
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Еф., 228 зач., V, 1-8.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что означает организовать свой образ жизни по-христиански? Практический ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел противопоставляет два образа жизни. С одной стороны, он говорит о людях, которых называет «сынами противления», буквально, «сынами противника», то есть сатаны. Они, по его словам, живут во тьме. Что значит жить во тьме, он также поясняет. Это означает проводить жизнь, потакая различным греховным настроениям. Апостол перечисляет, каким именно. Речь идёт о душевной нечистоте, о любостяжании, то есть о чрезмерном стремлении к материальным благам, о сквернословии, пустословии и смехотворстве, наконец, о блУде и идолослужении. В сердце этих людей пустота, которую они пытаются заполнить всем тем, что встречается им на пути: людьми, эмоциями, материальными благами. В результате они и становятся одержимы деструктивными пристрастиями. Сами лишают себя Царства Небесного и навлекают на себя гнев Бога, попросту говоря, остаются в одиночестве, вне источника жизни.
С дугой стороны, можно, по словам апостола, проводить жизнь, как дитя света. Это означает действовать совершенно противоположным образом. Апостол поясняет, что именно следует делать. Во-первых, необходимо подражать Богу. То есть я призван учиться поступать с людьми так, как поступал с ними Христос. Когда в течение дня я вхожу в контакт с кем-то из окружающих, первое, что я должен себя спрашивать: а что бы на моём месте сказал, сделал, подумал или даже почувствовал Спаситель. Выяснить это можно, обратившись в молитве к Богу, прочитав Евангелие, а также спросив совета у духовно опытного человека. Сложность не в том, что под рукой может не оказаться ни Священного Писания, ни телефона знакомого священника. Главная трудность в том, что на людей я реагирую автоматически. Зачастую, исходя из своих собственных представлений о том, какого отношения достоин этот человек. Вот эти автоматические реакции и привычные установки ума и предстоит разрушить. Необходимо развить у себя навык ко всякому, даже самому неприятному индивиду, относиться по-евангельски.
Во-вторых, апостол призывает нас учиться благодарить. Жизнь никогда не будет протекать так, как хотелось бы нам. Решаем одну проблему, появляются две новые. Нередко это становится причиной того, что мы погружаемся в уныние, депрессию, начинаем страдать. Павел призывает нас говорить «спасибо» за всё, что с нами происходит. И за хорошее, и за то, что мы считаем плохим. Необходимо выработать привычку по вечерам говорить Богу «благодарю» за всякий опыт. И тогда мы однажды заметим, что нас покидает напряжение. Ведь раньше мы пытались всё контролировать и всеми силами достигать тех результатов, которые мы сами считали единственно правильными. Вознося благодарность Богу за всё происходящее, мы учимся отпускать жизнь. Мы словно позволяем событиям идти своим чередом. Отдаём их Творцу. Словно говорим: «Господи, Ты Сам знаешь, как лучше для меня». И в итоге замечаем: порой то, что мы считали проблемой, превращается в источник благословения. И тогда в душе поселяется принятие, доверие, а вместе с ним мир и покой.
А потому дай и нам, Господи, во всех своих делах, в общении с окружающими нас людьми подражать Тебе, а также научи благодарить нашего Небесного Отца за всё то, что случается с нами на этом жизненном пути.
Псалом 104. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
8 Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов,
9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: "тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего".
12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней
13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,
14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
15 "не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла".
16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.
17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.
20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;
21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,
22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.
23 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.
24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.
25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.
26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.
27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой.
28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.
29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.
31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.
32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,
33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;
35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.
36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.
37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.
39 Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью.
40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.
41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,
42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,
43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!
28 августа. О Поместном Соборе 1917 года

Сегодня 28 августа. В этот день в 1917 году в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный Собор Русской Церкви.
О его решениях — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 августа. О Псково-Печерском монастыре

Сегодня 28 августа. В этот день в 1473 году был основан Псково-Печерский монастырь.
Об истории монастыря — священник Августин Соколовски.
Память об основании монастыря, совершаемая в праздник Успения Пресвятой Богородицы, — «это благодать на благодать», как пишет евангелист Иоанн. Малое празднование основания монастыря в великий праздник Успения подобно чудотворной книге, написанной Творцом и Спасителем в мировой истории, в Церкви и в душах людей, посвятивших себя Господу Иисусу в подвижничестве.
За всю свою историю монастырь никогда не закрывался. Силы зла всегда находили способы противостоять монастырям, каждый раз под разными предлогами. Так, в Византии это были иконоборцы, в Европе нового времени — идеология Просвещения, а в новейшее время — секуляризация.
Поэтому сохранение монастыря — великий благодатный дар. Во второй половине XX века монастырь стал подлинным местом проявления святости, пророческого служения старцев.
Все выпуски программы Актуальная тема