
Евр., 311 зач., IV, 14 - V, 6.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Без знания завета Ветхого невозможно понять завет Новый. Это становится очевидным, когда начинаешь читать некоторые библейские произведения. Например, послание апостола Павла к Евреям, то есть к христианам древней Иерусалимской церкви. Произведение святого Павла наполнено отсылками к ветхозаветной религиозной традиции. Давайте послушаем отрывок из 4-й и 5-й глав послания, что звучит сегодня на литургии, и попробуем разобраться в смысловом содержании этого текста.
Глава 4.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Глава 5.
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Некоторые герои библейского повествования окружены особой таинственностью. Например, Мелхиседек, царь Салимский и священник Бога истинного. Хотя Мелхиседек упоминается в Священном Писании всего несколько раз, значение его личности переоценить сложно. Впервые о царе Салима упоминается в эпизоде, когда праотец Авраам победил четырёх восточных царей и возвращался с трофеями домой. Тогда его и встретил Мелхиседек.
В момент встречи царь Салима держал в своих руках хлеб и вино. Победивший недругов Авраам неожиданно не только преклонил перед Мелхиседеком колени, но и отдал ему десятую часть трофеев. В ответ таинственный царь благословил праотца. Библия ничего не говорит о том, кто были родителями Мелхиседека, к какому народу он принадлежал. Впрочем, в тексте Библии есть чёткое указание, что он служил истинному Богу — Тому, в Которого верил и Авраам.
Для Православной Церкви Мелхиседек является, прежде всего, символом Иисуса Христа. На это указывает апостол Павел в своём послании к евреям, проводя важнейшие смысловые параллели. Так, нам ничего неизвестно об отце Мелхиседека — у Христа не было земного отца. Царь Салима служил истинному Богу, Спаситель также посвятил Себя служению — Богу-Отцу. Хлеб и вино, которые Мелхиседек вынес Аврааму, — символ таинства Евхаристии.
Существует мнение, что Аврааму в облике таинственного царя явился Ангел Господень — так принято в Библии именовать Сына Божьего до Его воплощения. Однако большая часть толкований настаивает на историчности человека Мелхиседека. Город Салим, в котором он царствовал, скорее всего, находился на месте нынешнего Иерусалима. В данном аспекте личность таинственного правителя вновь приобретает особенный символический смысл. Ведь в столице Иудеи со временем царь Соломон построил храм истинного Бога, где впоследствии проповедовал Господь Иисус.
Вот почему Мелхиседек является также символом православного священства. В древнем Израиле к служению в храме Соломона допускались только представители колена Левия — одного из сыновей патриарха Иакова. Мелхиседек не был связан кровным родством с еврейским народом, но при этом служил Богу, являясь праведным человеком. Господь Иисус, являющийся источником благодати священства, тоже не имел отношения к колену Левия.
Благодаря Христу в Православной Церкви к священству может быть допущен благочестивый мужчина, вне зависимости от его национальности. И суть священнического служения тоже довольно сильно отличается от ветхозаветного понимания. Служители древнего Израиля призваны были совершать кровавые жертвоприношения. Смысл их имел практический и символический аспекты. Первый — заключался в том, чтобы приучить людей к благотворительности (часть жертвенного мяса отдавалась нищим). Второй аспект имел отношение к грядущей Голгофской казни Спасителя.
Безвинный и безгрешный Христос пролил кровь на Кресте и омыл ею грехи всех людей. Жертвы Ветхого Завета перестали быть нужными. Имея абсолютную святость, Господь Иисус добровольно пожертвовал Собой, умер, но, воскреснув, победил смерть. Так Жертва Христова открыла Царство Небесное каждому, кто верит в Него и принадлежит к Его новому народу — Православной Церкви. Членами её являются и христианские святые, и праведники Ветхого Завета. В том числе и царь Салима Мелхиседек.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 80. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 "Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их".
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема