«Папа, дай сто рублей!»
«А тебе зачем?» — спрашивает отец.
«Я погулять хочу!»
«Хм, а вот мне интересно. Как ты думаешь, сто рублей — это много или мало?»
«Мало. Очень мало. На карманные расходы. Ты же мне регулярно даешь!» — изумляясь самой постановке вопроса, отвечает пятиклассник. «На это даже не поесть нормально: только чего-нибудь глотнуть да куснуть!»
«А если посмотреть с другой стороны? Нет, я не о том, как быстро сможешь ты их заработать. Я о другом. Вот как ты думаешь, можно ли эту сотню превратить в живое тепло?»
Ребёнок подозрительно посмотрел на отца. «Пап, ты чего? Я у тебя просто сотку попросил!»
«А вот ты знаешь, что такое — «подвешенный кофе»?
«Нет. А разве можно кофе — „подвесить“? Разве не прольётся?»
«В Италии, точнее, в Неаполе, есть такая традиция: когда человек приходит попить кофе, он может заказать ещё одну чашечку кофе „подвесить“. То есть он оплачивает две — но выпивает одну. А на специальном месте вывешивается листочек с изображение чашки кофе — так, чтобы было видно с улицы. И когда мимо идёт человек малоимущий, да кто угодно — и хочет бесплатно выпить чашечку ароматного кофе, он заходит и просит „подвешенный кофе“. И его обслуживают — за счет того, кто эту чашку „подвесил“. А листочек снимают».
Сынишка слушает вполуха — и вдруг задаёт вопрос.
«Папа, а если человек кофе не пьёт? Что он может „подвесить“?»
«Да, это вопрос... Я видел, что в некоторых продуктовых магазинах и аптеках стали появляться специальные корзины, куда можно положить что-то для нуждающихся. Так что, если хочешь, можешь что-то купить и туда положить! Мне будет очень приятно, что мой сын растёт добрым и щедрым!»
Глаза у ребёнка неожиданно загорелись.
«Папка, так это же так классно! Я тоже хочу что-то такое сделать! Молодцы итальянцы, что придумали „подвешивать“! Всё, решено. Давай мне триста рублей — и пойду сделаю что-нибудь хорошее!»...
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема