
Евр., 311 зач., IV, 14 - V, 6.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Без знания завета Ветхого невозможно понять завет Новый. Это становится очевидным, когда начинаешь читать некоторые библейские произведения. Например, послание апостола Павла к Евреям, то есть к христианам древней Иерусалимской церкви. Произведение святого Павла наполнено отсылками к ветхозаветной религиозной традиции. Давайте послушаем отрывок из 4-й и 5-й глав послания, что звучит сегодня на литургии, и попробуем разобраться в смысловом содержании этого текста.
Глава 4.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Глава 5.
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Некоторые герои библейского повествования окружены особой таинственностью. Например, Мелхиседек, царь Салимский и священник Бога истинного. Хотя Мелхиседек упоминается в Священном Писании всего несколько раз, значение его личности переоценить сложно. Впервые о царе Салима упоминается в эпизоде, когда праотец Авраам победил четырёх восточных царей и возвращался с трофеями домой. Тогда его и встретил Мелхиседек.
В момент встречи царь Салима держал в своих руках хлеб и вино. Победивший недругов Авраам неожиданно не только преклонил перед Мелхиседеком колени, но и отдал ему десятую часть трофеев. В ответ таинственный царь благословил праотца. Библия ничего не говорит о том, кто были родителями Мелхиседека, к какому народу он принадлежал. Впрочем, в тексте Библии есть чёткое указание, что он служил истинному Богу — Тому, в Которого верил и Авраам.
Для Православной Церкви Мелхиседек является, прежде всего, символом Иисуса Христа. На это указывает апостол Павел в своём послании к евреям, проводя важнейшие смысловые параллели. Так, нам ничего неизвестно об отце Мелхиседека — у Христа не было земного отца. Царь Салима служил истинному Богу, Спаситель также посвятил Себя служению — Богу-Отцу. Хлеб и вино, которые Мелхиседек вынес Аврааму, — символ таинства Евхаристии.
Существует мнение, что Аврааму в облике таинственного царя явился Ангел Господень — так принято в Библии именовать Сына Божьего до Его воплощения. Однако большая часть толкований настаивает на историчности человека Мелхиседека. Город Салим, в котором он царствовал, скорее всего, находился на месте нынешнего Иерусалима. В данном аспекте личность таинственного правителя вновь приобретает особенный символический смысл. Ведь в столице Иудеи со временем царь Соломон построил храм истинного Бога, где впоследствии проповедовал Господь Иисус.
Вот почему Мелхиседек является также символом православного священства. В древнем Израиле к служению в храме Соломона допускались только представители колена Левия — одного из сыновей патриарха Иакова. Мелхиседек не был связан кровным родством с еврейским народом, но при этом служил Богу, являясь праведным человеком. Господь Иисус, являющийся источником благодати священства, тоже не имел отношения к колену Левия.
Благодаря Христу в Православной Церкви к священству может быть допущен благочестивый мужчина, вне зависимости от его национальности. И суть священнического служения тоже довольно сильно отличается от ветхозаветного понимания. Служители древнего Израиля призваны были совершать кровавые жертвоприношения. Смысл их имел практический и символический аспекты. Первый — заключался в том, чтобы приучить людей к благотворительности (часть жертвенного мяса отдавалась нищим). Второй аспект имел отношение к грядущей Голгофской казни Спасителя.
Безвинный и безгрешный Христос пролил кровь на Кресте и омыл ею грехи всех людей. Жертвы Ветхого Завета перестали быть нужными. Имея абсолютную святость, Господь Иисус добровольно пожертвовал Собой, умер, но, воскреснув, победил смерть. Так Жертва Христова открыла Царство Небесное каждому, кто верит в Него и принадлежит к Его новому народу — Православной Церкви. Членами её являются и христианские святые, и праведники Ветхого Завета. В том числе и царь Салима Мелхиседек.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святые отцы о Церкви». Игумен Дионисий (Шлёнов)

У нас в студии был профессор Московской духовной академии, наместник Андреевского мужского монастыря в Москве игумен Дионисий (Шлёнов).
Разговор шел о том, как учение о Церкви формировалось в творениях святых отцов и что означают такие определения как «истинная, единая, соборная, православная» и другие в отношении Церкви.
Это была вторая беседа цикла из пяти программ о Церкви.
Первая программа с доктором исторических наук Андреем Виноградовым была посвящена истории ранней Церкви.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь в Церкви». Архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим

У нас в гостях был архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим.
Наш гость рассказал о своем пути к вере и монашеству, об участии в православной миссии в Японии и о служении в Осетии.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Благотворительность и вера». Анна Семак
Гостьей программы «Делатели» была супруга главного тренера футбольного клуба «Зенит», писатель, мама семи детей Анна Семак.
Наша гостья рассказала о том, какое влияние на ее путь к вере оказали родители, а также мы говорили о благотворительной деятельности, которая стала важной частью жизни Анны и ее мужа.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели