
Апостол Павел
Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23.
Глава 9.
8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Слово «символ» часто используется нами в приниженном смысле. Желая, например, подчеркнуть незначительность чьего-то поступка, мы говорим — он проявил себя чисто символически. То есть никак. Стоит вспомнить также выражение «символическая зарплата». Что означает следующее — человеку лишь обозначили денежное вознаграждение за проделанный труд, но не оплатили его полностью.
Вот бы удивились античные греки, если бы узнали, как мы относимся к символам! Ведь для них символ как раз был чем-то вполне существенным, осязаемым и очень значимым. Первоначально данное явление имело отношение к торговле. Причём чаще всего — к очень крупным сделкам. Символом в древние времена называли разделённую на две части статуэтку. Каждую из частей имел при себе представитель одной из сторон торговой операции. Сложив половинки статуэтки вместе, торговцы опознавали друг в друге покупателя и продавца.
Впоследствии понятие символ перешло из области быта в сферу философии, начав обозначать осязаемый образ абстрактных или духовных вещей. У еврейской религиозной традиции был свой набор символов. Вернее — только по прошествии веков стало понятно, что главные святыни избранного народа, это именно символы, а не самоценные предметы. Об этом, в частности, говорит апостол Павел в прозвучавшем отрывке из послания к Евреям — то есть к принявшим христианское крещение иудеям, преимущественно жителям Иерусалима.
Апостол рассуждает об устройстве скинии и храма Соломона, а затем вспоминает также о ковчеге завета — богато украшенном ларце, где находились скрижали с 10 заповедями, расцветший жезл праотца Аарона и чаша с манной. Ковчег был утрачен во время вторжения войск Навуходоносора, но память о ковчеге всё же бережно хранилась иудеями. Дело в том, что Иерусалимский храм вместе со своими святынями был настоящей опорой для еврейского национального самосознания. И вот, оказывается, данный пласт религиозной традиции являлся символом грядущего служения Христа Спасителя.
Жертвоприношения, которые совершались в рамках храмового богослужения, указывали на Голгофскую казнь Спасителя. Ежегодный обряд вхождения первосвященника во Святое святых — главную часть храма — символизировал собой воскресение и вознесение Христа, открывшего человечеству Царство Небесное. Наконец, ковчег завета представлял собой символ Богородицы Марии. Как ковчег хранил в себе великие святыни, так и Дева Мария приняла благодать Духа Святого, родив для мира долгожданного Спасителя.
Апостол Павел рассуждает в прозвучавшем тексте об очень важной вещи — важной не только для первых читателей послания, но и для нас с вами. Апостол говорит о необходимости различения Бога как такового и традиционных средств поклонения Ему. Многие наши современники видят в посещении богослужения, домашней молитве, исполнении обрядов самоценное явление. Однако апостол призывает нас не замыкаться на земной стороне символа, а помнить, что любое религиозное действие призвано быть обращённым к Богу.
Святыня, обряд не работают сами по себе. Они приобретают смысл только тогда, когда в основании их лежит искренняя вера, милостивое сердце и стремление вступить в духовное общение с Богом. Если всего перечисленного нет, то символ превратится (как указывал известный философ Бодрийяр) в симулякр — виртуальную и замкнутую на себе самой реальность. Где человек поклоняется не Богу, а собственной выдумке о Нём. Подчас для преодоления привычного понимания тех или иных вещей нужна большая храбрость. Первые читатели послания апостола Павла её имели, а потому смогли, сохранив уважение к своей многовековой традиции, тем не менее, сделать следующий шаг — в сторону большей осознанности и глубины веры. Готовы ли к подобному мы? Пусть каждый даст сам себе ответ на этот вопрос.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 149 зач., XI, 23-32.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Великий Четверг, и мы вспоминаем Тайную Вечерю — евангельское событие, которое установило таинство евхаристии. Это же самое событие вспоминает и апостол Павел в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 11-й главы Первого послания к Коринфянам. Давайте послушаем эти апостольские слова и поразмышляем о том, как нам научиться причащаться Тела и Крови Христовых так, чтобы не подвергнуться за это осуждению от Бога.
Глава 11.
23 Ибо я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
Только что услышанные нами слова апостола Павла, как и вообще все апостольские слова, были написаны по определённому поводу, и в данном случае повод виден из самого текста: в Коринфе сложились довольно странные традиции, некоторые из которых явным образом противоречили сути христианства. Для того, чтобы указать на это противоречие, апостол Павел начал свою речь с упоминания совершения Господом Иисусом Христом Тайной Вечери. Апостол, напомнив прекрасно известные всем христианам евангельские события, напомнил и о той ответственности, которую несут те люди, которые подходят к таинству Тела и Крови Христовых недолжным образом.
Но как именно нужно готовить себя к этому Таинству? Как сделать причащение спасительным? Апостол Павел в своём ответе на эти вопросы сделал акцент на довольно загадочном для современного читателя Послания к Коринфянам словосочетании «рассуждение о Теле Господнем»: «Кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11:29).
Что означает эта апостольская мысль? Очевидно, что Павел не призывает сидеть и в обыденном смысле рассуждать, то есть говорить, о Теле Господнем. Речь у апостола идёт о том, что Церковь давно сделала правилом, которое известно всем христианам: нельзя относиться к Телу и Крови Христовым как к обычному хлебу и вину, нельзя подходить к Чаше без предварительного испытания своей совести, нельзя причащаться без молитвенной сосредоточенности, в конце концов, нельзя приступать к Таинству, пребывая с кем-либо во вражде. Апостол Павел своими словами предостерегает нас против превращения Таинства Тела и Крови Христовых в привычку, ведь такая опасность действительно есть, и подстерегает она вовсе не тех, кто часто причащается, а тех, кто, причащаясь, не удосуживается сосредоточить свой ум на Теле Господнем.
Если же смотреть на слова апостола Павла чуть шире, то они призывают нас находить время и силы для того, чтобы погружать свой ум в размышления как о Евангелии, так и о церковных таинствах. Без такового погружения ума движение по пути спасения попросту невозможно, без него никакая молитва не сможет достичь своей цели и приблизить нас к Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Операция для студента Максима из Рязани

Максиму Филатову 17 лет, он студент Рязанского колледжа, будущий программист. Молодой человек почти всё время посвящает учёбе. Максим хочет стать профессионалом в выбранной профессии. Ради своей мечты юноша ежедневно преодолевает дискомфорт. Дело в том, что у него серьёзная патология — искривление позвоночника. И когда он сидит за столом или наклоняется над учебником, у него возникают боли. Приходится всё время подбирать положение, в котором можно более-менее нормально заниматься. Но Максим упорно идёт к своей цели, и трудности его не пугают. Однако такая патология сильно сказывается на его здоровье. Специальные корсеты и лечение результатов не дают. Помочь молодому человеку может только операция. Её проведут бесплатно, но материалы для операции — стержни, винты и гайки, которые помогут позвоночнику распрямиться, нужно приобрести самостоятельно. И для семьи Максима — это дорого. Юношу воспитывает один папа, у которого тоже инвалидность.
Семью поддерживает фонд «Помоги спасти жизнь». На сайте проекта открыт сбор для Максима Филатова из Рязани, и вы можете его поддержать.
В декабре 2024 года вместе с вами мы помогли другому подопечному фонда с такой же проблемой, 12-летнему Антону Емельянову. Ему уже провели операцию на позвоночнике. Подросток чувствует себя гораздо лучше и может продолжать развиваться в любимом деле — видеомонтаже.
А сегодня у нас есть возможность совершить доброе дело для студента Максима Филатова. Для этого переходите на сайт фонда «Помоги спасти жизнь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Великой Среды». Священник Андрей Щенников

У нас в студии был настоятель храма священномученика Антипы Пергамского на Колымажном дворе в Москве священник Андрей Щенников.
Разговор шел о евангельских событиях, вспоминаемых в Великую среду — о том как женщина-грешница помазала Христа драгоценным миром и о предательстве Иуды.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных темам Страстной седмицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена разговору о библейском Патриархе Иосифе.
Вторая беседа с протоиереем Максимом Первозванским была посвящена притчам о талантах и о мудрых и неразумных девах.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер