Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христиане первого века по Рождестве Христовом осознавали себя единой общностью, неким новым народом. Свидетельства такого осознания во множестве сохранились в апостольских посланиях, к примеру, в Первом соборном послании апостола Петра можно найти такие слова: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1Пет. 2:9–10). Подобные мысли мы встречаем и в других апостольских посланиях, в частности, в том отрывке 4-й главы Послания апостола Павла в Ефес, который звучит сегодня за литургией в православных храмах.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились,- так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Апостол Павел здесь противопоставляет христиан всем прочим народам, и из самого этого противопоставления можно сделать вывод, что апостол понимает христиан как некую наднациональную и надгосударственную общность, единство христиан проистекает не из родства по крови, и не из подданства тому или иному властителю, а из веры во Христа. Когда мы говорим о народе в бытовом и привычном смысле этого слова, то мы можем перечислить те признаки, по которым можно определить, принадлежит ли человек к этому народу или нет. В первую очередь, это, конечно, общий язык, общая культура, и общая территория проживания. Здесь могут быть оговорки, но сейчас нет необходимости углубляться в эту тему, однако есть смысл попытаться вычленить из слов апостола Павла признаки иного народа — христианского.
Первое, на что апостол обращает внимание, это сопричастность «жизни Божией», чего нет у иных народов, «по причине их невежества и ожесточения сердец их». Но что означает в данном контексте «жизнь Божия» и каким образом можно быть ей причастным? Просто, недвусмысленно и чётко эту апостольскую фразу раскрыл блаженный Феодорит Кирский, его слова звучат так: «Жизнию Божиею назвал жизнь добродетельную». Очевидно, что под жизнью добродетельной здесь следует понимать жизнь по заповедям Христовым. Получается, что отличительная характеристика христиан как народа — это основанная на вере во Христа жизнь по Его заповедям, а не что-либо иное.
Далее апостол Павел продолжил раскрывать свою мысль через отрицательные примеры жизни вне Христа, сердцевиной такой жизни является следование «обольстительным похотям», то есть всему тому, что является привлекательным и вожделенным с точки зрения нехристианского мира. В этот список попадает всё то, что противоречит Христовым заповедям. Если, к примеру, Христос сказал, что «да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37), то это означает, что любое уклонение от исполнения этих слов по своей сути является не чем иным, как «обольстительными похотями».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»
В 1946 году святителя Луку Войно-Ясенецкого перевели на Крымскую кафедру. Поселился архиепископ на втором этаже ветхого дома. Здесь же располагалась епархиальная канцелярия и жило несколько семей. В доме была теснота, у единственного водопроводного крана выстраивалась очередь. Владыка многим помогал. На архиерейской кухне готовился обед на большое количество человек. По свидетельству очевидцев, приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков и всех здесь кормили досыта. Сам владыка питался очень просто. Одевался тоже более чем скромно — всегда ходил в чинёных рясах. Секретарь епархии вел списки нуждающихся, и в конце каждого месяца по ним рассылались денежные переводы. Святитель учил свою паству тому, в чём сам был примером:
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».
Все выпуски программы Слова Святых
Санитарный автомобиль для Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге
«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге. «У меня давно болят и немеют пальцы на руках. Я уже не способна делать вещи, которые требуют мелкой моторики. Даже пишу с трудом...» — рассказала пациентка врачу травматологу-ортопеду Нике Булавиновой. Наталья — беженка, у неё проблемы с документами и деньгами, поэтому получить медицинскую помощь в обычных клиниках у неё возможности нет. Но в Благотворительной больнице бесплатно помогают всем, кто попал в беду.
Травматолог Ника, внимательно выслушав и осмотрев пациентку, поняла — вернуть подвижность рукам — можно! Во время обучения в медицинском вузе, ей посчастливилось познакомиться с одним из лучших кистевых хирургов России — Николаем Карпинским. С ним на практике студенты подробно разбирали такой же случай, как у Натальи: немеют все пальцы рук, кроме мизинца. Поэтому у Ники не возникло сомнений — сдавлен один из нервов, который необходимо освободить.
Врач успешно прооперировала женщину. И спустя 7 дней радостная пациентка буквально вбежала в больницу со словами: «Доктор! Мои пальцы! Я всё чувствую, они снова меня слушаются и совсем не болят!»
Эта счастливая история случилась благодаря тому, что 6 месяцев назад с помощью отзывчивых людей в Санкт-Петербурге открылась Благотворительная больница. Здесь принимают тех, кто лишился дома, людей без документов и гражданства.
Сейчас больнице нужен санитарный автомобиль для маломобильных пациентов. Сбор на транспорт открыт на странице: https://planeta.ru/campaigns/ambulance
Больше узнать о работе Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге charityhospital.ru и о том, чем помочь, можно на сайте проекта или в социальных сетях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Неделя о Жен-мироносиц». Свящ. Павел Усачев
В нашей студии был клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священник Павел Усачёв.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресение в которое совершается память Жен-мироносиц, Иосифа Аримофейского и Никодима, а также о памяти апостола Иоанна Богослова и равноапостальных Кирилла и Мефодия.