Христианство зародилось и развивалось первоначально в еврейской среде. Господь Иисус Христос по человечеству своему принадлежал к еврейскому народу, евреями были также его двенадцать ближайших учеников – святых апостолов. Евреем являлся и апостол Павел, который сначала преследовал христиан, а затем был чудесно обращен Спасителем. После обретения веры в Иисуса Христа Павел совершил четыре миссионерских путешествия, а также написал множество посланий, в которых излагал основы христианского вероучения. Некоторые из этих посланий сохранились до наших дней и стали частью Библии. Сегодня в Священном Писании имеется четырнадцать произведений, принадлежащих перу апостола. Одним из них является Послание к евреям, которое было написано в 63-64 году первого века и было адресовано евреям-христианам Палестины. Главной причиной написания послания стало убийство святого Иакова Праведника, первого главы Иерусалимской Церкви. После его трагической кончины существование христианской общины Иерусалима оказалось под угрозой. Поэтому на протяжении всего послания апостол Павел призывает евреев-христиан твёрдо держаться своей веры и не поддаваться влиянию иудеев-соплеменников, которые в большинстве своём Христа так и не приняли. Со временем Послание к евреям Церковью перестало восприниматься как произведение, адресованное исключительно крестившимся евреям, и стало регулярно читаться во время богослужения. Например, отрывок из Послания к евреям читается в первое воскресенье после праздника Святой Троицы, которое посвящено памяти всех святых.
Братья, 11.33 все святые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 11.34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 11.35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 11.36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 11.37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 11.38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 11.39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 11.40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. 12.1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 12.2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Благодаря апостолу Павлу перед нашими глазами возникает целая плеяда святых эпохи Ветхого Завета, которые благодаря помощи Бога творили великие чудеса. Например, святой СамсОн, обладавший громадной силой, в одиночку защищал еврейский народ от язычников. Пророк Даниил за свою верность Богу был брошен вавилонянами в яму с голодными львами, но в итоге остался жив. Все эти чудеса были совершены как подтверждение того, что есть только один истинный Бог, а языческие идолы бессильны Ему противостоять. Но не всегда яркими чудесами подтверждалась вера святых. Ещё бОльшим доказательством, с точки зрения апостола, служили их терпение и стойкость. Святые Ветхого Завета часто преследовались за свою верность Богу. Апостол Павел подчеркивает, что древние праведники, которых не был достоин весь мир, были гонимы, вынуждены были вести полуголодный, бездомный образ жизни. Павел приходит к заключению, что все испытания ветхозаветных святых были пророчеством об Иисусе Христе. Спаситель также скитался, был гоним и впоследствии казнен, но в итоге победил смерть, воскрес и вознесся на Небесный престол. Эту же радостную участь Он даровал ветхозаветным праведникам и всем тем, кто верит в Него в наши дни.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия