
Апостол Павел
Евр., 309 зач., III, 12-16.
Глава 3.
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
15 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В сегодняшнем чтении дважды употребляется глагол «ожесточиться», от σκληρύνω — ожесточать. Но смотрите, какой богатый букет смыслов у прилагательного σκληρός! Это не только жёсткий, но и сухой, окостеневший, утративший гибкость, резкий, угрюмый, мрачный, непреклонный, жестокий, и даже — злобный.
У каждого из нас есть где-то спрятанная «ручка настройки» твёрдости нашего сердца — где на минимальных значениях мы увидим податливость, живость, нежность — на максимальных — строгость, непреклонность, окаменелость. От чего же зависит, в какую сторону мы повернём эту «ручку»?
Дерзну предположить, что ключевую роль в этом выборе играет... наш страх. Да, да, вы не ослышались — именно страх. Приведу простой пример: скажите, у кого забор выше, крепче, добротнее? Правильно, у того, кто больше боится чего-то лишится. А почему в традиционной деревне между участками заборчики — скорее символически размечают территорию, чем реально огораживают? Потому что деревенские знают: отношения между людьми куда важнее, чем высота и крепость забора. Самоизоляция в деревне — самоубийственна. Вот и живут люди в едином пространстве — где личное лишь пунктиром обозначено.
К чему я веду? Сегодня очень модно говорить о «личных границах», «личной неприкосновенности» и других понятиях, появившихся в результате популяризации психологии. Всё бы замечательно, да только на практике всё чаще замечаешь, что за этим остервенелым отстаиванием границ скрывается тот же самый страх и обычная, тривиальная нелюбовь. Да, мы можем долго тренировать нашу внутреннюю жёсткость, непреклонность, суровость — постоянно выкручивая нашу «ручку» до максимума. Но в итоге что мы получим? Только одно: одиночество.
Любое общение — будет ли оно с другим человеком, обществом, Богом — всегда «пробивает брешь» в нашей психологической самообороне. Чем открытее, проще, доступнее мы становимся — тем оказываемся уязвимее.
Но страх перед этой уязвимостью лечится только одним средством — верой. Причем верой не декларативной, а практической; верой, которая не боится снова и снова давать другому новый шанс, прощать ошибки, надеяться на исправление.
Чем больше мы боимся — тем меньше доверяем — тем сильнее ожесточаемся в попытке удержать «своё». Значит, если мы замечаем за собой внутреннюю жёсткость, суровость, непреклонность — причём не там, где это на самом деле может быть и необходимо — сразу надо задать себе вопрос: а за что это я так судорожно вцепился? Что мне так страшно потерять? Куда испарилась моя вера? Надеюсь, что честный ответ на эти вопросы поможет нам опомниться и не застрять надолго в искушении сердечного ожесточения!
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 сентября. О поэте Иннокентии Анненском

Сегодня 1 сентября. В этот день в 1855 году родился поэт и драматург Иннокентий Анненский.
О значении его творчества и педагогической деятельности для русской культуры — протоиерей Артемий Владимиров.
Любители русской словесности отмечают 170-летний юбилей со дня рождения Иннокентия Фёдоровича Анненского — русского поэта, педагога, переводчика, критика, жизнь и деятельность которого связана с Царским Селом и Николаевской гимназией, где этот выпускник Московского университета преподавал многие десятилетия.
Анна Андреевна Ахматова отмечала, что скромнейший и почти безвестный при жизни поэт Иннокентий Анненский, по существу, проложил дорогу всем жанрам новой русской поэзии, оставаясь при этом несравненным по тонкости, по глубине лирического чувства, по профессионализму, глубине проникновения в смысл слов маэстро.
Один из учеников Иннокентия Анненского — Николай Гумилёв, творчество которого было куда известнее, чем у его педагога.
Нас привлекает в личности Анненского удивительное смирение и скромность, которых так не хватает нам, людям XXI столетия, особенно тем, кто со своим словом обращается к большой аудитории.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 сентября. Об истории праздника День знаний

Сегодня 1 сентября. День знаний.
Об истории праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
День знаний памятен каждому из нас: волнение детей, родителей, первые звонки, радостные лица учителей и учеников. Особенно это долгожданный день для тех, кто впервые переступает порог школы и вступает в новую, уже школьную, жизнь.
Этот праздник появился в советское время, хотя до середины 30-х годов в СССР точной даты начала учебного года не существовало. Единое начало учебного года во всех образовательных заведениях было введено 3 сентября 1935 года. Официально празднование Дня знаний 1 сентября было учреждено 15 июня 1984 года специальным правительственным указом об объявлении 1 сентября всенародным праздником — Днём знаний.
С тех пор прошло уже много десятилетий, и сегодня в России создаётся новая система школьного образования, которая должна стать наследницей всего лучшего, что было создано в нашей отечественной педагогике.
История нашей родины убедительно свидетельствует, что даже самое широкое образование, лишённое нравственного основания и правильного воспитания, может стать причиной незащищённости человека, да и всего общества, от самых разных пагубных и разрушительных влияний современного мира.
А для этого школа должна всегда иметь ориентир на ценностное воспитание учащихся, укоренённое в традициях духовной жизни нашего народа.
Все выпуски программы Актуальная тема