Евр., 309 зач., III, 12-16.
Глава 3.
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
15 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В сегодняшнем чтении дважды употребляется глагол «ожесточиться», от σκληρύνω — ожесточать. Но смотрите, какой богатый букет смыслов у прилагательного σκληρός! Это не только жёсткий, но и сухой, окостеневший, утративший гибкость, резкий, угрюмый, мрачный, непреклонный, жестокий, и даже — злобный.
У каждого из нас есть где-то спрятанная «ручка настройки» твёрдости нашего сердца — где на минимальных значениях мы увидим податливость, живость, нежность — на максимальных — строгость, непреклонность, окаменелость. От чего же зависит, в какую сторону мы повернём эту «ручку»?
Дерзну предположить, что ключевую роль в этом выборе играет... наш страх. Да, да, вы не ослышались — именно страх. Приведу простой пример: скажите, у кого забор выше, крепче, добротнее? Правильно, у того, кто больше боится чего-то лишится. А почему в традиционной деревне между участками заборчики — скорее символически размечают территорию, чем реально огораживают? Потому что деревенские знают: отношения между людьми куда важнее, чем высота и крепость забора. Самоизоляция в деревне — самоубийственна. Вот и живут люди в едином пространстве — где личное лишь пунктиром обозначено.
К чему я веду? Сегодня очень модно говорить о «личных границах», «личной неприкосновенности» и других понятиях, появившихся в результате популяризации психологии. Всё бы замечательно, да только на практике всё чаще замечаешь, что за этим остервенелым отстаиванием границ скрывается тот же самый страх и обычная, тривиальная нелюбовь. Да, мы можем долго тренировать нашу внутреннюю жёсткость, непреклонность, суровость — постоянно выкручивая нашу «ручку» до максимума. Но в итоге что мы получим? Только одно: одиночество.
Любое общение — будет ли оно с другим человеком, обществом, Богом — всегда «пробивает брешь» в нашей психологической самообороне. Чем открытее, проще, доступнее мы становимся — тем оказываемся уязвимее.
Но страх перед этой уязвимостью лечится только одним средством — верой. Причем верой не декларативной, а практической; верой, которая не боится снова и снова давать другому новый шанс, прощать ошибки, надеяться на исправление.
Чем больше мы боимся — тем меньше доверяем — тем сильнее ожесточаемся в попытке удержать «своё». Значит, если мы замечаем за собой внутреннюю жёсткость, суровость, непреклонность — причём не там, где это на самом деле может быть и необходимо — сразу надо задать себе вопрос: а за что это я так судорожно вцепился? Что мне так страшно потерять? Куда испарилась моя вера? Надеюсь, что честный ответ на эти вопросы поможет нам опомниться и не застрять надолго в искушении сердечного ожесточения!
«Творчество и вера». Богдан Мамонов
У нас в студии был художник, педагог Богдан Мамонов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, как это повлияло на его творчество и что для него значит быть христианином в современном мире.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России