
Апостол Павел
Евр., 309 зач., III, 12-16.
Глава 3.
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
15 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В сегодняшнем чтении дважды употребляется глагол «ожесточиться», от σκληρύνω — ожесточать. Но смотрите, какой богатый букет смыслов у прилагательного σκληρός! Это не только жёсткий, но и сухой, окостеневший, утративший гибкость, резкий, угрюмый, мрачный, непреклонный, жестокий, и даже — злобный.
У каждого из нас есть где-то спрятанная «ручка настройки» твёрдости нашего сердца — где на минимальных значениях мы увидим податливость, живость, нежность — на максимальных — строгость, непреклонность, окаменелость. От чего же зависит, в какую сторону мы повернём эту «ручку»?
Дерзну предположить, что ключевую роль в этом выборе играет... наш страх. Да, да, вы не ослышались — именно страх. Приведу простой пример: скажите, у кого забор выше, крепче, добротнее? Правильно, у того, кто больше боится чего-то лишится. А почему в традиционной деревне между участками заборчики — скорее символически размечают территорию, чем реально огораживают? Потому что деревенские знают: отношения между людьми куда важнее, чем высота и крепость забора. Самоизоляция в деревне — самоубийственна. Вот и живут люди в едином пространстве — где личное лишь пунктиром обозначено.
К чему я веду? Сегодня очень модно говорить о «личных границах», «личной неприкосновенности» и других понятиях, появившихся в результате популяризации психологии. Всё бы замечательно, да только на практике всё чаще замечаешь, что за этим остервенелым отстаиванием границ скрывается тот же самый страх и обычная, тривиальная нелюбовь. Да, мы можем долго тренировать нашу внутреннюю жёсткость, непреклонность, суровость — постоянно выкручивая нашу «ручку» до максимума. Но в итоге что мы получим? Только одно: одиночество.
Любое общение — будет ли оно с другим человеком, обществом, Богом — всегда «пробивает брешь» в нашей психологической самообороне. Чем открытее, проще, доступнее мы становимся — тем оказываемся уязвимее.
Но страх перед этой уязвимостью лечится только одним средством — верой. Причем верой не декларативной, а практической; верой, которая не боится снова и снова давать другому новый шанс, прощать ошибки, надеяться на исправление.
Чем больше мы боимся — тем меньше доверяем — тем сильнее ожесточаемся в попытке удержать «своё». Значит, если мы замечаем за собой внутреннюю жёсткость, суровость, непреклонность — причём не там, где это на самом деле может быть и необходимо — сразу надо задать себе вопрос: а за что это я так судорожно вцепился? Что мне так страшно потерять? Куда испарилась моя вера? Надеюсь, что честный ответ на эти вопросы поможет нам опомниться и не застрять надолго в искушении сердечного ожесточения!
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер