Евр., 319 зач., VIII, 7-13.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Через все Священное Писание красной нитью проходит идея завета между человеком и Богом. Какой же смысл вкладывали библейские авторы в это слово и почему оно имеет такое значение?
Первоначально, в еврейском языке, слово, которое на русский язык переведено как «завет», звучало как «берит». Оно указывало на юридический договор, который заключали между собой или отдельные люди, или даже целые племена. Интересно то, что этимологически слово «берит» восходит к глаголу со значением «рассекать, разрубать, резать». И это не случайно. В древнем Ханаане и Месопотамии акт заключения союза между двумя сторонами мог сопровождаться особым ритуалом. По своей сути это было жертвоприношение. Туши жертвенных животных рассекали пополам, а потом их части складывали таким образом, чтобы между ними образовалось пространство. Через это пространство проходили участники, заключавшие союз. С одной стороны, этим действием они словно говорили, что, если кто-то нарушит завет, с ним произойдет то же, что и с этими животными. С другой стороны, это было символом того, что их союз скреплен кровью.
Библейские авторы заимствуют это понятие и применяют его к отношениям между человеком и Богом. На протяжении истории Господь заключает с людьми ряд заветов. Самый первый — союз с Ноем после потопа, затем — с Авраамом, после — с Моисеем на горе Синай, а в его лице со всем Израилем, которому Господь дал закон. Согласно этим заветам человек должен был хранить верность Богу, со Своей стороны Бог обещает Своим людям покровительство и в качестве его видимого знака — Землю Обетованную. Однако все эти союзы оказались несовершенны. Люди постоянно их нарушали. Поэтому апостол Павел и называет их ветхим заветом. Ветхим не в смысле старым, а скорее в значении чего-то непрочного, ненадежного, слабого, как в словосочетании «ветхая одежда». Почему же этим союзам не хватало крепости? Потому что не было у человека сил хранить верность Богу. Все договоры оставались для них чем-то внешним, не более чем юридический контракт, которые не касается напрямую их сердца.
Все меняется с приходим Христа-Спасителя. Бог как бы говорит: если человек не может дотянуться до неба, Я Сам стану человеком, и таким образом дам людям силы выполнить договор. Вот этот период истории апостол Павел и называет Новым Заветом. Господь Своим воплощением преображает человеческое существо, словно вливает в человеческую природу новую кровь, дает ему свежие силы, которых у нас раньше не было. Это и означают слова «вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их». Благодаря действию благодати Спасителя завет превращается не в формальный договор. Он становится содержанием внутренней жизни верующего. Господь устанавливает предельно близкие и личные отношения между Богом и человеком. «Все, — говорит апостол Павел, — от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более».
Всякий из нас призван к тому, чтобы вступить именно в такие предельно личные отношения с Творцом: когда Бог это не карающий судия, который требует исполнения формального договора, а любящий родной отец, готовый простить заплутавшему сыну любой его грех. И насколько это для Него важно, ответить не сложно. Стоит лишь вспомнить, что если в древние времена завет скреплялся кровью жертвенного животного, то для заключения Нового Завета Господь пролил на кресте Свою собственную.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия