Еф., 218 зач., I, 16-23.
Глава 1.
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вполне естественно, что мы все, живя в материальном мире с его тяготами, заботами и скорбями, с его принципами и его устремлениями, являемся частью этого мира, он нас пленяет против нашей воли, и мы вынуждены жить по его законам. В этом мире сама идея всеобщего воскресения звучит крайне несовременно, а для многих и просто смешно. Материальный мир не подразумевает и веры во Христа, такая вера удел меньшинства, и христиане не могут не подпадать под давление окружающей среды, зачастую мы мимикрируем под неё, и тем самым, конечно же, изменяем себе. Так было всегда, и нельзя сказать, что в этом смысле мы живём в какое-то особое и уникальное время, всегда была пропасть между учением Христа и тем, что окружает человека, а потому всегда христиане со временем теряли свой первоначальный пыл и учились в себе самих совмещать требования окружавшего их мира и евангельские призывы Христа, естественно, что такое совмещение имело акцент не на Евангелии, а на наличествующей физической реальности.
Апостол Павел не считал такое положение дел нормальным, он прекрасно выразил своё отношение к попыткам совместить жизнь по законам человеческого сообщества с Евангелием, об этом Павел написал во Втором послании к Коринфянам: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6:14).
Вместе с этим, апостолу было совершенно очевидно, что никакой человек своими силами не способен оставаться на высоте христианского призвания, всем нам нужна помощь свыше. Но как обрести такую помощь? Очевидно, что ответ на этот вопрос не может быть односложным, равно как не может он быть единственным, ответы могут быть самыми разными, и каждый из них будет довольно пространным. Тем не менее, апостол Павел предлагает в Послании к Ефесянам один из возможных вариантов ответа, он пишет о своих молитвах за христиан Эфеса, в которых он просит Бога, чтобы «Отец славы» дал эфесским христианам «Духа премудрости и откровения к познанию Его», и просветил очи их сердец, дабы они «познали, в чём состоит надежда призвания Его».
Из этой апостольской молитвы мы можем сделать вывод о том, что именно позволяет нам оставаться на высоте христианского призвания и не изменять ему под давлением окружающего мира: это живительное воздействие Духа премудрости и откровения, то есть Духа Святого, Который приводит человека к познанию Бога-Отца через познание Господа Иисуса Христа.
А ещё из слов апостола Павла мы можем сделать вывод, что такая молитва и о себе самих, и о дорогих нам людях, и о всём мире должна быть регулярной и неотступной в молитвенной практике любого христианина, и если она будет, то от любви Божией нас, по Его неизреченной милости, нас не смогут отлучить ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч (ср. Рим. 8:35), ни слава земной жизни, ни её радости, ни её всеобъемлющее неотступное давление.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница