Еф., 230 зач., V, 20-26.
Глава 5.
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сопоставление апостолом Павлом внутрисемейных отношений с отношениями между Церковью и Христом зачастую понимается христианами несколько искажённым образом. Многим бросается в глаза адресованный жёнам апостольский призыв, в котором он требует, чтобы они повиновались своим мужьям, а все дальнейшие слова этого отрывка люди предпочитают не замечать или же не акцентируют на них внимания, тогда как существенно важно именно то, что апостол пишет после фразы «жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Пишет же он следующее: «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова» (Еф. 5:25–26).
Христос — Глава Церкви. Это богословский факт, это христианская аксиома. Но каким образом Христос стал Главой Церкви? И что вообще означают эти слова? Да и что такое, собственно, Церковь? Проблема состоит в том, что у понятия «Церковь» есть очень много определений, но среди них нет такого, которое было бы безоговорочно принимаемо всеми богословами и, как следствие, нет такого определения, которое бы безоговорочно принимала вся Церковь как совокупность верующих. По сути дела, каждый христианин волен выбирать любое из существующих авторитетных определений в зависимости от предмета разговора. На практике так и происходит, именно по этой причине в церковной среде с удивительной регулярностью возникают споры относительно границ Церкви, то есть относительно того, кого можно считать членом Церкви, а кого нет. Но так как мы имеем дело с посланием апостола Павла, то и определение Церкви стоит также брать из павловых посланий. Самое яркое и известное из них содержится в первой главе Послания к Ефесянам и звучит так: «Всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» (Еф. 1:22–23). Из этой фразы можно сделать уже давно сделанный и всем известный вывод: Церковь, по апостолу Павлу, — это Тело Христово. Под Телом Христовым здесь понимается совокупность всех верующих в Христово Воскресение. Конечно, у этого определения есть множество оговорок, но для размышления над прозвучавшими сегодня словами апостола Павла нам будет достаточно понимания Церкви именно как Тела Христова.
В книге «Деяний святых апостолов» есть слова апостола Павла о том, каким именно образом была основана Церковь и почему Христос Её Глава: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). То есть Церковь немыслима без Христовых Страданий, которые выражены через пролитие Его Крови. Он пострадал, Он умер и воскрес, и лишь после этого Господь Иисус Христос произнёс слова, зафиксированные в Евангелии от Матфея: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Его власть — непосредственное следствие отданной за Церковь жизни. Соответственно, повиновение Церкви Христу — тоже следствие Христовых Страданий и Смерти.
Когда апостол Павел обращается к жёнам и пишет про необходимость безоговорочного повиновения мужьям, то он упоминает и о Страданиях Спасителя: «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5:25). Следовательно, повиновение мужьям напрямую связано с их любовью к жёнам по примеру Христа и Его любви к Церкви. Повиновение не может строиться лишь на том биологическом факте, что муж — это муж, а жена — это жена, повиновение жён мужьям должно, по мнению апостола Павла, иметь совсем иную, несравненно более глубокую основу — жертвенную любовь мужей к своим жёнам, готовность служить им так, как служил и служит человечеству Христос Спаситель, готовность мужей умереть за своих жён так, как умер за нас Христос.
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.