отец Фотий, номинации какие-то будут в итоге в кинофестивале?
Отец Фотий
— Номинаций очень много: «Лучший художественный фильм», «Лучший документальный фильм», какие еще.
Отец Савва
— Тогда.
Отец Фотий
— Анимационный, естественно.
Кира Лаврентьева
— Анимационные, детские, понятно, семейные.
Отец Савва
— тут следует немножечко разделить. Из-за того, что у нас несколько жюри, то у нас весь спектр призов разделен, условно, на две части. Есть профессиональный подход: это «Лучший игровой фильм», «Лучший документальный фильм», «Лучшая актер, актриса». Это то, что профессионалы могут оценить и выдать профессиональную оценку. И в чем экспертное жюри им помогает. Но, в тоже самое время у нас есть спецпризы. Есть спецприз Калужской митрополии, епархии, есть в этом году, кстати, в этом году мы, наверно, первые в России вводим спецприз имени Александра Невского. У нас очень много сейчас идет разговоров об этом удивительном человеке. И этот спецприз будет выдаваться за фильмы, лучше отображающие какие-то подвиги, наверное, в первую очередь ратные подвиги наших ребят. Помимо этого.
Кира Лаврентьева
— То есть все-таки специальной военной операции это будет посвящено?
Отец Савва
— Да. ну не обязательно. У нас же еще и год 85-летия.
Кира Лаврентьева
— Победы.
Отец Савва
— 85-летия победы. Поэтому мы и такие фильмы имеем в своем репертуаре. Помимо этого, у нас есть спецприз имени Луки Крымского. Мы не забываем про недавнюю, казалось бы, уже давно прошедшую пандемию. Но подвиг врачей, они несут каждый день, борясь с теле, ими или иными побед, болезнями. И мы это безусловно хотим отразить. У нас есть прекрасный фильм, опять о фильмах чуть-чуть.
Кира Лаврентьева
— Да, да.
Отец Савва
— Называется «Порок сердца», где врач борется с какой-то внутренней болезнью, с внутренней трагедией, когда у него на операционном столе умирает пациент. И в процессе фильма видно, как вера может помочь врачу преодолеть вот этот вот страх и вот эту боль.
Кира Лаврентьева
— Ну да, хирургам, конечно, без этого не, не прожить на самом деле свою профессиональную жизнь. Вот правда, правда, что есть, то есть. А отец Фотий, все-таки вот отец Савва начал тему: зачем нужен кинофестиваль, а вот как вы отвечаете для себя на этот вопрос?
Отец Фотий
— Я думаю, что фестиваль является таким цензором, фильтром. Чтобы люди увидели качественное кино. Потому, что все, что будет показано на кинофестивале в эти дни, оно точно будет интересно и точно будет хорошим. Вот. Поэтому для того, чтобы расширять свой кругозор и, конечно же, да, учиться, вот как отец Савва сказал, да, учиться смотреть кино, видеть язык кинематографический, и, конечно, повышать свою насмотренность. Поэтому от мала до велика будет обязательно все равно полезно посмотреть действительно кино, в котором есть зерно истины. Вот. Вот Христос то — это путь, истина и жизнь. И если мы говорим о христоцентричности кино, то, если там есть истина, то есть и Христос.
Кира Лаврентьева
— Да, какая хорошая мысль, отец Фотий. Действительно, ну плохое кино, его же видно с первых секунд буквально. Если уже есть насмотренность, то ты видишь, мне кажется, и плохую картину и слышишь плохую музыку. И также кино по операторской работе, по игре актеров, по общему духу, который он передает. Иногда кажется, что: вот что-то интересное. Две минуты смотришь и понимаешь, что: что-то не то от него исходит. Потому, что кино также, как и полотно передает полностью дух режиссера.
Отец Фотий
— Дух, да.
Кира Лаврентьева
— И в каком состоянии находится режиссер, ты, естественно, начинаешь сразу же чувствовать с первых секунд просмотра кино. Отец Савва, я вижу, не согласен со мной. Так.
Отец Савва
— А порой вас обманывают.
Кира Лаврентьева
— Почему? Ну так специально создают какой-то негативный фон, чтобы я либо осталась, либо не осталась посмотреть, что будет дальше.
Отец Савва
— Зачем негативный фон. Вас же можно просто увести не в ту истину. Вам со, создадут.
Кира Лаврентьева
— Ну для этого, кстати, нам и нужна духовная интуиция, отец Савва.
Отец Савва
— Очень, вам создадут очень красивую картинку, подберут любимую музыку. Но, кадровая работа может быть такая, что при всех остальных плюсах уводит в сторону. Могу привести самый простой пример. Современный кинематограф, мы очень много говорим о семейных ценностях, и так далее, но очень часто в современных фильмах главные положительные герои достигают своей положительности за счет отрицательных поступков. А имеет ли это смысл? Можно ли любой ценой достичь той цели или нет? Это большой вопрос.
Кира Лаврентьева
— Ну кинокритики будут тогда говорить, что: здесь показан сложный многогранный образ человека. Мы же все разные, у нас разные стороны. Вот это фильм настоящий. И, знаете, с этого момента мы вспоминаем всю плеяду негативного кино, когда чем хуже- тем лучше, чем серее краски, тем настоя, поле настоящести как-то вот концентрирование, чем депрессивнее, тем круче. И вот это ведь тоже проблема современного кино. Есть очень качественное, есть очень радостное, после которого хочется творить, вершить, вдохновляться. А есть такое кино, ты посмотришь и думаешь: а зачем я это посмотрел, 2 часа своей жизни я на что потратил.
Отец Фотий
— Ну вот действительно, да, зачем показывать ту же самую реальность, которую ты видишь и в общем-то и так вокруг себя.
Кира Лаврентьева
— Точно.
Отец Фотий
— Только она там тебя травмирует еще.
Кира Лаврентьева
— Тебе и так хватает. И ты еще идешь, и в кино это смотришь. Думаешь: Боже, я бы лучше книгу почитал. Ну честное слово. Или там с детьми погулял. Или там, не знаю, что-нибудь полезное поделал. Ну согласитесь, отец Савва, не каждое кино можно смотреть, вот говоря про насмотренность. Ведь что-то мы должны смотреть, а что-то мы должны выключать с первых секунд.
Отец Фотий
— Как книгу закрывать, да, недочитанную.
Кира Лаврентьева
— Точно, как, как, как закрывать плохую книгу.
Отец Савва
— Для большего числа людей согласен, но, кто-то должен и в этом покопаться, чтобы отобрать.
Кира Лаврентьева
— Точно. Это должен быть талант, чтобы не повреждаться от того, что ты видишь. Ну мне кажется, это такой талант не для всех, да. Это все-таки такой избранный путь. Как, знаете, хирургами могут быть не все, так и все подряд фильмы тоже не, может смотреть не каждый.
Отец Савва
— Я могу еще рассказать, за что наш кинофестиваль немножечко ругают и где мы встречаем тоже такую волну непонимания, к примеру. Мы не только показываем фильмы, но и, как вы поняли из рассказа, пытаемся как-то образовывать народ.
Кира Лаврентьева
— Да.
Отец Савва
— И есть такая мысль, что: для того, чтобы человеку быть современным в этом мире, ему необходимо развиваться равнозначно в трех направлениях. Это культура, наука и религия. Потому, что сейчас мы имеем в информационном пространстве много псевдонауки, псевдорелигии и вообще неправильной культуры. И человеку надо ориентироваться. И вот одно из начинаний нашего кинофестиваля: мы пытаемся создать дискуссионную площадку, где представители науки, культуры и религии смогли бы поговорить о интересных вещах. В том году мы рассматривали понятие света: вообще что такое свет, как он пошел, как он применяется, как свет видели святые отцы, особенно нетварный свет, как свет.
Кира Лаврентьева
— Григория палому все вспомнили.
Отец Савва
— Да, да, да. Как свет у нас применяется в изобразительном искусстве, вообще в искусстве. Он же играет о, тоже очень много важного. Неправильно выставишь свет, и твое кино уже никто не увидит. И с точки зрения физики появление света, что это такое. Очень интересно появилась, была дискуссия в том году. А в этом году мы постараемся поговорить о таком понятии, как «Логос», программирование, искусственный интеллект. И это тоже очень интересная тема для дискуссии. Если хотите, мероприятие это будет открытое. Пройдет оно в воскресенье. Приезжайте в город Обнинск, сможете поприсутствовать. Попытаемся прийти к какой-то единой мысли.
Кира Лаврентьева
— Да, искусственного интеллекта все пока опасаются, активно обсуждают. Никто не понимает, к чему это все приведет. И вот вы тоже решили вынести это на кинофестиваль.
Отец Савва
— Знаете, а он нам уже помог.
Кира Лаврентьева
— Так! Так, так, так, интрига подвешена, отец Савва.
Отец Савва
— Ну задолго до начала кинофестиваля к нам поступило пару фильмов. Один фильм из Индии и второй фильм из Сербии. Естественно, никто из нас индийский язык не знает, и только благодаря искусственному интеллекту мы смогли поговорить с режиссером. Потому, что у него не было русских субтитров. И вот искусственный интеллект переводил нам нашу беседу. Мы попросили, чтобы он сделал субтитры к своему фильму, и таким образом мы можем им насладиться. А фильм очень интересный, про то, как мужчина ухаживает за своим пожилым отцом, у которого деменция — такое тяжелое заболевание, когда человек начинает все вокруг забывать. И вот это вот взаимоотношение в семье. Которого порой не хватает нам, очень прекрасно отображено в этом фильме. А второй фильм, который тоже благодаря искусственному интеллекту удалось пообщаться с сербским уже режиссером, это фильм «Баук», прекрасная кинокартина про мальчика, который оказался в Югославии во времена бомбежек НАТО, и как он относится вообще к происходящему, какие у него это вызывает душевные переживания. Для меня это был прям очень трогательный фильм. Я его смотрел с английскими субтитрами. Вот недавно пришли русские, я хочу его еще раз пересмотреть, потому что я не все везде понял.
Кира Лаврентьева
— Спасибо огромное, отец Савва. Это очень интересно, и мы вернемся к нашему разговору. Дорогие друзья, напоминаю, что у нас в студии уполномоченный председатель оргкомитета кинофестиваля «Встреча» игумен Савва (Петрушко) и член духовного жюри фестиваля иеромонах Фотий (Мочалов). Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы очень скоро к вам вернемся, пожалуйста не переключайтесь.
Кира Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Меня зовут Кира Лаврентьева. И с радостью напоминаю вам. Что у нас в студии уполномоченный председатель оргкомитета кинофестиваля «Встреча» игумен Савва (Петрушко) и член духовного жюри фестиваля иеромонах Фотий (Мочалов). Отец Фотий, ну вот вы знаете, я вот о чем сейчас думаю, слушая отца Савву внимательно, сопереживаю каждому слову, потому что он так эмоционально и так глубоко погружает слушателя в свой рассказ, что ты невольно будто бы тоже смотришь эти сербские фильмы. Индийские фильмы, тебе все очень хочется посмотреть, пережить, как-то прочувствовать. Ну это я, возвращаясь к теме православного кино, так называемого, звучит очень на самом деле уже так затерто, нам не нравится уже, как это звучит. Но, тем не менее, смотрите, в 90-х годах начинался такой вот жанр" православное кино«, когда довольно настойчиво проговаривалось: Мир катиться ко злу, мы живем в эпоху Армагеддона. Ну то есть фильмы такие были, немножко нагнетающие. Я очень хорошо их помню, я помню их названия, мы все их видели, их выходило много, разных режиссеров, так, как бы: ну готовимся к концу. То есть это было все так очень напряженно- напряженно. Ну и качество этих фильмов, понятное дело, тоже страдало, потому что режиссерам главное было сказать какую-то важную для них мысль. И может быть в тот момент это было полезно и нужно нашим верующим, которые только приходили еще в лоно святой Церкви. Да, отче.
Отец Савва
— А я про 90-е, если говорить про фильмы 90-х, я сразу вспоминаю фильм про нашего с отцом Фотием духовного отца, про схиархимандрита Власия.
Кира Лаврентьева
— Отца Власия. Все мы помним этот фильм.
Отец Савва
— «Ты не пой, соловей».
Кира Лаврентьева
— Это вообще.
Отец Савва
— На сколько он был именно вдохновляющий.
Кира Лаврентьева
— Очень.
Отец Савва
— Вот он как раз-таки не был вот этим вот.
Кира Лаврентьева
— Ну таким, да, да, да.
Отец Савва
— В уныние вгоняющим. А он был именно светлым и вдохновляющим.
Кира Лаврентьева
— А потому, что там был дух отца Власия. Тут уж ничего не поделаешь. Это как цунами. Речка и цунами, их не см, не перепутаешь. Ну вот из последнего, вот в последние годы с, годы снятого православного кино, вот я сейчас вспоминала, что мне придет на ум. При, приходит на ум «Святой архипелаг» Дебижева, «Человек Божий» про святителя Нектария Эгинского и может быть «Ласточки Христовы», как раз про сербские монастыри, фильм Юрия Бочарова. И вот действительно вот 3, которые приходят сразу. Ну понятно, что в 2006 году там «Остров» Павла Лунгина, он просто взорвал сознание христиан. Все увидели, что можно вот так снимать про монахов, монастыри.
Отец Савва
— А в этом году.
Кира Лаврентьева
Что можно так играть, как Мамонов. Хотя, мне кажется, как он, больше никто не умеет.
Отец Савва
— А в этом году Дебижев же снял.
Кира Лаврентьева
— «Крест».
Отец Савва
— «Крест».
Кира Лаврентьева
— Ну вот честно, у меня к «Кресту» сложное отношение. То есть не к кресту, а к фильму этому.
Отец Савва
— Ну Дебижев прекрасный оператор.
Кира Лаврентьева
— Да.
Отец Савва
— Все равно в «Кресте» такие кла.
Кира Лаврентьева
— Тонкие операторские такие вот моменты.
Отец Савва
— Хорошие, да, да, да. Вот это я очень подметил.
Кира Лаврентьева
— Да, да.
Отец Савва
— Прям захватывает дух порой.
Кира Лаврентьева
— Ну при всем уважении к Сергею, вот именно фильм «Крест» меня как раз немножко вернул вот в те времена моего детства, когда все так очень ну радикально снималось. Ну в этом Сергей видит тоже свое предназначение. Ему хочется что-то сказать от себя, ему хочется предупредить молодежь о надвигающейся вот такой вот катастрофе информационной, о развратной и по, повестке вот этой не очень на самом-то деле благочестивой. И он поставил себе такую цель. Но, «Святой архипелаг» — конечно, это потрясающе. Он там был в Соловетском монастыре и снимал так, что совершенно не помешал жизни монахов. Он схватил этот дух очень тихо, спокойно как-то, с Божий помощью только это возможно, его передал зрителям. И все, конечно, сразу захотели на Соловки после этого. Да.
Отец Фотий
— Есть еще один фильм.
Кира Лаврентьева
— Да, вот отец Фотий, я как раз хотела у вас спросить. Вот если из православного нового кино, то что?
Отец Фотий
— Ну уже не совсем новый, фильм «Монах и бес», фильм-притча такой.
Кира Лаврентьева
— Хорошо его помню. Ну вот к нему тоже есть вопросы у православных: можно ли вот так это снимать? Все-таки тема темных сил, она табуирована и правильно табуирована, потому что все-таки мы про Христа должны говорить, да, казалось бы.
Отец Фотий
— Да. Ну мы должны как бы знать врага в лицо все равно, не, не игнорировать, так сказать. Вот. И здесь да, иносказательно так вот. Хотя есть же, в житие, по-моему, Иоанна Новгородского, если не ошибаюсь, как святой летал в Иерусалим на бесе. То есть это не выдуманная история, что действительно такое было в житиях.
Кира Лаврентьева
— И в патериках. Тема прелести, она, конечно, всегда прослеживается в святоотеческой лит, литературе, она никуда не уходит. Мы всегда должны этого бояться: и мы, миряне, а уж тем более монахи.
Отец Фотий
— Да.
Кира Лаврентьева
— Поэтому да, возможно это кино тоже вот может как-то кого-то предостеречь от, от преждевременного почивания на воздусях.
Отец Фотий
— Ну я, я думаю, что нам вот, таким людям, которые очень воцерковлены, да.
Кира Лаврентьева
— Назовем это так.
Отец Фотий
— Да, нам может быть не, не сильно много откроется. А вот есть люди, для которых целый фильм будет открытием, потому что они не знали, что: так, так можно оказывается, что так бывает. И действительно это скорее кино для тех, кто еще даже не прикасался к церковной жизни и не понимает, что такое духовная жизнь вообще. То есть для многих людей Церковь — это просто организация, РПЦ. Они даже не знают, что всю историю, да, двухтысячелетнюю, что вот Православная Церковь это и Грузинская Церковь, это и Сербская Церковь, и так далее, и так далее.
Кира Лаврентьева
— Точно. Да. И Христос вне национальности.
Отец Фотий
— Это точно.
Кира Лаврентьева
— Это тоже важная мысль. Хотя, конечно, как говорил Никита Сергеевич Михалков, «Вы знаете, — говорит, — для меня вот Христос- это русский, русский человек. Мне очень сложно представить, что Господь, вот Он там в Иерусалиме, в общем-то в Израиле родился очень сложно, — говорит, — Для меня это русский, русский Человек.».
Отец Савва
— ну хотелось бы дополнить отца Фотия, что кино, оно может быть на разные категории. То есть современный человек, он через разные способы получает информацию о мире, и кинематограф, хоть он и развился буквально недавно, по сравнению с другими способами передачи информации, но он очень сильно и плотно занимает нашу информационную повестку все больше и больше. и поэтому кино, наверное, православное находится еще в стадии развития, становления. Понимания форм. Ведь, посмотрите, если мы посмотрим на изобразительное искусство, мы сразу отличим икону от просто картины. Если мы посмотрим на книгу, мы сразу отличим книгу, которая используется в богослужениях, от книги просто художественной, даже качественной художественной литературы. И тоже самое с кино. Я думаю, со временем эти границы, они появятся, появятся более понятные и четкие правила вообще православного кинематографа. Но, а мы, мы можем смотреть кино разное. Какое-то кино, оно для верующих, которые пытаются разбираться в христианстве. Тут я упомяну Филиппа Орлянского, потому что у него действительно идет погружение в историю, именно очень узкоспецифичную. Но, в тоже самое время мы имеем кино и для обычного зрителя. В современном мире мы не всегда можем куда-то путешествовать. И посмотреть фильм о той или иной обители, о том или ином месте, прекрасный фильм у нас в этом году про Луку Крымского.
Кира Лаврентьева
— Очень хороший.
Отец Савва
— У нас прекрасные фильмы про новомучеников. Ведь эту тему не стоит забывать. Фильм «Верные», фильм «Его звали ясный». У нас в Калужской области в Людиновском районе был священник, который укрывал партизан в своем храме, прятал. И вот про него в этом году калужане сняли фильм. Прекрасный фильм есть про новомученика Романа Медведя. Вот можно с его историей познакомиться, очень интересная кинокартина. И, то есть, видите, разные категории людей могут прийти и посмотреть прекрасное кино на кинофестивале «Встреча».
Кира Лаврентьева
— Ну радует еще то, что православное кино, так называемое, да, перестает быть своим для своих, знаете, когда православные собрались, православный фильм посмотрели, все на правильные темы поговорили, чай попили и разошлись. Все-таки это же миссия. Это же должны быть фильмы, которые выходят на широкую аудиторию. И с радостью, конечно, мы замечаем, что сейчас кинотеатры российские все более и более берут в прокат какое-то такое, ну явно христианское кино. Дебижевские фильмы брали, Бочаровой брали. То есть они брали фильм и «Крест», и «Святой архипелаг». Он вообще взорвал прокаты, кстати говоря, по всей России. Дольше всего держалось в прокате как документальное кино.
Кира Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. У нас в студии уполномоченный председатель оргкомитета кинофестиваля «Встреча» игумен Савва (Петрушко) и член духовного жюри фестиваля иеромонах Фотий (Мочалов). Меня зовут Кира Лаврентьева. Ну дорогие друзья, это еще не все, мы еще не все обсудили. Оказывается, по ин, по инсайдерской информации отец Фотий в этом году был в Африке. И не просто был, а привез Африку на кинофестиваль «Встреча». Она будет представлена. Африканские ре, кинорежиссеры и их кинокартины будут представлены на кинофестивале. Отец Фотий, расскажите пожалуйста, что это за интересное такое открытие.
Отец Фотий
— Продюсер кинофестиваля пригласила, благодаря вот установившимися связями с Замбией, пригласила режиссера из Замбии, из Лусаки. И через, опять же через искусственный интеллект, да, она общается с, с ней, это женщина. Вот. И, значит, она тоже будет в, в жюри, в члене жюри.
Кира Лаврентьева
— ну просто ей будут все переводить параллельно, я так понимаю.
Отец Савва
— Надеюсь да.
Кира Лаврентьева
— Вот это да! Вот это да! А, отец Фотий, что это был за опыт все-таки? Это совершенно другая культура. У нас была девушка-режиссер, которая снимает фильмы в Африке. Это ее вот такое послушание, призыв Божий. Вот она туда ездит и снимает, вопреки всем рискам: рискам здоровью, безопасности, и так далее. Ей очень нравится снимать про православные монастыри в Африке. А что для вас это было, что это был за опыт — эта поездка?
Отец Фотий
— Поездка была многогранной. Мы привезли туда час, частицу бла, Вечного огня.
Кира Лаврентьева
— Так.
Отец Фотий
— От могилы неизвестного солдата в Кремле. И в том числе я там дал один концерт. И еще я общался с молодежью, со, со студентами.
Кира Лаврентьева
— Африканскими, соответственно.
Отец Фотий
— Да. С переводчиком и без переводчика. То есть для меня это такая прокачка была хорошая по языку. Вот. И я понял свои слабые стороны, свои сильные стороны, над чем еще нужно поработать. Ну и, конечно, да, это любовь навсегда. Африка открылась для меня не, не вот этими картинками, которые мы видим там.
Кира Лаврентьева
— Которые мы видим там, да.
Отец Фотий
— Да, и так далее, а прежде всего людьми. То есть Африка — это, это люди прежде всего. И удивительный народ, такие очень искренние, непосредственные, добрые.
Отец Савва
— Очень русские.
Отец Фотий
— Вот, кстати, интересно, да, характеристика. Действительно так.
Кира Лаврентьева
— Ну потому, что в христианстве мы все одного духа. Вы же с христианами встречались, отче?
Отец Фотий
— Да. У них сейчас есть зачат, именно вот в Замбии есть зачатки православия, в отличии от севера Африки, где, да, есть наш экзарх.
Кира Лаврентьева
— Да.
Отец Фотий
— Архиерей Константин.
Кира Лаврентьева
— Не так давно, кстати, он там появился. По-моему, с 15-го года что ли.
Отец Фотий
— Да. И недавно, кстати, делегация приезжала к патриарху, патриарх награждал и вот самого владыку Константина, и священников.
Кира Лаврентьева
— Наш, Островский, владыка Константин (Островский).
Отец Фотий
— Ну да, он брат.
Кира Лаврентьева
— Да, да, отца Павла. Да, да, да, точно. И экзархат не так давно там установили, в Африке.
Отец Фотий
— Да, да.
Кира Лаврентьева
— Так, ну слушайте, очень интересно будет познакомиться с тем, что наши африканские коллеги подготовили, да, интересно будет посмотреть. Они же будут потом представлены, я так понимаю, на каких-то платформах, можно будет найти эти фильмы с кинофестиваля «Встреча» для тех, кто не сумел доехать в Обнинск с 12 по 16 сентября?
Отец Савва
— Смотрите, очень сложные оказались проблемы с прокатными удостоверениями, с лицензиями. С авторскими правами. Поэтому, согласно нашему регламенту, в дни проведения фестиваля мы можем спокойно транслировать авторское кино, которого у нас тоже очень много представлено, а также зарубежное кино без получения каких-то дополнительных лицензий. В остальное время с этим сложно. Мы над этим работаем, чтобы подружиться с каким-то, может с платформой онлайн, либо может создать свою православного кино. Над этим пока ведется работа.
Кира Лаврентьева
— То есть работа ведется. Если мы что-то узнаем, мы обязательно озвучим это, в том числе на Радио ВЕРА. Да. Ну а если у вас есть возможность, дорогие наши слушатели, пожалуйста присоединяйтесь к кинофестивалю. Всю информацию можно найти на сайте кинофестиваля «Встреча». Там и расписание, там и даты, там и время. Отец Савва сегодня подробно рассказывал, что утром будет детское кино, в обед семейное, вечером уже ну «16 +», «18 +», уже так для размышления кино, это уже для более взрослых людей, чтобы подумать, может быть временами пострадать, временами порадоваться, ну в основном порадоваться.
Отец Савва
— Вы знаете, порой и очень светло посопереживать героям. Потому, что вот второй год есть картины, которые меня согревают вот прям, как родные бабушка, дедушка. В этом году это кинокартина «Двое в одной жизни, не считая собаки». Прекрасная интеллигентная семейная пара из города Санкт—Петербург сталкивается с трудностями уже пожилой семейной жизни. Где-то не могут разобраться, как управлять планшетом, где-то потихонечку по, наверное, по-взрослому друг над другом подтрунивают, подшучивают. Но, смотря их и смотря эту картину, я прям вспомнил пожилых бабушек, дедушек. Прям картина, навеянная таким домашним-домашним теплом.
Кира Лаврентьева
— Ну да, позвоните родителям, хочется сказать в конце такого кино. Ну вы знаете, дорогие отцы, на самом деле тема необычайно интересна у нас в этом часе. Вопросов у меня все больше и больше, а час заканчивается. Это всегда так сложно для ведущего. Ну вот о чем еще хотела вас спросить. Мы говорим сейчас о светлом, добром, вечном, о православном кино и не православном, которое все равно христоцентрично, которое нужно зрителю и важно для возрастания личности, и так далее, и так далее, и так далее. Для многих слушателей это может быть в новинку, от монахов услышать, что надо кино смотреть. Но, тем и радостней. Потому что я буквально недавно услышала такую мысль, мне это сказала очень-очень умная женщина. Она говорит: «Ну слушай, ну благодать должна на что-то сесть.». Я говорю: «Вот у меня дети не хотят там в театры ходить, не хотят там кино смотреть. Я их заставляю, все это из-под палки.». Она говорит: «Слушай, ну благодать, она очень часто тоже должна на что-то сесть. Если ты не простец такой сердечный, когда ты вообще ничего не видел и не слышал, ну ты так молишься, что ты уже очищаешься сердцем и ты уже становишься старцем там при жизни и еще помогаешь там другим, это одно дело. А если у тебя и так очень много разной интернет-помойки рядом, мир сложный рядом, ты чему-то там сопротивляешься, то без просмотра правильных фильмов, без прочтения правильных книг, без прослушивания правильной музыки, картин и вообще знакомства с искусством, то есть повышения своего культурного уровня, ты сложно будешь идти к Церкви.». Вот отец Фотий, вы разделяете эту мысль, или это все-таки ну такие, слабо соприкасающиеся темы? При чем здесь, казалось бы, культура, когда речь идет о Евангелии.
Отец Фотий
— Ну конечно, кино.
Кира Лаврентьева
— Ну что кино, что музыка там, что.
Отец Фотий
— Оно уводит, конечно, от реальности. Понятно, что это иллюзорный мир, в который ты немножко погружаешься на время. Ну тем не менее это как, работает, как книга. Только, когда ты читаешь, у тебя работает воображение, а здесь как бы тебе разжевали и дали.
Кира Лаврентьева
— Разжевывают.
Отец Фотий
— Вот, и ты должен, конечно, ловить и посыл не, не, некоторый. Ты не увидишь того, что нет в тебе.
Кира Лаврентьева
— Да.
Отец Фотий
— Вот. Ты должен угадывать уже известные для тебя символы, смыслы, идеи, да. и благодаря этому, да, открывать в себе, или напоминать самому себе о главных вещах в жизни. Может быть посмотреть на себя со стороны, у, узнать себя в этом герое, например, и понять, что: вот и ты тоже так поступаешь, а вот нехорошо так. То есть для саморефлексии такой, самоанализа. И, конечно, в, в общем, да, повышать свой кругозор, эрудицию. То есть не только смотреть художественные фильмы, ну и документальные, которые могут тоже мастерски сняты бы, быть снятыми.
Кира Лаврентьева
— У меня ребенок посмотрел «Собачье сердце», советский фильм, еще помните все его и начал мне цитировать, значит: «Что-то вы меня, папаша, притесняете». Я говорю: «Ну вот видишь, сыночек, все живо. Все актуально, все до сих пор работает». И главное, себя увидеть в каких-то героях. Главное, ненадолго там задержаться, в этих образах, конечно.
Отец Фотий
— Ну да. Есть такой еще, как бы сказать, апофатический, наверно, подход, да, от противного. Это, например «Мастер и Маргарита», экранизированный, переэкранизированный.
Кира Лаврентьева
— Ни раз.
Отец Фотий
— Да. И это как бы так в кавычках «Евангелие от са, сатаны». То есть с другого ракурса посмотреть на эту историю.
Кира Лаврентьева
— Да, да. Ну тоже опять же не всем полезно, наверное.
Отец Фотий
— Не всем, далеко не всем.
Кира Лаврентьева
— Есть фильмы, которые не всем полезны.
Отец Фотий
— Нужна база определенная, знания, да, о своей Церкви, чтобы не повредиться.
Кира Лаврентьева
— Слушайте, ну вот тут недавно мне посоветовали посмотреть «Идиота» 58-го года, где князя Мышкина играет актер Яковлев, как раз тот самый, который играл В «Иван Васильевич меняет профессию». Все знают этого чудесного актера, очень талантливого. О, отец Фотий, это середина XX века, безбожное совершенно время: храмы закрыты в большинстве своем, вера запрещена. Ну как он играет князя Мышкина. Мне кажется, Достоевского невозможно играть, если ты ну не имеешь никаких представлений о вере. Невозможно. И он на надрыве просто его играет. Вот опять же, получается, что и в советское время были какие-то такие звонки, звоночки из Евангелия. Через кинематограф, через песни, через общую культуру все равно пробивалось, пробивался свет к душе русского человека.
Отец Фотий
— Ну да, условия, в которые были поставлены многие творцы: и писатели, и режиссеры, они делали людей сильнее и заставляли придумывать, изобретать способы.
Кира Лаврентьева
— Точно.
Отец Фотий
— Как сказать евангельские истины иносказательно, так сказать.
Кира Лаврентьева
— Ну само по себе чудо, что Андрею Тарковскому в принципе разрешили «Андрея Рублева» снимать.
Отец Фотий
— Да.
Кира Лаврентьева
— Честно говоря, ну это вообще вопрос: как им это удалось. Ну это чудо такое, в моем понимании.
-Отец Фотий
Так многие люди и благодаря Достоевскому и узнавали о, о вере, узнавали какие, и на примерах при чем, да, на живых примерах, да, которые там описываются, что такое жить по-христиански.
Кира Лаврентьева
— Я однажды владыку Савву (Тутунова), по-моему, в, в этой программе «Светлый вечер» спросила, процитировала Достоевского и спросила: «Владыка, а вы понимаете ре, эту риторику?» Он говорит: «Я не понимаю о чем вы говорите мне.». А цитата такая, ее все знают: «Если бы я узнал, что Христос вне истины, и истина вне Христа, то лучше бы я был с Христом, нежели с истиной.». Вот вам эта риторика понятна, Федора Михайловича?
Отец Фотий
— Ну это как: «Сократ мне друг, но истина дороже».
Кира Лаврентьева
— Но, истина дороже. Просто мы знаем, что Христос — это истина и есть.
Отец Фотий
— Ну и есть, да.
Кира Лаврентьева
— Поэтому тут сложно как-то рассуждать.
Отец Фотий
— Несколько истин тоже е может быть. Она одна, да. А вот интерпретации у людей могут быть разные.
Кира Лаврентьева
— Ну видимо для Достоевского в тот момент было очень важно встретиться со Христом, как с Личностью. Может быть поэтому он так высказался. Потому, что в принципе духовная жизнь без личной встречи со Христом, она сложно себе представляется.
Отец Фотий
— Я думаю, что у него был переворот в жизни, да, такой, перезагрузка.
Кира Лаврентьева
— Очень мощный.
Отец Фотий
— Когда его чуть ли не , не казнили, сам, самого Достоевского.
Кира Лаврентьева
— Да, да, да, когда он к Петрашевцам, по-моему, присоединился, да.
Отец Фотий
— Да. И я думаю, этот момент как раз-таки и был решающим и действительно встречей вот этой незримой. Потому, что смерть — это не конец, это начало. То есть это тот момент, когда ты уже предстанешь, и вот это вот состояние понимания: что вот сейчас свершится, я думаю, оно как раз-таки человека полностью перевернуло. И образ мышления, и понимание вообще духа нашей, нашей веры.
Кира Лаврентьева
— Вот бы кто-нибудь фильм про Достоевского снял. Может быть кто-то уже и снял, просто мы еще пока не знаем. Нужный был бы, хороший фильм, если его правильно и глубоко поставить.
Отец Савва
— в последнее время встречаем много экранизаций Чехова.
Кира Лаврентьева
— Чехова. Вообще к классике мы возвращаемся, да, вроде, как потихоньку. Хотя, с другой стороны, отцы дорогие, ну не могу с, не сказать о своей боли. Зайдешь на любую платформу, онлайн-платформу, и ребенку нажать две кнопки вообще ничего не стоит. И что же там просто иногда показано: мат не табуирован, сцены никакие не табуированы, никакие темы не закрыты. То есть все буквально с первых секунд показано в самом страшном, в самом развратном, ужасном виде, который там вообще может быть представлен. Это же катастрофа. То есть мы сидим, рассуждаем о православном кино, о том, как это здорово и прекрасно, как это знакомит человека с христианской верой, или углубляет, или расширяет его кругозор. А есть другой мир, другой, он очень страшный, и он захватывает действительно умы. Я не, не, не для того это говорю, чтобы тут сейчас рассуждать, как тут все плохо и мы, мир погряз во зле, ну проблема есть.
Отец Савва
— Вы не поверите, мы на эту тему тоже думаем. И вот общаясь с духовенством своей епархии, многие задают вопрос: где можно посмотреть действительно качественное хорошее кино. И мне, кажется, это вопрос даже не ко мне, как к руководителю кинофестиваля, а вопрос в патриархию, что есть нужда, есть нужда в создании именно сервиса онлайн-кино, где бы было собрано.
Кира Лаврентьева
— Человеческое кино.
Отец Савва
— Именно православное отсмотренное экспертное кино, которое бы можно было бы показать и в воскресной школе при подготовке того или иного урока, можно было бы посмотреть и дома семейным просмотром, а также может быть и показать где-то семинаристам в плане обучающего видео. Такая платформа, мне кажется, нужна.
Кира Лаврентьева
— Спасибо огромное за этот разговор. Давайте еще раз напомним дорогим нашим слушателям, что: если у вас, дорогие, есть возможность посетить кинофестиваль «Встреча», в котором, как мы узнали, будут представлены не только ну вот православные хи, фильмы про монастыри и храмы, и нужное и важное православное кино, но также и художественное, также и детские, и семейные, и совершенно разные фильмы, чем он, кстати, очень интересен, я думаю, всем нашим слушателям. Потому, что каждый найдет себе что-то по вкусу. Ну а фильмы, которые там представлены, я думаю, мы все равно как-то потом узнаем. Я думаю, многие будут представлены на платформах. Список фильмов есть на сайтах уже сейчас. И если есть возможность, то можно приехать на кинофестиваль в Обнинск, это Подмосковье, дорогие друзья. Добираться на электричке сейчас очень удобно.
Отец Савва
— Это очень удобно.
Кира Лаврентьева
— Прямо до Обнинска от Москвы можно, да. И также Подмосковье может в этом во всем поучаствовать.
Отец Савва
— Конечно.
Кира Лаврентьева
— Да. И приезжайте, смотрите, выбирайте себе по вкусу. Там есть для каждого, я думаю, какой-то жанр, который ему подойдет. Ну а если вы, дорогие наши слушатели, не сможете побывать на этом кинофестивале, то обязательно просто смотрите хорошие фильмы, в том числе, которые нам отец Савва, отец Фотий сегодня уже озвучивали. Ну и размышляйте над тем, как через кино можно духовно расти.
Отец Савва
— Можно взять список фильмов с нашего сайта, с наших соцсетей. Какие-то из этих фильмов впоследствии будут представлены в «ВК-видео», «Кинопоиск». Всегда можно воспользоваться Yandex для поиска и найти их. Что-то попадается, что-то нет.
Кира Лаврентьева
— А у нас в студии были уполномоченный председатель оргкомитета кинофестиваля «Встреча» игумен Савва (Петрушко) и член духовного жюри фестиваля иеромонах Фотий (Мочалов).
Отец Савва и Отец Фотий
— До встречи на кинофестивале «Встреча».
Кира Лаврентьева
— Спасибо большое. До свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «21-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин
- «Роль отца в семье». Протоиерей Василий Гелеван
- «Бутовский реквием». Игорь Гарькавый, монахиня Амвросия (Хромова)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 19. Богослужебные чтения
Герой кинорежиссёра Алексея Балабанова — Данила Багров — был уверен, что сила в правде. Стоит отметить, что сам Данила правду понимал довольно специфично, но в целом был недалёк от истины. Сила, действительно, в правде — правде Божией. Об этом, в частности, говорится в псалме 19-м, что читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 19.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева.
3 Да пошлёт тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя.
4 Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твоё да соделает тучным.
5 Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит.
6 Мы возрадуемся о спасении твоём и во имя Бога нашего поднимем знамя. Да исполнит Господь все прошения твои.
7 Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей.
8 Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся:
9 они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо.
10 Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе.
Псалом 19-й был написан в непростые для царя Давида и всего царства Израильского времена. На древний Израиль готовилось напасть огромное войско соседних языческих народов. И у Давида не было иного выбора, кроме как принять вызов и силой ответить на угрозу. Царь прекрасно понимал, что его войско значительно меньше, чем у неприятеля. Но Давид так же прекрасно понимал, что правда на его стороне. Ведь он не собирался ни с кем конфликтовать, не желал брать чужого. И народ древнего Израиля всё это прекрасно понимал и чувствовал.
И Давид в прозвучавшем псалме фиксирует молитву, которую обращают к Богу его подданные. О чём же просили Господа люди? Вот что мы слышим в псалме: «Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева». Давид пишет о себе в третьем лице. День грядущей битвы он именует днём печали и просит Господа о помощи, понимая, что несёт ответственность за судьбу многих и многих людей. Перед битвой царь приходит в скинию — переносной храм-шатёр, в котором хранился ковчег завета. Так называлась главная святыня древнего Израиля. Перед ковчегом Давид молился. О том свидетельствуют следующие слова: «Да пошлёт тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя. Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твоё да соделает тучным».
От лица народа Давид указывает, что всем сердцем стремится к победе. Победе справедливой и честной. Ему не нужны чужие блага, он хочет защитить свою страну и свой народ. Вот что требуется его сердцу. Или читаем мы в псалме: «Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит». И царь предвещает победу. Он чувствует, что Господь на его стороне, потому что сам Давид стремится исполнить правду не свою, а Божию. Он пишет: «Мы возрадуемся о спасении твоём и во имя Бога нашего поднимем знамя».
Эта часть псалма была составлена до сражения. А уже после Давид торжествует и благодарит Бога за победу. Совершенно неожиданно для всех — и для противников Давида, и для древних иудеев — немногочисленное войско древнего Израиля одержало верх. Сильный соперник оказался разгромлен. И радостный Давид пишет: «Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей». Причину победы царь видит в верности Господу. Хорошо, конечно, иметь сильных воинов, эффективное оружие. Но если ты не на стороне правды Божией, всё окажется тщетным. Или как читаем мы в псалме: «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо».
В конце псалма Давид, обращаясь к Богу, просит Его и в будущем не оставлять без помощи ни самого Давида, ни верных Господу людей: «Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе». Пусть эти слова и нас вдохновляют, укрепляют! Будем помнить, что Бог никогда не будет помогать лукавству, вставать на сторону нравственной нечистоты. И даже не надо тешить себя иллюзиями, что Господа можно обмануть. Нет, не получится. Бог только на стороне правды. Давайте же и мы будем за правду Божию держаться, чтобы с Господом радоваться и побеждать.
Подарим Жене возможность гулять

Одно из любимых занятий семилетнего Жени Бортенёва из Омска — рисовать красками. Удерживать кисточку в руке он не может, поэтому вместо неё использует пальцы, что для него гораздо интереснее. Мама расставляет перед ним разноцветные баночки, и, погрузившись в мир фантазии, Женя начинает творить. От этого жизнь становиться ярче и веселее!
Дни напролёт мальчик проводит сидя в коляске, поскольку не может ходить. Ещё Женя плохо говорит и с трудом шевелит руками. Беда пришла в семью, когда ребёнку не было ещё и года. После тяжёлой болезни совершенно здоровый до этого мальчик стал абсолютно беспомощным. Спустя шесть лет непрерывных занятий, лечения и реабилитаций его самочувствие улучшилось: он окреп, научился двигаться и произносить слова. Семья старается сохранять веру в лучшее и находить поводы для радости, чему учит и Женю. Ему нравится вместе с мамой читать сказки и стихи, учиться рисовать и лепить из пластилина, а больше всего мальчик любит проводить время на улице. Только с каждым разом прогулки даются ему всё сложнее. Вследствие болезни у мальчика сильно искривился позвоночник. И чтобы он мог гулять с комфортом и без вреда для здоровья, необходима специализированная прогулочная коляска, которая будет учитывать его особенности. Такую дорогостоящую технику семья из Омска позволить себе не может, поэтому обратилась за помощью в фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите подарить Жене Бортенёву возможность больше времени проводить на свежем воздухе, переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь семьям, столкнувшимся с диагнозом spina bifida
Благотворительный фонд «Спина бифида» — единственный фонд в России, который помогает детям и взрослым с врождённой патологией спинного мозга. Фонд оказывает психологическую, юридическую, адресную и медицинскую помощь, а также реализует системные проекты по изменению оказания медицинской помощи людям с орфанным заболеванием spina bifida (расщепление позвоночника) на уровне страны, обучая врачей и внедряя искусственный интеллект в диагностику.
В фонд «Спина бифида» можно обратиться уже на этапе постановки диагноза во время беременности и провести уникальную внутриутробную операцию по коррекции патологии у плода, что повышает шансы на рождение здорового ребёнка.
Приглашаем поддержать фонд и пациентов с редким заболеванием.

У Эдуарда и Марии из Иркутской области большая дружная семья. И недавно в ней появился пятый ребёнок — девочка Аня. Поначалу жизнь малышки находилась под угрозой. Ещё до рождения у ребёнка обнаружили порок развития позвоночника — спина бифида, и врачи настаивали на том, что Марии нужно прервать беременность. Такая патология приводит к серьёзным двигательным нарушениям и влияет на работу внутренних органов. В поисках хоть какой-то информации и решения родители Ани обратились в фонд «Спина бифида», который много лет помогает детям и беременным женщинам, столкнувшимся с таким диагнозом. Он предоставляет семьям информационную и психологическую помощь, а также организует медицинское сопровождение, консультации специалистов и не только. Сотрудники фонда рассказали супругам, что в Москве проводят уникальную бесплатную операцию. И она способна исправить порок развития позвоночника ещё до рождения ребёнка.
В скором времени Мария оказалась в столичном медицинском центре имени Кулакова. «С Божьей помощью всё прошло успешно!» — вспоминает мама. Благодаря поддержке фонда и работе врачей маленькая Аня вопреки всем прогнозам появилась на свет. И сегодня она находится дома среди братьев и сестёр. Девочка активно развивается, её жизнь полна любви и заботы.
История Ани и её семьи закончилась счастливо. Однако многие другие семьи только начинают этот трудный путь. Если кто-то из ваших близких или знакомых столкнулся с подобным диагнозом, вы можете посоветовать им обратиться за помощью в фонд «Спина бифида», где расскажут, чем можно помочь маме и ребёнку. А если вы хотите поддержать работу организации, переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный внос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







