Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел

Евр., 313 зач., VI, 9-12.

9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.

10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.

11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, 12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Всем прекрасно известно, что в любом деле, особенно масштабном и многолетнем, есть свои стадии. Сначала это прилив энтузиазма, восторг новизны, потом начинается привыкание и, как следствие, первоначальный задор убывает, довести начатое до конца становится все труднее и труднее. Так бывает при написании научных или же классификационных работ, так бывает при написании книг, так бывает и при воспитании детей, да и вообще в семейной или же монашеской жизни. Рутинный каждодневный труд, из которого состоит любое значимое дело, мало у кого вызывает радость и бурную энергию. Но если работа над каким-либо относительно длительным проектом дается с таким трудом, то что говорить о тех проектах, которые длятся всю жизнь или же большую ее часть? Одно из таких дел и имеет в виду в сегодняшнем отрывке апостол Павел. Он говорит о христианской жизни.

Когда человек лишь открывает для себя христианство, то он неизбежно испытывает восторг новизны. Он готов часами молиться дома и ходить на все богослужения вне зависимости от их длительности и от расстояния до храма. Ему интересно абсолютно все: от Священного Писания до самых экзотических христианских традиций. Он готов раздавать свое имущество и готов к любому бесплатному труду в храме или же в монастыре. Жить в состоянии такого подъема очень легко и предельно увлекательно. Но со временем энтузиазм проходит и уступает место рутине, а вместе с рутиной приходит и разочарование. Все это было прекрасно известно апостолу Павлу. Очевидно, что знал он об этом не понаслышке, он сам переживал нечто подобное. Большая ошибка полагать, что апостолы были подобны роботам, что они постоянно находились на вершине энтузиазма и обладали бурлящей энергией. Нет. Дух Святой, то есть та самая «сила свыше», которую им обещал Христос перед Своим Вознесением (см. Лк. 24:49), и которую они получили в день Пятидесятницы, вовсе не сделал апостолов неутомимыми рыцарями без страха и упрека. Дух Святой помогал им, но помогал лишь тогда, когда они преодолевали свои человеческие немощи по любви ко Христу. А каждый раз и снова преодолевать самого себя — задача не их самых простых. Так что апостол Павел знал, о чем говорил.

В этом отрывке он вспоминает те добрые христианские дела, которые уже успели сделать христиане из числа евреев, он говорит об их ревности, о том, как она выразилась в служении святым. «Служение святым» — это довольно устойчивое словосочетание в языке апостола Павла, им он обозначает помощь, которая была оказана самим апостолам и тем христианам, которые находились в худших жизненных обстоятельствах и нуждались в самом необходимом. Из контекста сегодняшнего отрывка видно, что адресаты апостола были отзывчивыми людьми и многим помогали. Павел своими словами предупреждает, что такого рода деятельность, как и любой другой христианский подвиг, не должен быть ограничен временем и присутствием энтузиазма. Христианский подвиг — это рутинный труд. Такой подвиг надо нести несмотря ни на что, несмотря на лень или нежелание, подражая «тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем