
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Евр., 318 зач., VII, 26 — VIII, 2.
Глава 7.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Глава 8.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Главой священной иерархии ветхозаветной иудейской церкви был первосвященник. Он возглавлял богослужение в Иерусалимском храме. Примечательно то, что первосвященников, так же, как и царей, называли словом «Машиах», то есть, помазанник, Мессия. Первым первосвященником был Аарон, брат Моисея. После право занимать этот пост передавалось по наследству. Не все первосвященники по своим нравственным и духовным качествам соответствовали этому служению. Сегодня апостол Павел рассуждает о том, кто является истинным первосвященником в новозаветные времена. Речь идет об Иисусе Христе.
Апостол перечисляет ряд важных свойств, которыми обладает Спаситель как глава христианской Церкви. Господь, по его словам, свят. Святой — этот тот, кто честно и до конца исполняет свой долг, но не по отношению к людям, а в первую очередь по отношению к Богу, в глазах которого Он является непорочным и чистым. Он непричастен злу, то есть, насколько это можно наполнен Божественной благодатью и светом. Так что само Его присутствие среди людей действует на них умиротворяюще, дарует их душам покой и ощущение присутствия Творца. Он непорочен. Иными словами, свободен от всякого рода пороков и недостатков, которые обыкновенно препятствуют людям приблизиться к Богу, а Богу свободно войти в их жизнь. Он отделен от грешников, то есть, те искушения, на которые соблазнялись простые люди, не имели над Ним власти. Он с легкостью их отвергал. Наконец, Он превознесен выше всех небес. Речь идет о том, что после Своего распятия и воскресения, Господь был вознесен на небо к Отцу, рядом с которым Он и находится.
Более того, служение Христа как первосвященника намного превосходит то, которое было в Ветхом Завете. Согласно иудейским воззрениям, первосвященник был такой же грешный человек, как и другие верующие. Именно поэтому перед тем, как принести жертву за грехи людей, он приносил жертву за свои собственные прегрешения. Однако Спасителю этого делать не требовалось. Он был безгрешен. И если первосвященник, простой грешный человек, приносил в жертву за грешных израильтян животных, то безгрешный Господь принес в жертву за всякого человека Самого Себя. Так апостол показывает, что Его служение несоизмеримо выше того, которое осуществляют люди. Спаситель был не только совершенным Первосвященником, Он так же стал и совершенной жертвой.
Для нас, живущих в 21 веке, весь этот язык древних ритуалов кажется довольно странным и архаичным. Однако за описанием всех этих давно забытых обрядов сквозит важная мысль: путь к Богу, к Истине, к глубокому Смыслу возможен лишь в том случае, если мы избавимся от своих грехов и страстей. Лишь тогда наша душа сможет обрести покой. И доступно это становится человеку лишь в том случае, если Он обратится ко Христу. Лишь Он один как истинный Первосвященник и жертвенный агнец открывает каждому из нас дорогу к Творцу.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер