 
					
Евр., 319 зач., VIII, 7-13.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Через все Священное Писание красной нитью проходит идея завета между человеком и Богом. Какой же смысл вкладывали библейские авторы в это слово и почему оно имеет такое значение?
Первоначально, в еврейском языке, слово, которое на русский язык переведено как «завет», звучало как «берит». Оно указывало на юридический договор, который заключали между собой или отдельные люди, или даже целые племена. Интересно то, что этимологически слово «берит» восходит к глаголу со значением «рассекать, разрубать, резать». И это не случайно. В древнем Ханаане и Месопотамии акт заключения союза между двумя сторонами мог сопровождаться особым ритуалом. По своей сути это было жертвоприношение. Туши жертвенных животных рассекали пополам, а потом их части складывали таким образом, чтобы между ними образовалось пространство. Через это пространство проходили участники, заключавшие союз. С одной стороны, этим действием они словно говорили, что, если кто-то нарушит завет, с ним произойдет то же, что и с этими животными. С другой стороны, это было символом того, что их союз скреплен кровью.
Библейские авторы заимствуют это понятие и применяют его к отношениям между человеком и Богом. На протяжении истории Господь заключает с людьми ряд заветов. Самый первый — союз с Ноем после потопа, затем — с Авраамом, после — с Моисеем на горе Синай, а в его лице со всем Израилем, которому Господь дал закон. Согласно этим заветам человек должен был хранить верность Богу, со Своей стороны Бог обещает Своим людям покровительство и в качестве его видимого знака — Землю Обетованную. Однако все эти союзы оказались несовершенны. Люди постоянно их нарушали. Поэтому апостол Павел и называет их ветхим заветом. Ветхим не в смысле старым, а скорее в значении чего-то непрочного, ненадежного, слабого, как в словосочетании «ветхая одежда». Почему же этим союзам не хватало крепости? Потому что не было у человека сил хранить верность Богу. Все договоры оставались для них чем-то внешним, не более чем юридический контракт, которые не касается напрямую их сердца.
Все меняется с приходим Христа-Спасителя. Бог как бы говорит: если человек не может дотянуться до неба, Я Сам стану человеком, и таким образом дам людям силы выполнить договор. Вот этот период истории апостол Павел и называет Новым Заветом. Господь Своим воплощением преображает человеческое существо, словно вливает в человеческую природу новую кровь, дает ему свежие силы, которых у нас раньше не было. Это и означают слова «вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их». Благодаря действию благодати Спасителя завет превращается не в формальный договор. Он становится содержанием внутренней жизни верующего. Господь устанавливает предельно близкие и личные отношения между Богом и человеком. «Все, — говорит апостол Павел, — от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более».
Всякий из нас призван к тому, чтобы вступить именно в такие предельно личные отношения с Творцом: когда Бог это не карающий судия, который требует исполнения формального договора, а любящий родной отец, готовый простить заплутавшему сыну любой его грех. И насколько это для Него важно, ответить не сложно. Стоит лишь вспомнить, что если в древние времена завет скреплялся кровью жертвенного животного, то для заключения Нового Завета Господь пролил на кресте Свою собственную.
Настоящие друзья

Фото: PxHere
Жили на лугу возле озера по соседству мышь, лягушка, серна и утка.
Были они добрыми приятелями. Всего у них было вдоволь: жили они и не знали горя.
Однажды сын хана со своей свитой поехал на охоту. Долго охотники плутали по лесу, никакой дичи не встретили и выехали к тому самому озеру, где жили наши приятели. Ханский сын увидел на берегу лягушку, велел слугам её поймать и положить в свою сумку, привязанную к седлу лошади. В те времена существовало поверье, будто лягушка приносит удачу, если взять её с собой на охоту.
Утка, притаившись в прибрежных кустах, увидела, что лягушка попала в беду. Она быстро разыскала серну и мыши, и они стали совещаться, как вызволить пленницу из сумки.
— Я могу притвориться хромой на одну ногу и пробежать перед ханским сыном, —придумала серна. — Наверняка, он захочет меня поймать и бросится в погоню. Его охотничьи сумки будут задевать за густую траву, и он их сбросит на ходу, чтобы лошади было легче скакать. Пока я буду отвлекать сына хана, вы придумайте, как добраться до сумки с лягушкой. Дело, конечно, рискованное, но у нас может получиться.
— Я посажу на спину мышь, и как можно быстрее доставлю её к брошенным в траве сумкам, — сказала утка. — Надеюсь, охотники меня не заметят, хотя мне придётся лететь очень низко.
— А я живо найду в траве нужную сумку, прогрызу в ней дыру и освобожу лягушку, — пискнула мышь. — Но ты, утка, меня не дожидайся, а скорее лети к серне, и дай ей знак, чтобы она подумала о своём спасении. Пусть она перестанет притворяться хромой и мчится от охотника со всех ног.
Приятели приступили к выполнению своего плана. Когда серна, прихрамывая, появилась на поляне, ханский сын вскочил на ноги и крикнул слугам:
— Оставайтесь на месте. Это моя добыча!
Он вскочил на коня и бросился вслед за серной, которая ринулась в высокую траву. Чтобы скакать было легче, ханский сын сбросил на землю свои охотничьи сумки и с гиканьем припустился по поляне.
Он не стал отвлекаться на утку, которая пролетела мимо него совсем близко, и, конечно, не заметил, что птица несла на спине мышь.
Ханскому сыну не удалось поймать серну, которая вдруг перестала хромать, побежала быстрее ветра и скрылась в лесу. Он вернулся на поляну и велел слугам собираться домой. Дыру в одной из охотничьих сумок он даже не заметил, да и про лягушку думать забыл...
Вечером, когда на берегу стало тихо, мышь, лягушка, серна и утка собрались вместе.
— Спасибо вам, друзья, — сказала лягушка. — Ведь сегодня каждый из вас ради моего спасения рисковал своей жизнью.
(по мотивам казахской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Ленивое счастье

Фото: Piqsels
Жил — был один бедняк-крестьянин. Такой ленивый, что и за тремя морями подобного не найти. Были дни, когда его жена с ребятишками спать ложились голодными.
Вот нанялся он хлеб убирать. Встали работники в ряд и пошли по полю. До конца полосы доберутся — сидят, лентяя дожидаются, так целый день с ним и промаялись.
Вечером пошли крестьяне в деревню, и лентяй вместе с ними. Совсем уж до места добрался, да вспомнил, что оставил серп на ниве. Надо вернуться, без серпа-то куда же, — ведь завтра опять на работу!.. Пока добирался до поля — стемнело. Вдруг видит — идет по жнивью какой-то паренёк незнакомый, колосья собирает да что-то бормочет себе под нос тихонько. Крестьянин притаился на краю поля, стал слушать, а незнакомец говорит сам себе:
— Разве мне мало забот о моем господине? А тут ещё собирай колосья за того, чье Счастье работать не желает!
Услышал такие странные слова лентяй, подбежал к парню и спрашивает:
— Ты кто такой? Что на нашем поле делаешь?
— Я — Счастье хозяина этого поля, — ответил тот. — Ты тут весь день работал спустя рукава, колосья порастерял, а мне их приходится собирать, чтобы хозяин не расстроился. А ты почему же вернулся? Добрые люди давно уже дома за ужином сидят.
— Да я свой серп потерял и вернулся поискать, — говорит лентяй.
— Да вот он, твой серп, у тебя на плече! — улыбнулся незнакомец. — Да-а, видно твоё Счастье, совсем обленилось, коли ты серпа на плече своем не замечаешь.
— В моей жизни нет Счастья, — вздохнул крестьянин.
— Счастье у каждого есть. Только твоё, глядя на тебя, ленивым стало.
— Разве бывает ленивое Счастье?
— А как же! Оно вместе с человеком родится, и бок о бок всю жизнь невидимкой за ним ходит, все привычки перенимает. Эх, видел бы ты, до чего своё Счастье довёл! Худое оно у тебя стало, злое, только и думает, как бы от тебя сбежать.
— А если сбежит? — спросил крестьянин.
— Тогда совсем твои дела будут плохи. Станешь ты беднее нищего, и даже маленьких радостей у тебя в жизни не останется...
— Что же мне делать? Научи, — испугался бедняк.
— Перестань лениться и начни работать на совесть, и твоё Счастье будет с тебя пример брать... Ты сразу заметишь, как оно старается.
Ох, и удивились в тот день крестьяне, когда лентяй до вечерней зари трудился, не покладая рук. Что это с ним вдруг случилось?
В полдень прилёг отдохнуть под кустом в тени, а когда проснулся, сразу работать побежал. И говорить начал загадками: нельзя, мол, чтобы моё Счастье вконец обленилось. Чудеса, да и только!
Как бы ни было, с той поры этот человек и его семья стали жить — в довольстве и уважении.
(по мотивам македонской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Колечко с музыкой

Фото: Piqsels
Жил в стародавние времена в Шотландии волшебник, звали его сэр Майкл Скотт. Всё у него было волшебным — и конь, и меч, и шляпа, и каждое колечко на руке.
Как-то, охотясь в лесу, сэр Майкл почувствовал сильный голод. Он увидел невдалеке фермерскую хижину и отправил своего слугу попросить кусок хлеба.
— Нет у меня хлеба, — грубо ответила просителю фермерша. — Пляши-ка ты, парень, от меня своей дорогой!
Слуга принюхался и явственно услышал запах свежего хлеба. Заглянув в дверь, он увидел пылающий очаг и железные сковороды, на которых лежали свежеиспеченные караваи. С этим он и вернулся к хозяину.
Сэр Майкл Скотт очень разгневался на грубость и скупость фермерши. Сняв с руки одно из своих колец, он велел слуге вернуться в хижину и незаметно спрятать его в щель за дверной притолокой.
Не успел тот выполнить приказ своего господина, как волшебные чары кольца начали действовать. Как раз в эту минуту фермерша наклонилась над очагом, чтобы снять с огня последний каравай, и вдруг ни с того ни с сего ей захотелось плясать. Она закружилась по кухне, громко притопывая, и не могла остановиться.
А муж фермерши с самого утра работал в поле. Он устал, проголодался и был очень удивлён: чего это жена так долго не несёт ему поесть? Поэтому он попросил дочку соседа, чтобы на обратном пути домой та заглянула к его жене и напомнила про обед.
Девушка постучала в дверь фермерской хижины, но ей никто не ответил, хотя в доме явственно слышался шум и топот. Судя по всему, фермерша не услышала стука, потому что громко распевала во весь голос.
Тогда дочка соседа сама открыла дверь и вошла в кухню. Но не успела она переступить через порог хижины, как её тоже охватило желание поплясать, и вместе с фермерской женой они закружилась в шотландском танце.
Прошёл час, фермер так и не дождался жены с обедом, и решил сам пойти узнать, что стряслось. Он в сердцах распахнул дверь, шагнул на кухню и сердито закричал:
— Где мой обед? Сейчас не время веселиться.
Но тут же подпрыгнул и тоже принялся плясать.
Как раз в этот момент слуга спросил у сэра Майкла Скотта:
— Интересно, как она там пляшет, эта фермерша?
— Ты, верно, хотел сказать, как они там втроём пляшут? — поправил его сэр Майкл, у которого был свой способ узнавать, где что делается. — Что ж, думаю, она уже сполна получила своё, а тем двоим пора отдохнуть. Ты можешь вернуться и вынуть колечко из-за дверной рамы.
Говорят, фермерша после этого проспала целую неделю. Во сне она бормотала: «Пляши-ка ты, парень, своей дорогой! Ой, нет, остановись, я дам тебе самый лучший каравай хлеба, у меня их много!» Никто не понимал, о чём это она говорит. Кроме нас с вами, конечно.
(по мотивам шотландской сказки)
Все выпуски программы Пересказки



 
 



