
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Иерусалим середины первого века по Рождестве Христовом вошел в историю как город, где жили и единодушно служили Богу современники Спасителя. Древние христиане столицы Израиля были и до сих пор являются эталоном веры. Глядя на них мы, так сказать, сверяем координаты собственной духовной жизни. Интересно, что в национальном отношении большинство первых христиан Иерусалима были евреями. Это обстоятельство служило причиной конфликтных ситуаций между ними и теми их соплеменниками, которые остались в рамках иудаизма. Последние не понимали выбора евреев-христиан, призывали вернуться их к вере предков. От подобного шага предостеречь собратьев пытался апостол Павел, направивший в Иерусалим послание, вошедшее в состав Библии под названием — Послание к Евреям. В этом тексте в полной мере апостол Павел применяет те знания, которые были получены им в юности, когда он являлся учеником знаменитого по тем временам раввина Гамалиила. Павел сам готовился стать иудейским законоучителем, но благодаря чуду — явлению Христа на дороге в Дамаск — полностью изменил свою жизнь. Так раввин превратился в апостола Господа Иисуса, Его самого, наверное, яркого проповедника. Своих соплеменников апостол Павел пытался всячески убедить в истинности учения Христова, доказать, что именно Иисус из Назарета является тем самым Спасителем-Мессией, приход Которого предсказывали пророки Ветхого Завета. На протяжении всего текста послания апостол под разными смысловыми углами развивает эту логику, сравнивает служение Христа с библейскими образами и прообразами, безусловно, знакомыми тогдашним читателям: храм, святилище, жертва и иные. Но знакомы ли перечисленные символы современному человеку, находящемуся и за пределами еврейского этноса, и за границами той древней эпохи? Как кажется, не совсем. Древняя иудейская цивилизация строилась вокруг Иерусалимского храма — главного и единственного святилища евреев. Только здесь могли совершаться жертвоприношения и богослужение как таковое. За пределами храма подобное было просто невозможно. Для многих современников апостола Павла ритуалы, происходившие в святилище, приобрели самоценное значение. Хотя, на самом деле, все они имели символический характер, имевший отношение к искупительному подвигу Иисуса Христа. Апостол Павел прямо говорит, что Иерусалимский храм представлял собой земной прообраз Царства Божия. Из этой мысли следует другая — что обещанный Господом Спаситель пришел в наш мир не для того, чтобы земной рай создать, а чтобы открыть людям Царство Небесное. Оно выше всех материальных представлений и в целом не имеет никакого отношения, например, к политическому благополучию. Жертвоприношения, которые совершались в Иерусалимском храме, также являлись символами — жертвы Христовой. Она состояла не в том, чтобы удовлетворить Божественную справедливость. А в том, что Сын Божий принял на себя тяготы человеческого естества, в том числе и смерть. Он преодолел её оковы и воскрес. Этим Спаситель открыл верующим в него людям путь в Царство Божие. Во Христе произошло упразднение последствий греха Адама и Евы — человек вновь получил возможность говорить с Богом, слышать Его ответ, ощущать в своей жизни явное присутствие Господа. Жертва Спасителя упразднила необходимость совершать кровавые жертвоприношения Ветхого Завета. Дальнейшая история упразднила и то место, где эти жертвоприношения совершались — Иерусалимский храм был уничтожен римскими войсками.
Сегодняшнее чтение из послания к Евреям имеет отношение не только к сугубо национальному контексту. Этот отрывок звучит незадолго до наступления светлого праздника Пасхи. Тем самым Церковь через богослужение напоминает нам о значении подвига Христа Спасителя и Его жертвы, полностью изменившей к лучшему ход человеческой истории. Есть в сегодняшнем чтении и еще один важный поучительный смысл — апостол призывает нас воспринимать обрядовые действия не как что-то самоценное, а как средства, способные напомнить нам о Царстве Божием и приблизить к нему через покаяние и изменение себя к лучшему — то есть через приближение к идеалам раннего христианства.
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О достойном терпении скорби и гонений

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие».
О достойном терпении скорби и гонений — игумен Лука (Степанов).
Находиться в плену или под арестом никто никому не желает, но польза и от этого исповедничества очевидна, поскольку, если сам Павел даже до уз верен слову проповеди своей, то и те, кто раньше с робостью проповедовали Христа, укреплённые примером его исповедничества, совершают смелее и плодотворнее дело миссии, дело Слова Божьего.
Потому и бывает полезным нам претерпеть некоторые скорби, с достоинством претерпеть и гонения Слова ради, поскольку очевидна для многих продолжающаяся проповедь, и там, где наступает время скорбей и гонений за Слово, для тех, кто слышит об этом, становятся эти гонения причиной для собственной большей смелости и последовательности в проповеди Слова Божьего, что и замечает апостол Павел в своём послании к филиппийцам.
Терпение скорбей оказывается следованием со крестом своим за Христом-крестоносцем. Об этом и Феофан Затворник замечает: «Нельзя без креста идти за Спасителем своим».
Мало того, достойное несение своего креста и тех скорбей, которые выпадают на твою долю, оказывается средством подкрепления в исполнении своих христианских обязанностей тех, кто становится свидетелями нашего терпения.
Все выпуски программы Актуальная тема