Послание к Ефесянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

* Поделиться

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627

Еф., 226 зач., IV, 17-25.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Христиане первого века по Рождестве Христовом осознавали себя единой общностью, неким новым народом. Свидетельства такого осознания во множестве сохранились в апостольских посланиях, к примеру, в Первом соборном послании апостола Петра можно найти такие слова: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1Пет. 2:9–10). Подобные мысли мы встречаем и в других апостольских посланиях, в частности, в том отрывке 4-й главы Послания апостола Павла в Ефес, который звучит сегодня за литургией в православных храмах.

Глава 4.

17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,

18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.

19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

20 Но вы не так познали Христа;

21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились,- так как истина во Иисусе,

22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,

23 а обновиться духом ума вашего

24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.

25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

Апостол Павел здесь противопоставляет христиан всем прочим народам, и из самого этого противопоставления можно сделать вывод, что апостол понимает христиан как некую наднациональную и надгосударственную общность, единство христиан проистекает не из родства по крови, и не из подданства тому или иному властителю, а из веры во Христа. Когда мы говорим о народе в бытовом и привычном смысле этого слова, то мы можем перечислить те признаки, по которым можно определить, принадлежит ли человек к этому народу или нет. В первую очередь, это, конечно, общий язык, общая культура, и общая территория проживания. Здесь могут быть оговорки, но сейчас нет необходимости углубляться в эту тему, однако есть смысл попытаться вычленить из слов апостола Павла признаки иного народа — христианского.

Первое, на что апостол обращает внимание, это сопричастность «жизни Божией», чего нет у иных народов, «по причине их невежества и ожесточения сердец их». Но что означает в данном контексте «жизнь Божия» и каким образом можно быть ей причастным? Просто, недвусмысленно и чётко эту апостольскую фразу раскрыл блаженный Феодорит Кирский, его слова звучат так: «Жизнию Божиею назвал жизнь добродетельную». Очевидно, что под жизнью добродетельной здесь следует понимать жизнь по заповедям Христовым. Получается, что отличительная характеристика христиан как народа — это основанная на вере во Христа жизнь по Его заповедям, а не что-либо иное.

Далее апостол Павел продолжил раскрывать свою мысль через отрицательные примеры жизни вне Христа, сердцевиной такой жизни является следование «обольстительным похотям», то есть всему тому, что является привлекательным и вожделенным с точки зрения нехристианского мира. В этот список попадает всё то, что противоречит Христовым заповедям. Если, к примеру, Христос сказал, что «да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37), то это означает, что любое уклонение от исполнения этих слов по своей сути является не чем иным, как «обольстительными похотями».


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем