Еф., 228 зач., V, 1-8.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что означает организовать свой образ жизни по-христиански? Практический ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел противопоставляет два образа жизни. С одной стороны, он говорит о людях, которых называет «сынами противления», буквально, «сынами противника», то есть сатаны. Они, по его словам, живут во тьме. Что значит жить во тьме, он также поясняет. Это означает проводить жизнь, потакая различным греховным настроениям. Апостол перечисляет, каким именно. Речь идёт о душевной нечистоте, о любостяжании, то есть о чрезмерном стремлении к материальным благам, о сквернословии, пустословии и смехотворстве, наконец, о блУде и идолослужении. В сердце этих людей пустота, которую они пытаются заполнить всем тем, что встречается им на пути: людьми, эмоциями, материальными благами. В результате они и становятся одержимы деструктивными пристрастиями. Сами лишают себя Царства Небесного и навлекают на себя гнев Бога, попросту говоря, остаются в одиночестве, вне источника жизни.
С дугой стороны, можно, по словам апостола, проводить жизнь, как дитя света. Это означает действовать совершенно противоположным образом. Апостол поясняет, что именно следует делать. Во-первых, необходимо подражать Богу. То есть я призван учиться поступать с людьми так, как поступал с ними Христос. Когда в течение дня я вхожу в контакт с кем-то из окружающих, первое, что я должен себя спрашивать: а что бы на моём месте сказал, сделал, подумал или даже почувствовал Спаситель. Выяснить это можно, обратившись в молитве к Богу, прочитав Евангелие, а также спросив совета у духовно опытного человека. Сложность не в том, что под рукой может не оказаться ни Священного Писания, ни телефона знакомого священника. Главная трудность в том, что на людей я реагирую автоматически. Зачастую, исходя из своих собственных представлений о том, какого отношения достоин этот человек. Вот эти автоматические реакции и привычные установки ума и предстоит разрушить. Необходимо развить у себя навык ко всякому, даже самому неприятному индивиду, относиться по-евангельски.
Во-вторых, апостол призывает нас учиться благодарить. Жизнь никогда не будет протекать так, как хотелось бы нам. Решаем одну проблему, появляются две новые. Нередко это становится причиной того, что мы погружаемся в уныние, депрессию, начинаем страдать. Павел призывает нас говорить «спасибо» за всё, что с нами происходит. И за хорошее, и за то, что мы считаем плохим. Необходимо выработать привычку по вечерам говорить Богу «благодарю» за всякий опыт. И тогда мы однажды заметим, что нас покидает напряжение. Ведь раньше мы пытались всё контролировать и всеми силами достигать тех результатов, которые мы сами считали единственно правильными. Вознося благодарность Богу за всё происходящее, мы учимся отпускать жизнь. Мы словно позволяем событиям идти своим чередом. Отдаём их Творцу. Словно говорим: «Господи, Ты Сам знаешь, как лучше для меня». И в итоге замечаем: порой то, что мы считали проблемой, превращается в источник благословения. И тогда в душе поселяется принятие, доверие, а вместе с ним мир и покой.
А потому дай и нам, Господи, во всех своих делах, в общении с окружающими нас людьми подражать Тебе, а также научи благодарить нашего Небесного Отца за всё то, что случается с нами на этом жизненном пути.
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.
22 ноября. О роли и значении энциклопедической литературы в культуре и образовании
Сегодня 22 ноября. День словарей и энциклопедий.
Об их роли и значении в культуре и образовании, — протоиерей Михаил Самохин.