У меня есть подруга, с которой мы познакомились и сдружились в паломнических поездках от воскресной школы. Часто сидели на соседних местах в автобусах. Много беседовали о вопросах веры. Через некоторое время стали паломничать уже вдвоем. Самостоятельно выстраивая маршруты наших путешествий: сначала посещали святыни Москвы, потом были Муром, Владимир, Кострома, Екатеринбург, Святая Земля...
Мы не часто общаемся, но всегда в курсе того, какие основные события происходят в жизни друг друга. Не звоним и не встречаемся, чтобы просто поболтать, но если происходит что-либо важное, то сразу сообщаем: «У моей дочери операция» или «Я работу меняю» и так далее, и так далее. И всегда просьба: «Помолись». Или делимся радостью: «У нас первая служба в новом храме!», «Знаешь, какую святыню в Москву привезли! Поедем?»
Что нас объединило? Разница в возрасте больше десяти лет и сферы деятельности сильно отличаются. Я думаю то, что мы встретились, когда обе шли к Богу. Как у аввы Дорофея сказано: «Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».
Столько вместе пережито и пройдено. Сколько обсуждений богословской литературы и бесед о вере. Это общий духовный опыт. Когда я стояла в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, мне не верилось, что Господь допустил меня до такого святого места. Переполняли чувства, которые я не в состоянии была передать словами, но только повернулась к подруге и поняла, что она знает, что со мной происходит.
Вы скажете: «Что особенного? Для этого подруги и нужны». Но общение с ней — пример для меня, как надо относиться к ближним. Мы обе очень эмоциональны. Иногда при взаимодействии с людьми мне надо прикладывать усилия, чтобы смириться и перетерпеть, не показать раздражение.
Но с подругой не так. Я спокойно отношусь к ее, порой, бурным эмоциям. Когда я это заметила, начала как бы наблюдать за собой и поняла, что меня самые разные проявления ее характера абсолютно не напрягают. Помолчу, подожду. Она повернется и скажет: «Как ты меня терпишь?». Посмеемся и всё.
Как я желала бы всегда чувствовать себя так и с посторонними людьми. Выслушать, не возмущаться, не раздражаться. Я стараюсь, слежу за собой, но пока не всегда получается. А с подругой — с Божией помощью. Да и она на мои возражения часто спокойно отвечает: «Давай так, как ты настаиваешь и сделаем». И я уже не знаю, а надо ли так, как я хочу?
Мне кажется, что именно совместная молитва, пост, обсуждение духовных вопросов нашей жизни приводят к тому, что мы не можем допустить между собой разлада. Мы вместе шли и идем к Богу. А на пути к Богу всё наполнено любовью. Ведь, как сказал Спаситель, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
Брань с привычкой. Алёна Боголюбова
В «Оптину пустынь» — за опытом, — есть такое расхожее выражение. Я проверила его на себе и вот какое мнение на этот счёт у меня сложилось: трудничество в монастыре — это прекрасный и наиболее действенный способ избавиться от вредных привычек, и приобрести привычки полезные.
В обители моим послушанием стало мытьё посуды после братской трапезы. А всё свободное время я тратила на что-то душеполезное: читала, гуляла в тихом и красивом лесу, где много святых источников, ходила на службы и молилась рядом с монахами. При этом, тебя обеспечивают вполне приличным жильём и кормят монастырской едой из экологически чистых продуктов. Но главное, что в Оптиной у меня получилось посмотреть в себя и обнаружить то, что мне мешает. Гаджеты! Для меня смартфон — уже не просто необходимый атрибут, а привычка. И только в монастыре я поняла, чего она меня лишает.
Однажды, попытка подзарядить телефон на кухне с гигантскими электроплитами, на которых готовят еду для всей братии, окончилась мгновенной смертью моего смартфона. Я сама виновата — решила вставить устройство в розетку, над которой была четкое предупреждение: «Использовать только для оборудования братской трапезы!». В общем, скачок в напряжении не оставил шансов моему гаджету. Расстройство длилось примерно три секунды, после чего я неожиданно для самой себя произнесла: «Ну, и слава Богу!». Я почему-то обрадовалась, увидев в этом знак.
Первые два дня, а точнее два вечера, мне сильно не хватало моего смартфона, ощущалась какая-то пустота, даже уснуть было трудно. Хотя действительно важные вопросы были решены: мужу и детям я позвонила с чужого телефона — убедилась, что они в порядке, и мы договорились созваниваться каждый вечер. На работе тоже все было спокойно, то есть мир меня отпустил. А вот отпустила ли мир я?.. Выходило, что нет. Но именно благодаря особой атмосфере монастыря мой мозг стал освобождаться от информационных перегрузок. Это очень явно чувствовалось по утрам, когда я просыпалась на ранний братский молебен, а на душе были мир и тишина. На третий день я почувствовала, как мое настроение улучшилось, появилась бодрость.
В беседе с одним из оптинских иеромонахов я упомянула о своем — в кавычках — «подвиге» и оказалось, что это обычное дело. Да, батюшка так и сказал:
— Это классика. Любая аскеза высвобождает энергию. Главное перенаправить её во что-то полезное.
Теперь вместо просмотра ленты и переписки, я читаю жития святых, делаю зарядку, учу стихи, занимаюсь каллиграфией и так далее.
Понятно, что выигранный бой, это еще не выигранная война — враг просто так не отступит, но я теперь точно знаю, с кем имею дело и что на кону. 20-30 минут ежевечернего пролистывания ленты и просмотра развлекательных видео — это неделя чистого времени за год. То есть 7 суток в году я просто выбрасывала. Не знаю, случайно ли, но в самый нужный момент мне на глаза попалась цитата одного из оптинских старцев — преподобного Никона, который говорил так:
— Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага — диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей.
Да, как же всё-таки это промыслительно: только освободившись от привычки, я увидела, кто мне помог её сформировать.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
24 декабря. Об укреплении веры апостолов Господом нашим Иисусом Христом

В 8-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
Об укреплении веры апостолов Господом нашим Иисусом Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
24 декабря. О важности духовного роста христиан
В 5-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Для вас нужно молоко, а не твёрдая пища».
О важности духовного роста христиан — протоиерей Максим Первозванский.
Все выпуски программы Актуальная тема











