
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Еф., 228 зач., V, 1-8.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что означает организовать свой образ жизни по-христиански? Практический ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел противопоставляет два образа жизни. С одной стороны, он говорит о людях, которых называет «сынами противления», буквально, «сынами противника», то есть сатаны. Они, по его словам, живут во тьме. Что значит жить во тьме, он также поясняет. Это означает проводить жизнь, потакая различным греховным настроениям. Апостол перечисляет, каким именно. Речь идёт о душевной нечистоте, о любостяжании, то есть о чрезмерном стремлении к материальным благам, о сквернословии, пустословии и смехотворстве, наконец, о блУде и идолослужении. В сердце этих людей пустота, которую они пытаются заполнить всем тем, что встречается им на пути: людьми, эмоциями, материальными благами. В результате они и становятся одержимы деструктивными пристрастиями. Сами лишают себя Царства Небесного и навлекают на себя гнев Бога, попросту говоря, остаются в одиночестве, вне источника жизни.
С дугой стороны, можно, по словам апостола, проводить жизнь, как дитя света. Это означает действовать совершенно противоположным образом. Апостол поясняет, что именно следует делать. Во-первых, необходимо подражать Богу. То есть я призван учиться поступать с людьми так, как поступал с ними Христос. Когда в течение дня я вхожу в контакт с кем-то из окружающих, первое, что я должен себя спрашивать: а что бы на моём месте сказал, сделал, подумал или даже почувствовал Спаситель. Выяснить это можно, обратившись в молитве к Богу, прочитав Евангелие, а также спросив совета у духовно опытного человека. Сложность не в том, что под рукой может не оказаться ни Священного Писания, ни телефона знакомого священника. Главная трудность в том, что на людей я реагирую автоматически. Зачастую, исходя из своих собственных представлений о том, какого отношения достоин этот человек. Вот эти автоматические реакции и привычные установки ума и предстоит разрушить. Необходимо развить у себя навык ко всякому, даже самому неприятному индивиду, относиться по-евангельски.
Во-вторых, апостол призывает нас учиться благодарить. Жизнь никогда не будет протекать так, как хотелось бы нам. Решаем одну проблему, появляются две новые. Нередко это становится причиной того, что мы погружаемся в уныние, депрессию, начинаем страдать. Павел призывает нас говорить «спасибо» за всё, что с нами происходит. И за хорошее, и за то, что мы считаем плохим. Необходимо выработать привычку по вечерам говорить Богу «благодарю» за всякий опыт. И тогда мы однажды заметим, что нас покидает напряжение. Ведь раньше мы пытались всё контролировать и всеми силами достигать тех результатов, которые мы сами считали единственно правильными. Вознося благодарность Богу за всё происходящее, мы учимся отпускать жизнь. Мы словно позволяем событиям идти своим чередом. Отдаём их Творцу. Словно говорим: «Господи, Ты Сам знаешь, как лучше для меня». И в итоге замечаем: порой то, что мы считали проблемой, превращается в источник благословения. И тогда в душе поселяется принятие, доверие, а вместе с ним мир и покой.
А потому дай и нам, Господи, во всех своих делах, в общении с окружающими нас людьми подражать Тебе, а также научи благодарить нашего Небесного Отца за всё то, что случается с нами на этом жизненном пути.
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 127. На струнах Псалтири
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема