
Екатерина Каштанова
История эта случилась со мной много лет назад. Тогда я работала в паломнической службе епархии одного из регионов. Занималась рекламой и продвижением поездок, проводила экскурсии. В какой-то момент в организации начались структурные изменения. У меня не сложились отношения с новым начальством. Мои новые идеи отвергались, давно сданные отчеты почему-то терялись, поездки по делам нашей организации воспринимались как прогулы, экскурсии, которые я организовывала, срывались.
В общем, положение моё стало совсем некомфортным. Но одна важная поездка, которую я готовила, все же состоялась. Я повезла группу в красивый и духовно богатый Задонский мужской монастырь. Приехали, помолились на службе. Группа постепенно стягивалась на площадь перед храмом, откуда мы должны были идти на экскурсию.
И вдруг ко мне подходит слегка неопрятный пожилой мужчина. Протягивает ладонь с бумажными и металлическими деньгами, спрашивает:
— Тут на чай мне хватит?
Пересчитала. Нехитрого богатства незнакомца хватало на несколько стаканов чая.
— Пойдём со мной пить чай? — предложил мне дедушка.
Я оказалась в неловкой ситуации. Опыт подсказывал, что в монастыре, на святом месте не стоит отказываться от ситуаций, которые создает Господь. Но у меня группа. И я отвечаю за людей. Слава Богу, один из наших паломников взялся меня подменить.
И мы с загадочным дедушкой пошли в трапезную.
— А Симеон, проходи. Тебе, как обычно, чаю? — спросила продавщица.
И я подумала: «Ага, в монастыре его знают. Значит можно этому Симеону доверять». Он не спросил моего имени. Нам налили две чашки чая. Мы устроились за столиком у окна. И дедушка стал рассказывать:
— Знаешь, как нелегко мне живётся в монастыре? Монахиня-то, у которой я послушаюсь часто ругает, а бывает обзывает и гоняет. А я что? Мне приходится терпеть, смиряться перед её волей, прощать, да и обязательно молиться за неё. Особенно когда монахиня эта не права.
Сначала не понимала, зачем он мне все это говорит. В голове крутился вопрос — почему я?
А дедушка все говорил. Про то, как что не предложит, все отвергается, про то, что не видят его сделанной работы...
И тут я стала догадываться: все, о чем он рассказывал, относится именно ко мне! Начала жадно вслушиваться в каждое его слово как в наставление, как ответ на мои вопросы.
— Ну, Екатерина, чтоб тебя никто не унижал, не обижал, а уважал. Все, иди — закончил свой монолог дедушка.
Не знаю от чего больше я обомлела в тот момент. То ли от зарифмованного совета как от преподобного Амвросия Оптинского, то ли от точного попадания в суть моей проблемы. Помню, у меня покатились слезы. Я сидела, думая об услышанном, молча пила свой горячий чай и плакала.
— Ну все, — повторил Симеон уже строже, — иди.
Мне хотелось ещё посидеть с ним, задать вопросы. Но дедушка отвернулся от меня к окну и больше не сказал ни слова. Как будто закончился поток мыслей. Которые ему было дано мне передать.
Я встала и медленно — медленно пошла по монастырю к своей группе. Разум пытался уложить в голове только что случившееся. Из поучений святителя Тихона Задонского знаю, что Господь на земле действует через людей. Должно быть Симеон оказался именно таким человеком для меня. Не случайно, в переводе с еврейского это имя значит «услышанный Богом».
Вернулась я из этой поездки уже другой. Покаялась и теперь по — новому смотрела на происходящее. По мере сил исполняла полученные советы: где-то смирялась, понимая зачем все это, где-то терпела и, конечно, старалась молится за ближних. В ответ на мои усилия стала меняться ситуация вокруг. Через несколько месяцев Господь так устроил, что я возглавила нашу паломническую службу. И все эти уроки оказались так важны мне уже как руководителю в отношениях с подчиненными.
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер