
Апостол Павел
Евр., 327 зач., XI, 8, 11-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Может ли верующий человек рисковать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
Авраам — один из самых известных героев священной истории. Он является родоначальником богоизбранного народа и предком Иисуса Христа. Сегодня апостол Павел указывает на то, что это не случайное совпадение. Авраам обладал особым душевным качеством, за которое Господь и выбрал именно его для этой великой миссии. Жажда Бога в его сердце была так глубока, что он готов был ради её удовлетворения совершать очень рискованные поступки. И судьба праведника является тому подтверждением.
Отец Авраама был язычником, полонялся богу луны. Однако сам Авраам не разделял верований отца и, как говорят предания, с детства искал Истину. И вот, когда Аврааму было уже 75 лет, Господь открылся ему, призвал оставить город, в котором он живёт, и идти в Палестину. Бог обещает, что там бесплодная и престарелая жена Авраама родит ему сына, и его бесчисленное, как песок морской, потомство будет владеть этой землёй. Более того, из числа его потомков придёт спасение всем людям. Со стороны всё это выглядело как настоящая авантюра. На склоне лет отказаться от комфортного, насиженного места и пойти в далёкую, незнакомую страну, просто доверившись незнакомому Голосу, который обещает немыслимые вещи. Ведь никаких гарантий, что у этого Бога добрые намерения, нет. Но Авраам решается. Он словно делает шаг в пустоту. Радикально меняет свой образ жизни. Из зажиточного горожанина превращается в кочевника. Становится странником в земле, которую населяют языческие племена, далеко не всегда дружественные к нему. Он подвергает свою жизнь и жизнь своей супруги постоянной опасности, но с надеждой ждёт немыслимого: когда от него, как говорит апостол Павел, «омертвелого», бесплодная старица родит сына. И через 25 лет скитаний, когда Аврааму сто, а Сарре девяносто, чудо вдруг происходит. Рождается Исаак. Обещания Бога начинают постепенно исполняться. Лишь через 25 лет Авраам получает осязаемое подтверждение, что доверился незнакомому Голосу не напрасно. Если бы он тогда не рискнул и остался бы в Уре Халдейском, наверняка прожил бы спокойную и достойную жизнь. Умер бы в достатке, уважаемый окружающими. Но он никогда не стал бы отцом верующих и предком Спасителя. Вера Авраама была такова, что побудила его совершить поступок, который с точки зрения житейской логики и опыта был абсурден. Но лишь так, отбросив свои прежние представления о жизни, патриарх смог установить тесную связь с Творцом мира.
Не следует думать, что ситуация Авраама уникальна. Да, нас не просят оставить свой дом и пойти в неизведанную страну. Но каждый день Господь предлагает нам все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангельскими заповедями. Во всех своих делах Христос побуждает нас, искать и исполнять не нашу собственную волю, но волю Бога, а также думать не о своём комфорте, но в первую очередь о том, чем мы можем быть полезны, тем, кто нас окружает. Согласитесь, такой образ жизни требует подлинной веры. Порой это означает действовать вопреки своему прошлому опыту жизни: говорить слова, которые я не привык говорить, делать поступки, которые я не привык совершать. Иногда это страшно, словно сделать шаг в никуда. Ведь мне приходится отказываться от своих старых представлений о людях, о себе и в целом о том, как устроен этот мир. Словно идти наощупь. Но именно этого риска от нас и ожидает Господь. Именно в этой непредсказуемости жизни мы обретаем не книжного, но настоящего, живого Бога, Который своей крепкой и заботливой дланью устраивает нашу судьбу наилучшим образом.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер