Евр., 327 зач., XI, 8, 11-16.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Может ли верующий человек рисковать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
Авраам — один из самых известных героев священной истории. Он является родоначальником богоизбранного народа и предком Иисуса Христа. Сегодня апостол Павел указывает на то, что это не случайное совпадение. Авраам обладал особым душевным качеством, за которое Господь и выбрал именно его для этой великой миссии. Жажда Бога в его сердце была так глубока, что он готов был ради её удовлетворения совершать очень рискованные поступки. И судьба праведника является тому подтверждением.
Отец Авраама был язычником, полонялся богу луны. Однако сам Авраам не разделял верований отца и, как говорят предания, с детства искал Истину. И вот, когда Аврааму было уже 75 лет, Господь открылся ему, призвал оставить город, в котором он живёт, и идти в Палестину. Бог обещает, что там бесплодная и престарелая жена Авраама родит ему сына, и его бесчисленное, как песок морской, потомство будет владеть этой землёй. Более того, из числа его потомков придёт спасение всем людям. Со стороны всё это выглядело как настоящая авантюра. На склоне лет отказаться от комфортного, насиженного места и пойти в далёкую, незнакомую страну, просто доверившись незнакомому Голосу, который обещает немыслимые вещи. Ведь никаких гарантий, что у этого Бога добрые намерения, нет. Но Авраам решается. Он словно делает шаг в пустоту. Радикально меняет свой образ жизни. Из зажиточного горожанина превращается в кочевника. Становится странником в земле, которую населяют языческие племена, далеко не всегда дружественные к нему. Он подвергает свою жизнь и жизнь своей супруги постоянной опасности, но с надеждой ждёт немыслимого: когда от него, как говорит апостол Павел, «омертвелого», бесплодная старица родит сына. И через 25 лет скитаний, когда Аврааму сто, а Сарре девяносто, чудо вдруг происходит. Рождается Исаак. Обещания Бога начинают постепенно исполняться. Лишь через 25 лет Авраам получает осязаемое подтверждение, что доверился незнакомому Голосу не напрасно. Если бы он тогда не рискнул и остался бы в Уре Халдейском, наверняка прожил бы спокойную и достойную жизнь. Умер бы в достатке, уважаемый окружающими. Но он никогда не стал бы отцом верующих и предком Спасителя. Вера Авраама была такова, что побудила его совершить поступок, который с точки зрения житейской логики и опыта был абсурден. Но лишь так, отбросив свои прежние представления о жизни, патриарх смог установить тесную связь с Творцом мира.
Не следует думать, что ситуация Авраама уникальна. Да, нас не просят оставить свой дом и пойти в неизведанную страну. Но каждый день Господь предлагает нам все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангельскими заповедями. Во всех своих делах Христос побуждает нас, искать и исполнять не нашу собственную волю, но волю Бога, а также думать не о своём комфорте, но в первую очередь о том, чем мы можем быть полезны, тем, кто нас окружает. Согласитесь, такой образ жизни требует подлинной веры. Порой это означает действовать вопреки своему прошлому опыту жизни: говорить слова, которые я не привык говорить, делать поступки, которые я не привык совершать. Иногда это страшно, словно сделать шаг в никуда. Ведь мне приходится отказываться от своих старых представлений о людях, о себе и в целом о том, как устроен этот мир. Словно идти наощупь. Но именно этого риска от нас и ожидает Господь. Именно в этой непредсказуемости жизни мы обретаем не книжного, но настоящего, живого Бога, Который своей крепкой и заботливой дланью устраивает нашу судьбу наилучшим образом.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер