
...русский набег случился в один из прекрасных летних дней, под вечер, при совершенно тихом море...
Император Михаил отсутствовал со всем своим войском, так как двинулся против арабов, а спокойный и беспечный город вовсе не ожидал ничего чрезвычайного, как вдруг в проливе из Чёрного моря обозначилось что-то невиданное, которое скоро обернулось целым строем русских ладей. Весь город обезумел от страха...
После опустошения морских пристаней, руссы быстро окружили городские стены и стали насыпать возле них землю, намереваясь скорее перелезть в самый город...
Народ, лишённый всякой помощи и защиты, теперь помышлял только о молитве и наполнил все храмы. Повсюду всю ночь совершалась служба: с воздетыми руками воссылались усердные и слёзные моления о помиловании...
После этого, при стечении трепетавшего от ужаса народа, с горячей мольбой о спасении, из Влахернского храма была поднята риза Божией Матери и крестным ходом обнесена вокруг стен города и погружена в воду.
И Царица Небесная вняла мольбам своего грешного, но раскаявшегося народа, и во второй раз, подобно тому, как это было в 628 году, во время набега аваров и славян, Она явила Свою чудесную помощь и отвратила неминуемую гибель от города.
Так историк Александр Нечволодов около 100 лет назад описывал военный поход наших далёких предков — руссов на город Константинополь — столицу Византийской империи. Эти события произошли ещё до Крещения Руси, но оставили глубокий след не только в ратной истории нашего государства. Существует предание, что церковный праздник Покрова Пресвятой Богородицы был учреждён в память о явлении Матери Божией в Константинополе и Её помощи городу от нашествия руссов.
До наших дней дошли подробности этого чудесного явления. Во время осады Константинополя во Влахернской церкви вместе со всеми молился местный юродивый Андрей. Он происходил из славян, в молодости попал в плен и оказался в рабстве у одного из византийских вельмож.
Вдруг Андрей увидел, что свод храма словно раскрылся. В небесах шествовали Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов в окружении ангелов. Матерь Божия преклонила колени и со слезами молилась за христиан. Потом она сняла с головы покрывало — омофор и распростёрла его над всеми, кто был в храме. Она словно защищала христиан от видимых и невидимых врагов.
Андрей не поверил своим глазам и спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли ты Царицу всех?». «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», — ответил Епифаний. В храме только они вдвоём стали свидетелями чуда. Вскоре пришла радостная весть — корабли захватчиков отчалили от берегов города. Молитвами горожан и заступничеством Пресвятой Богородицы Константинополь был спасён.
Андрей рассказал о видении своему духовнику, священнику храма Святой Софии. Тот записал это свидетельство, когда составлял житие блаженного Андрея. Подлинник жития не сохранился. Оно дошло до нас в списках и переводах, которые порой противоречат друг другу. В одних источниках ничего не говорится о нападении врагов. Согласно другим документам, Константинополь осадили арабы или как их называли в то время, сарацины. Широко распространена и третья версия, по которой на кораблях «из варяг в греки» приплыла дружина знаменитого «вещего» Олега. Киевские князья частенько нападали на северные границы Византийской империи и угрожали самому Константинополю, по славянски — Царьграду. Из исторических хроник известно, что примерно в это же время между Византией и Киевской Русью был подписан мирный договор.
Удивительно, но в Византии день чудесного спасения Константинополя от врагов, благодаря омофору Богородицы, не стал праздником. Возможно, это произошло из-за того, что очевидцем чуда был не грек, а раб-славянин. И хотя Константинопольская церковь со временем причислила Андрея Юродивого к лику святых, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы она не знала.
Однако место, где стояла Влахернская церковь, сохранилось до сих пор. Сейчас здесь располагается небольшой храм Святой Марии. Он находится в черте города Стамбул.
Внуки тех, кто молился Пресвятой Богородице вместе с Андреем Юродивым во Влахернском храме, через восемьдесят лет отправились на Русь. Они принесли с собой письменность, книги и веру. А на Руси неудачный поход на Константинополь вскоре стал лишь историческим фоном дня Покрова Пресвятой Богородицы. Из поражения наших предков он превратился в один из любимых русских праздников. А вот как отвечает на вопрос, почему русские отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы — праздник победы греков над нашими предками — митрополит Иларион (Алфеев):
Покров Пресвятой Богородицы стали чтить на Руси с середины двенадцатого века. Заслуга в этом принадлежит князю Андрею Боголюбскому, особо почитавшему Богородицу. В 1164 году он предпринял большой поход на волжских булгар и одержал победу. Враг был очень силён, для русичей победа стала настоящим чудом. Вскоре по возвращении домой Андрей Боголюбский перечитывал житие Андрея Юродивого. Князь удивился, что чудесное видение подвижника не стало в Церкви особым праздничным днём. «Како страшное и милосердное видение бысть без празднества?!» - воскликнул Андрей Боголюбский, и продолжил: «Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая». Так в календаре Русской Православной Церкви появился новый праздник.
Несмотря на то, что инициатором его введения стал князь, день Покрова не воспринимался как навязанный «сверху». Ведь сам Андрей Боголюбский был искренне и глубоко верующим человеком. И его любовь к Божией Матери и упование на помощь и защиту Богородицы не расходились с церковным и народным сознанием. Поэтому праздник Покрова Пресвятой Богородицы быстро стал одним из любимейших в народе. Андрей Боголюбский словно дал ещё один повод и основание для прославления Девы Марии — в этот день Церковь стала молиться Богородице и славить Её как ходатаицу и защитницу всех православных христиан. А сам князь Андрей Боголюбский впоследствии был причислен к лику святых.
Греция вспомнила про Праздник Покрова Пресвятой Богородицы лишь во второй половине двадцатого века. Заступничество Пресвятой Богородицы помогло народу этой страны освободиться от фашистских завоевателей в ходе Второй Мировой войны. По решению Священного Синода Элладской Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуют в день освобождения Афин, двадцать восьмого октября.
В данной программе использованы материалы видео-портала «Яндекс.Видео», телеканала «ТВ Центр», «Первого канала».
20 мая. О духовном смысле праздника Воспоминания явления на небе Креста Господня

Сегодня 20 мая. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году.
О духовном смысле праздника — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Явление на небе Креста Господня в Иерусалиме стало божественным ответом на преследование христиан, которое началось в царствование Констанция, сына равноапостольного императора Константина Великого. К сожалению, Констанций уклонился в арианскую ересь. И хотя к концу жизни этот император раскаивался в своем преследовании православных, но в описываемые церковным историком Созоменом события Констанций увеличил религиозные раздоры того времени.
Однако явление Честного Креста Господня, сиявшего неизреченным светом, оказало огромную духовную поддержку гонимым за истинную веру христианам. Несомненно, для тех, кто видел это явление, и для нас, живущих более чем через 1600 лет после описываемых событий, понятно, что Господь никогда не оставляет своих детей.
Испытания закаляют христиан, поэтому мы не избежим трудностей. Зато уверены, что Спаситель всегда помогает своей духовной силой страждущим. Вот слова Господа, записанные в Псалтыри: «Воззовёт ко мне, и услышу его: с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его».
Будем уповать на Господа и не бояться трудностей.
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (20.05.2025)
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 31 зач., XII, 25 - XIII, 12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кто из верующих не задавался вопросом: как узнать волю Божию? Почему кого-то Господь явным образом направляет, а кто-то практически не слышит Его указаний? Возможные ответы на эти вопросы прикровенно звучат в отрывке из 12-й и 13-й глав книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
Глава 13.
1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;
5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.
6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
Когда люди внешние и малоцерковные спрашивают верующих о смысле поста, довольно часто в ответ они слышат, что пост — это время воспитания воли и способности жертвовать чем-то важным ради Бога. Однако, на самом деле, если посмотреть в суть такого явления, как пост, можно увидеть, что воспитание воли и жертвенность в нём вторичны по сравнению с главным: обращением сердца к Богу. После грехопадения человек, по слову Писания, осуетился в своём уме и его сердце наполнилось беспокойством о завтрашнем дне. Забота стала глубинным чувством человека, и он подчинил ему всё остальное — веру, науку, культуру... Ведь даже Бога мы воспринимаем как Того, Кто должен помочь нам в осуществлении наших планов. В свою очередь пост, не как пищевая дисциплина, а как явление духовной жизни, оказывается попыткой выйти из круга суеты и хотя бы на краткое время прислушаться не к тому, что мы говорим Богу, но к тому, что Он говорит нам.
Сегодняшнее чтение из книги Деяний апостольских начинается с рассказа о жизни христианской церкви в Антиохии. После того, как верующие обратились к язычникам с проповедью, у них прибавилось работы. Антиохия была огромным культурным центром, а мировоззрение язычников было настолько далёким от христианского, что на ниве просвещения и нравственного наставления можно было трудиться день и ночь. Чем, собственно, и занимались многие учители и пророки, некоторых автор книги деяний называет по именам.
И вот во время совместной молитвы и поста с ними происходит то, о чём формально мечтают многие верующие: к ним обращается Дух Святой, по слову Которого Варнава и Савл или Павел отправляются в миссионерское путешествие. Наш рационалистический и пытливый ум сразу задаётся вопросом: в какой форме было совершено это обращение? Услышали ли они голос? Или один из них пророчествовал? Однако для понимания духовного смысла текста это совсем неважно... Гораздо важнее, что они совместно молились и постились, что сделало их доступными для действия Духа Святого. Ведь именно совместная молитва как пространство отречения от своего и обращения к Божьему, а также пост как внутренняя собранность и уход от суеты, позволяют им стать восприимчивыми к Божией вести и не только идти на проповедь, но и противодействовать злу. Вместе с апостолами и сегодня всякий, кто стремится стать восприимчивым к голосу Духа Святого, призван хотя бы на время по возможности отвращаться от бесконечной суеты, в которой мы пребываем, и обращаться к Богу с сердечной молитвой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов