Евр., 313 зач., VI, 9-12.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христианская жизнь мало у кого бывает всегда ровной, чаще же всего нам свойственно впадать в те или иные грехи, а за периодами вдохновенного подвига следуют мучительные периоды охлаждения в вере. От этого можно было бы смутиться, но к счастью для нас, у нас есть апостольские послания, которые утешают и поддерживают в те моменты, в которые хочется опустить руки и сдаться. Один из таких отрывков звучит в православных храмах во время литургии сегодня, он взят из 6-й главы Послания апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем его.
Глава 6.
9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.
10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.
11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,
12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.
Чаще всего апостольские чтения за литургией не дают нам возможность понять контекст звучащих слов, справедливо это и в отношении нынешнего отрывка: в нём мы услышали отсылку к ранее написанным словам, на это указывает оговорка «хотя и говорим так». Для понимания сути апостольских слов нам стоит обратиться к началу 6-й главы Послания к Евреям, и там мы увидим, что речь шла о людях, которые, став христианами, через какое-то время отвернулись от Христа, в отношении к ним апостол предельно строг, и его слова пугают: «Ибо невозможно — однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6:4–6). Именно после этих слов Послание к Евреям и высказывает надежду, что адресаты послания вовсе не таковы, что они пребывают «в лучшем состоянии» и «держатся спасения». Однако, здесь возникает вопрос: а по какой причине апостол вынужден был включить в текст своего послания упоминание тех людей, которые отпали от Христа? И как эти слова понимает Церковь?
В древности, тогда, когда христиане были гонимы, находились те люди, которые из-за страха мучений и смерти отрекались от евангельского учения. Когда же гонения ослабевали, то многие из них возвращались в Церковь, и Церковь должна была каким-то образом реагировать на их возвращение. Со временем выработалась общая практика: принимая таких людей через покаяние, Церковь установила запрет на некоторые виды церковного служения для тех, кто когда-либо отрекался от Христа, в частности, никто из них не мог быть рукоположен в священный сан. Этот запрет никуда не делся, Церковь следует ему и сегодня. На первый взгляд может показаться, что церковная практика не соответствует духу и смыслу Послания к Евреям, но в такой же степени ему не соответствуют и дальнейшие слова апостола, которые он написал не только для похвалы своих адресатов, эти слова являются и словами ободрения для не сумевших сохранить верность Христу, и они смягчают собой утверждение о невозможности после отречения от Христа вновь вернуться в Церковь.
Не случайно здесь и упоминание бывших ранее трудов любви, Бог эти труды не забыл и не забудет, о чём и написал апостол, ведь именно таково свойство праведности Божией. Да, человек может по каким-то причинам отвернуться от Христа, да, это тяжёлый грех, да, такой человек никогда не сможет вернуться к своему первоначальному христианскому состоянию, но при этом он, в случае принесения покаяния и исправления жизни, не может быть лишён церковного общения и участия в таинствах.
Впрочем, абсолютное большинство христиан беспокоят грехи иного рода, которые, бывая ужасно неприятными и досадными, не являются прямым отречением от Христа. Конечно, с этими грехами необходимо бороться, но, впадая в них, не стоит отчаиваться, потому что всегда есть выход, и выход этот заключён в милосердии Божием, Бог всегда готов нас принять, если у нас будет таковое желание, а оно, в свою очередь, проистекает из веры, надежды и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.