
Фото: Chris Sowder / Unsplash
Если вдруг окажетесь в Сербии на Рождество, учтите — у вас есть уникальный шанс стать участником местного обряда. Правда, обряд этот существует сегодня только в сербских селах и деревнях. В городах его давно нет. Ну что же — в рождественское утро отправляемся в какое-нибудь сербское поселение и стучимся в первый попавшийся дом.
Если вы — первый гость этого утра, то вас теперь нужно называть «полазником». Так именуют в Сербии первого человека, посетившего дом в рождественское утро. Считается, что этот человек — живой образ Родившегося Спасителя и ему нужно оказать самое усердное гостеприимство.
Полазника встречают в прямом смысле с распростертыми объятиями. Хозяин дома обнимает полазника, даже если видит его впервые в жизни, а затем дает кочергу и приглашает к печи. Затем происходит очень символическое действие. Печь на Рождество у сербов затапливается по-особенному. Это целая традиция. Зажигать огонь принято при помощи особого полена — бадняка. Бадняк приносится в дом хозяином семейства накануне вечером и является одним их символов сербского Рождества. С бадняка в присутствии Патриарха зажигается даже огромный костер перед входом в кафедральный собор Белграда.
Так вот полазник, желанный рождественский гость, берет кочергу и подправляет им бадняк, подталкивает его вперед. Это действие символизирует собой то, что он как бы пододвигает приютившую его семью ближе к Богу, а еще к обычной житейской радости и счастью. Затем полазник с размаху ударяет кочергой по бадняку. У сербов считается, что чем больше при этом выбивается искр, тем больше подарков от Бога будет у семьи в наступающем году. Полазник приговаривает при этом: «Сколько искр, столько овец, денег, детей, скота, ягнят, боровов, ульев».
После этого полазника усаживают за стол и обильно угощают самыми разными блюдами. Сербы и так никогда не скупятся на угощения, а в этом случае проявляют всю широту своей души. Ведь полазник, повторюсь, символизирует собой Христа, Который пришел в мир и Которому нужно оказать гостеприимство.
Как когда-то волхвы принесли Младенцу Христу свои подарки, так подарками к приходу полазника обзаводятся хозяева дома. Обычно это полотенце, рубаха, кушак и несколько монет. По традиции полазник должен принести с собой ветку сливы. Если ее нет с собой, то ветку полазнику дают хозяева дома. Эту ветку полазник должен перед прощанием прикрепить к стене как можно выше. При этом он желает хозяевам, чтобы все посеянные ими весной растения выросли так же высоко.
Вот так весело и гостеприимно встречают в Сербии рождественское утро! Тому из вас, кто окажется на сербской земле в рождественские дни, советую сходить в гости. Даже если не окажетесь полазником, все равно не пожалеете.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.