«Поп» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Поп»

* Поделиться

«Поп», студия Православная энциклопедия, режиссёр Владимир Хотиненко

— Веселятся... Может, и над нами потешаются? А у самих-то рожи — вон... Свинья поскромнее будет.

— Отец Георгий, роток на замок. К чему зазря нарываться? Нам ещё предстоит, о-ой...

— Немца перехитрить — тяжело будет.

— Большевиков обламывали, а колбасников — не перехитрим, что ли?

— Да ведь я, как Вы выражаетесь, тоже из колбасников. Потому знаю: будет тяжело.

Мы слышали диалог из фильма Владимира Хотиненко «Поп».

Начало Второй мировой войны, автобус со священниками едет в оккупированную Псковскую область. Говорили главный герой фильма — отец Александр (блестящая роль Сергея Маковецкого) и молодой батюшка Георгий из русских немцев.

Так начинается — разрешённая гитлеровцами — Псковская православная миссия.

Всё очень тревожно и всё непонятно, всё — между молотом и наковальней.

...Перед самым выездом священников в Псковскую область, епископ Прибалтики — митрополит Сергий Воскресенский — сказал этим будущим миссионерам: «Народу нашему под немцем совсем плохо будет. Так разве можем мы оставить его без Божьего утешения?..»

Пересказывать кинокартину, охватывающую три года войны и посвящённую драматичной странице истории нашей церкви, мы не станем. Все сюжетные линии сходятся тут в ежедневном духовном подвиге сельского «попа», проходящего вместе с паствой и близкими — свой немыслимый крестный путь. И с семьёй — тоже, с верной Алевтиной Андреевной, которую он нежно называл своим точильным камнем.

...Надеюсь, ты, Сашенька, выпросишь для меня у Господа Бога прощение всех грехов и упокоение в месте тихом, в месте чистом. Там мы и встретимся вновь. Люблю тебя. Твой Точильный Камень.

Прощальное письмо верной попадьи, матушки, последние строки которого сейчас прозвучали, без слёз и слушать нельзя. Она, так часто пенявшая своему неосторожному мужу, заразилась тифом и ушла зимою в лес, чтобы не подвергать опасности своего доброго Сашу и приёмных деток-беженцев...

...А перелом войны меж тем миновал, и митрополит показывает отцу Александру — письмо из Московской патриархии: считать священников, служивших в оккупации — предателями. И рядом стоит куратор, русский офицер гитлеровской армии.

— Да что ж теперь получается? Что мы...

— Да не надо всё принимать так буквально. Отец Александр, я бы мог и не показывать Вам этот указ, тем более, что он пришёл к нам нелегально. Но я хочу, чтобы все понимали только одно: для нас всё остаётся, как и прежде...

— Богу — Богово, а кесарю — кесарево.

— Владыка! Ведь нас и вашу миссию разгонят. И это ещё в лучшем случае. Всё, игры закончились. Пора платить по счетам.

— А мы ни у кого не одалживались. А платить по счетам, милейший Иван Фёдорович, мы будем совсем в другом месте. Что скажешь, отец Александр?

— И немец не вечен, и большевики не вечны. А токмо один Иисус Христос. Перед ним и ответим.

— Это в другой жизни. А теперь что прикажете делать?

— Спасать детей.

И отец Александр спасает. Спасает ещё в начале фильма – крестив еврейскую девочку, обратившуюся к православию. И позднее, перед немцами, выдаст её за свою дочь, а впоследствии, удочерит. На неё, окрепшую, он и оставит – после своего ареста в конце войны – всех приёмных детишек. Собственные дети отца Александра в это время воевали на фронтах Великой Отечественной.

Слава Богу, в конце картины мы узнаём, что батюшка сумел пережить и советский лагерь.

Таков был подвиг отца Александра Ионина, священника православной Псковской миссии. И таков был его удивительный крестный путь. От почти самоубийственного отказа отпеть убитых партизанами полицаев, до – безоглядной помощи пленным красноармейцам. От рискованного общения с верующим куратором-покровителем немецких кровей, до – безнадёжных попыток остановить хозяев этого офицера – при карательной акции.

От милосердия – к непреклонности, и от непреклонности – к милосердию.

Это был путь подлинной любви и подлинной веры. Вот почему в драматичном фильме Владимира Хотиненко, который назван старинным словом «Поп» – так много света.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем