Христианство зародилось и развивалось первоначально в еврейской среде. Господь Иисус Христос по человечеству своему принадлежал к еврейскому народу, евреями были также его двенадцать ближайших учеников – святых апостолов. Евреем являлся и апостол Павел, который сначала преследовал христиан, а затем был чудесно обращен Спасителем. После обретения веры в Иисуса Христа Павел совершил четыре миссионерских путешествия, а также написал множество посланий, в которых излагал основы христианского вероучения. Некоторые из этих посланий сохранились до наших дней и стали частью Библии. Сегодня в Священном Писании имеется четырнадцать произведений, принадлежащих перу апостола. Одним из них является Послание к евреям, которое было написано в 63-64 году первого века и было адресовано евреям-христианам Палестины. Главной причиной написания послания стало убийство святого Иакова Праведника, первого главы Иерусалимской Церкви. После его трагической кончины существование христианской общины Иерусалима оказалось под угрозой. Поэтому на протяжении всего послания апостол Павел призывает евреев-христиан твёрдо держаться своей веры и не поддаваться влиянию иудеев-соплеменников, которые в большинстве своём Христа так и не приняли. Со временем Послание к евреям Церковью перестало восприниматься как произведение, адресованное исключительно крестившимся евреям, и стало регулярно читаться во время богослужения. Например, отрывок из Послания к евреям читается в первое воскресенье после праздника Святой Троицы, которое посвящено памяти всех святых.
Братья, 11.33 все святые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 11.34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 11.35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 11.36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 11.37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 11.38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 11.39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 11.40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. 12.1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 12.2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Благодаря апостолу Павлу перед нашими глазами возникает целая плеяда святых эпохи Ветхого Завета, которые благодаря помощи Бога творили великие чудеса. Например, святой СамсОн, обладавший громадной силой, в одиночку защищал еврейский народ от язычников. Пророк Даниил за свою верность Богу был брошен вавилонянами в яму с голодными львами, но в итоге остался жив. Все эти чудеса были совершены как подтверждение того, что есть только один истинный Бог, а языческие идолы бессильны Ему противостоять. Но не всегда яркими чудесами подтверждалась вера святых. Ещё бОльшим доказательством, с точки зрения апостола, служили их терпение и стойкость. Святые Ветхого Завета часто преследовались за свою верность Богу. Апостол Павел подчеркивает, что древние праведники, которых не был достоин весь мир, были гонимы, вынуждены были вести полуголодный, бездомный образ жизни. Павел приходит к заключению, что все испытания ветхозаветных святых были пророчеством об Иисусе Христе. Спаситель также скитался, был гоним и впоследствии казнен, но в итоге победил смерть, воскрес и вознесся на Небесный престол. Эту же радостную участь Он даровал ветхозаветным праведникам и всем тем, кто верит в Него в наши дни.
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Время Великого поста — как соединить светскую жизнь и церковную?
— Память — что помнить, а что забывать?
— Предложение министра иностранных дел Эстонии признать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата террористической организацией;
— Изменения в поколениях церковных людей и священников.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 400
Основные темы беседы:
— Опыт Марии Египетской как путь человека к себе-настоящему: в чём этот путь состоит?
— Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою: как в жизни раскрывается эта заповедь Христа?
— Закон умножения добра: как подопечные благотворительных фондов сами становятся волонтёрами и помогают другим;
— Похвала Пресвятой Богородицы: о чём этот праздник и как он возник?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: какова самая сложная фраза в духовной жизни?