
Фото: Chris Sowder / Unsplash
Если вдруг окажетесь в Сербии на Рождество, учтите — у вас есть уникальный шанс стать участником местного обряда. Правда, обряд этот существует сегодня только в сербских селах и деревнях. В городах его давно нет. Ну что же — в рождественское утро отправляемся в какое-нибудь сербское поселение и стучимся в первый попавшийся дом.
Если вы — первый гость этого утра, то вас теперь нужно называть «полазником». Так именуют в Сербии первого человека, посетившего дом в рождественское утро. Считается, что этот человек — живой образ Родившегося Спасителя и ему нужно оказать самое усердное гостеприимство.
Полазника встречают в прямом смысле с распростертыми объятиями. Хозяин дома обнимает полазника, даже если видит его впервые в жизни, а затем дает кочергу и приглашает к печи. Затем происходит очень символическое действие. Печь на Рождество у сербов затапливается по-особенному. Это целая традиция. Зажигать огонь принято при помощи особого полена — бадняка. Бадняк приносится в дом хозяином семейства накануне вечером и является одним их символов сербского Рождества. С бадняка в присутствии Патриарха зажигается даже огромный костер перед входом в кафедральный собор Белграда.
Так вот полазник, желанный рождественский гость, берет кочергу и подправляет им бадняк, подталкивает его вперед. Это действие символизирует собой то, что он как бы пододвигает приютившую его семью ближе к Богу, а еще к обычной житейской радости и счастью. Затем полазник с размаху ударяет кочергой по бадняку. У сербов считается, что чем больше при этом выбивается искр, тем больше подарков от Бога будет у семьи в наступающем году. Полазник приговаривает при этом: «Сколько искр, столько овец, денег, детей, скота, ягнят, боровов, ульев».
После этого полазника усаживают за стол и обильно угощают самыми разными блюдами. Сербы и так никогда не скупятся на угощения, а в этом случае проявляют всю широту своей души. Ведь полазник, повторюсь, символизирует собой Христа, Который пришел в мир и Которому нужно оказать гостеприимство.
Как когда-то волхвы принесли Младенцу Христу свои подарки, так подарками к приходу полазника обзаводятся хозяева дома. Обычно это полотенце, рубаха, кушак и несколько монет. По традиции полазник должен принести с собой ветку сливы. Если ее нет с собой, то ветку полазнику дают хозяева дома. Эту ветку полазник должен перед прощанием прикрепить к стене как можно выше. При этом он желает хозяевам, чтобы все посеянные ими весной растения выросли так же высоко.
Вот так весело и гостеприимно встречают в Сербии рождественское утро! Тому из вас, кто окажется на сербской земле в рождественские дни, советую сходить в гости. Даже если не окажетесь полазником, все равно не пожалеете.
Все выпуски программы Вселенная православия
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема