Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться

Евр., 322 зач., IX, 24-28.

Глава 9.

24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,

25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 

26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.

27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,

28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Иерусалим середины первого века по Рождестве Христовом вошел в историю как город, где жили и единодушно служили Богу современники Спасителя. Древние христиане столицы Израиля были и до сих пор являются эталоном веры. Глядя на них мы, так сказать, сверяем координаты собственной духовной жизни. Интересно, что в национальном отношении большинство первых христиан Иерусалима были евреями. Это обстоятельство служило причиной конфликтных ситуаций между ними и теми их соплеменниками, которые остались в рамках иудаизма. Последние не понимали выбора евреев-христиан, призывали вернуться их к вере предков. От подобного шага предостеречь собратьев пытался апостол Павел, направивший в Иерусалим послание, вошедшее в состав Библии под названием — Послание к Евреям. В этом тексте в полной мере апостол Павел применяет те знания, которые были получены им в юности, когда он являлся учеником знаменитого по тем временам раввина Гамалиила. Павел сам готовился стать иудейским законоучителем, но благодаря чуду — явлению Христа на дороге в Дамаск — полностью изменил свою жизнь. Так раввин превратился в апостола Господа Иисуса, Его самого, наверное, яркого проповедника. Своих соплеменников апостол Павел пытался всячески убедить в истинности учения Христова, доказать, что именно Иисус из Назарета является тем самым Спасителем-Мессией, приход Которого предсказывали пророки Ветхого Завета. На протяжении всего текста послания апостол под разными смысловыми углами развивает эту логику, сравнивает служение Христа с библейскими образами и прообразами, безусловно, знакомыми тогдашним читателям: храм, святилище, жертва и иные. Но знакомы ли перечисленные символы современному человеку, находящемуся и за пределами еврейского этноса, и за границами той древней эпохи? Как кажется, не совсем. Древняя иудейская цивилизация строилась вокруг Иерусалимского храма — главного и единственного святилища евреев. Только здесь могли совершаться жертвоприношения и богослужение как таковое. За пределами храма подобное было просто невозможно. Для многих современников апостола Павла ритуалы, происходившие в святилище, приобрели самоценное значение. Хотя, на самом деле, все они имели символический характер, имевший отношение к искупительному подвигу Иисуса Христа. Апостол Павел прямо говорит, что Иерусалимский храм представлял собой земной прообраз Царства Божия. Из этой мысли следует другая — что обещанный Господом Спаситель пришел в наш мир не для того, чтобы земной рай создать, а чтобы открыть людям Царство Небесное. Оно выше всех материальных представлений и в целом не имеет никакого отношения, например, к политическому благополучию. Жертвоприношения, которые совершались в Иерусалимском храме, также являлись символами — жертвы Христовой. Она состояла не в том, чтобы удовлетворить Божественную справедливость. А в том, что Сын Божий принял на себя тяготы человеческого естества, в том числе и смерть. Он преодолел её оковы и воскрес. Этим Спаситель открыл верующим в него людям путь в Царство Божие. Во Христе произошло упразднение последствий греха Адама и Евы — человек вновь получил возможность говорить с Богом, слышать Его ответ, ощущать в своей жизни явное присутствие Господа. Жертва Спасителя упразднила необходимость совершать кровавые жертвоприношения Ветхого Завета. Дальнейшая история упразднила и то место, где эти жертвоприношения совершались — Иерусалимский храм был уничтожен римскими войсками.

Сегодняшнее чтение из послания к Евреям имеет отношение не только к сугубо национальному контексту. Этот отрывок звучит незадолго до наступления светлого праздника Пасхи. Тем самым Церковь через богослужение напоминает нам о значении подвига Христа Спасителя и Его жертвы, полностью изменившей к лучшему ход человеческой истории. Есть в сегодняшнем чтении и еще один важный поучительный смысл — апостол призывает нас воспринимать обрядовые действия не как что-то самоценное, а как средства, способные напомнить нам о Царстве Божием и приблизить к нему через покаяние и изменение себя к лучшему — то есть через приближение к идеалам раннего христианства.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем