У нас в гостях был настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское протоиерей Игорь Гагарин.
В начале масленицы, за неделю до Великого поста мы говорили о том, как правильно подготовиться и войти в пост и в чем его духовный смысл для человека.
Ведущий: Александр Ананьев
А. Ананьев
— Добрый вечер, дорогие друзья. Вы слушаете радио «Вера», светлое радио. В студии я, Александр Ананьев. И я в очередной раз выступаю в роли неофита. Напомню, крестился я относительно недавно, и вопросов у человека, делающего первые шаги в храме, очень много, а особенно накануне Великого поста. Сегодня мы говорим о Великом посте с протоиереем Игорем Гагариным, настоятелем храма святого Иоанна Предтечи в селе Ивановское Московской области. Добрый вечер, отец Игорь.
Прот. Игорь Гагарин
— Добрый вечер.
А. Ананьев
— У меня сразу вопрос: я всегда путаюсь — мы будем говорить о посте́ или о по́сте?
Прот. Игорь Гагарин
— О посте́.
А. Ананьев
— Правильно — о посте́. Итак, сегодня 4 марта, понедельник, началась масленичная неделя, ровно 7 дней осталось до Великого поста. Я чувствую какую-то большую ответственность в том, чтобы правильно подготовиться к Великому посту. А что значит — правильно подготовиться?
Прот. Игорь Гагарин
— Церковь, вообще-то, об этом позаботилась — о том, чтобы мы правильно подготовились. Потому что уже за 3 недели, а можно даже сказать за 4 недели начинается эта подготовка, эти подготовительные недели перед Великим постом. И о них, конечно, надо сейчас сказать несколько слов. Но можно я немного отвлекусь от вопроса, напрямую который вы задали, и просто хочу немного вернуться к теме нашей передачи — вопросы неофита. Потому что то, о чем мы будем говорить, для меня это очень-очень личное — я ведь тоже был когда-то неофитом, я не с детства был крещен. И мое неофитство, самое начало моего неофитства совпало с началом Великого поста. И я помню очень хорошо, какую в моей жизни, в жизни неофита, сыграл мой первый Великий пост — он был самый прекрасный из всех Великих постов, которые были. Накануне поста я долго никак не мог решиться исповедаться, и даже не до конца понимал, насколько я верующий. Я, скорее, хотел верить — уже понимал, что здорово быть верующим, но сказать, положа руку на сердце: да, я тот, который всем сердцем уверен в истинности того, о чем говорит Православная Церковь, еще не было. И я помню, что пришел на первую исповедь как раз в канун Великого поста, я даже и не знал, что пост скоро начнется. Это была первая исповедь. И первое, что я сказал священнику: «Первое, в чем я каюсь — это в том, что я, в общем-то, и не уверен, что я верующий человек, но хотел бы больше узнать — я очень мало знаю о вере». Батюшка оказался очень замечательный, он мне сказал: «Сейчас начинается Великий пост, вот вы попробуйте попоститься по всем правилам церковным. Ну, и вот посмотри́те, что при этом будет происходить в вашей душе». И я могу сказать, что когда я вступил в пост, я еще был непонятно насколько верующим, но к Пасхе уже, выходя из поста, я был абсолютно убежден в том, что истина во всей своей полноте, красоте и глубине обитает в Православной Церкви. Поэтому я всем неофитам — думаю, что вашу передачу слушают очень многие люди, которые делают первые шаги — я желаю не упустить этого времени. По своему опыту скажу, что это прекраснейшая возможность действительно всем сердцем ощутить красоту и глубину Православия.
А. Ананьев
— «Весной души» его еще называют.
Прот. Игорь Гагарин
— Да, весна — действительно, весна. Что такое весна? Мы с вами знаем, что всё живое должно расти. Но оно не может все время расти. Мы знаем, что в природе осенью, зимой всё как бы замирает — оно не умирает, но оно останавливается в своем росте. И сейчас только-только начинается весна. Кстати, очень здорово, что у нас Великий пост в России совпадает с весной. Он в большинстве стран совпадает, но нигде, наверное, так весна не ощущается, такой ее контраст по сравнению с летом. Начинается пост — еще почти зима, а заканчивается уже почти летом. То есть на глазах во время поста происходит преображение природы — и как это созвучно тому, что должно происходить в человеческой душе.
А. Ананьев
— То есть для вас весна начинается не 1 марта, она начинается с первым днем Великого поста и заканчивается Пасхой.
Прот. Игорь Гагарин
— Ну, я буду считать, что 1 марта тоже весна началась. Но тем не менее понятно, что это «весна души», да. Мы начали с вами, я хочу вернуться к тому вопросу, который вы задали...
А. Ананьев
— Подождите, я вас перебью. Возвращаясь к вашему первому посту: для меня, как для неофита, это очень важный вопрос. А неужели вот всё сразу получилось с первого раза? С какими трудностями вы столкнулись в этом первом посте?
Прот. Игорь Гагарин
— Вы знаете, существуют как бы два подхода, мне не раз приходилось их слышать. Один подход — когда предлагают не сразу брать на себя всё, а постепенно. Первый год, допустим, отказываться только от мяса. На второй год еще там что-то — постепенно входить. А другой подход, когда наоборот: чем строже начать, тем лучше. Вот у меня был именно второй подход. Как раз первый мой пост был, наверное, самим строгим постом. После этого я, может быть, гораздо мягче к себе подходил. Это было очень здорово — потому что такое ликование в душе, ощущение победы. Понимание того, что можно жить совсем по-другому — как много в жизни прекрасного и радостного можно разглядеть, когда уберешь из жизни то, что воспринималось тоже как что-то сладкое, прекрасное и радостное. Но понимаешь, насколько это всё тускло и не главное в жизни — вкусно поесть и какие-то развлечения, всё то, от чего мы отказываемся постом. Какая радость приходит, когда ты ощущаешь царственную свободу от всего этого.
А. Ананьев
— Отец Игорь, я смотрю на вас, слушаю вас и радуюсь вместе с вами. И удивляюсь: неужели не было каких-то трудностей, какой-то, может быть, усталости, отчаяния, какого-то изнеможения духовного, физического?
Прот. Игорь Гагарин
— Вы знаете, я скажу, что это мой личный опыт. Вот как тогда, так, наверное... Ну, я священником уже, наверное, почти 27 лет, крестился я за несколько лет до этого, — не то что усталость, а скорее, наоборот, к концу поста ощущение: вот так надо и все время жить. Сейчас мысль такая бывает: сейчас Пасха, конечно, разговеюсь, как положено. А потом опять — максимально приблизить, потому что совсем другими глазами смотришь на мир, совсем по-другому дышишь. К сожалению, так не получается никогда. Как разговеешься в Пасху, так потом и до Великого поста не удается взять себя в жесткие рукавицы. А это надо делать иногда, потому что человеку время от времени надо быть достаточно жестким и беспощадным к себе.
А. Ананьев
— Я не знаю, как для остальных слушателей радио «Вера», но вот для меня вы сейчас нарисовали такой пункт, в направлении которого я должен двигаться и на который должен ориентироваться. Такой очень хороший, очень человечный ориентир. Спасибо вам большое уже за это, для меня это очень важно.
Прот. Игорь Гагарин
— Спасибо вам за прекрасные вопросы, которые дают мне возможность поговорить о том, что для меня так дорого. Действительно, наверное, именно во время поста особенно человек может понять, что есть Православие, что есть православная вера — именно почувствовать это, ощутить вкус Православия. А вы начали, я вернусь, с подготовки, что очень важно. Вы знаете, на мой взгляд, есть два типа людей, которые собираются соблюдать пост, они в лоне Церкви — и те и другие. Есть те, которые: «Ох, опять этот пост, ну что ж такое?» То есть они понимают, что такова дисциплина, это люди законопослушные, они понимают, что не положено чего-то вкушать — как же я это переживу? А есть люди, которые чуть ли не с вожделением: "Ну наконец-то, скорее бы! Как это всё надоело«,— особенно масленичная неделя, не побоюсь этого слова, обжорство блинами и всем прочим. Хотя я понимаю, что совсем не обязательно это делать, но у многих не получается этого не делать. Мне думается, что из всех радостей, которые вообще человек в жизни может испытывать, радость победы — это, наверное, самая сильная, во всяком случае, одна из самых сильных радостей, которую человек может переживать. Радость победы — любой победы: спортивная победа, военная... Когда мы видим, что кто-то победил: мы сделали это, мы победили, мы достигли этого, мы преодолели — это очень радостное чувство. Но победа победе рознь. И я убежден, что самая сладкая, самая прекрасная победа — это победа над самим собой, над своими какими-то немощами, над своими слабостями, над своими пороками. И пост дает возможность многократно радость этой победы переживать. Это очень радостно.
И вот вы знаете, подготовка к посту очень правильно нас на это настраивает. Потому что Неделя о мытаре и фарисее, которая была первая — вот человек, всё у него было в порядке, строгое следование посту в той форме, в какой он был в ветхозаветной Церкви, у этого человека было в числе его достоинств, бессомненных достоинств. И десятую часть отдавал того, что имеет, всё было прекрасно. Но, вот мы знаем все: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как прочие человецы». С одной стороны, человек радуется — в общем-то, законная радость. Знаете, ко мне иногда люди приходят на исповедь и говорят: «Батюшка, вот какой-то я, гордыня у меня присутствует — потому что сделаю что-нибудь хорошее, и радуюсь. Сделаю — и радуюсь». А я говорю: «Так здорово, и надо радоваться. А почему не надо радоваться, если сделали что-то хорошее?» Может быть, это единственная самая лучшая радость, когда мы сделали что-то хорошее. И человек говорит: «Ну как же! Ведь мы же сразу начинаем гордиться. А как этого не делать?» И отвечаешь: «А вы благодарите Бога. Благодарите Бога — и тогда ваша радость не перейдет в гордыню». Когда мы осознаем, что не потому я сделал, что я такой хороший, а потому, что Господь дал мне это — дал силы, дал какое-то вдохновение это делать. Я говорю: «Благодарите».
А вот как раз о мытаре и фарисее этот вопрос: а ведь фарисей-то как раз и благодарил — в этом отношении он поступал прямо по инструкции. Ему и в голову не приходило считать, что это он, он говорил: «Благодарю Тебя, Господи, что я...» И дальше, «что я не такой, как прочие человецы» и так далее. Вот всё правильно. Но он начал себя с сравнивать с другими — сначала просто с другими: прелюбодеями, хищниками и так далее, а потом уже конкретно — указывает на человека. И так очень замечательно, что Церковь еще в преддверии поста предостерегает вот от этого. Вот я только что говорил об этой победе, об этих победах, которые нас ожидают во время поста — радости победы. Но победа над искушениями, как говорил отец Александр Ельчанинов: «Что делает нас духовно сильными? Преодоленное искушение». А тут ты постоянно преодолеваешь искушение. И вот тут-то опасность есть — что я могу преодолеть все самые трудные плотские какие-то искушения, но при этом, по мере того, как я их буду преодолевать, во мне начнет возрастать искушение сравнить себя. Потому что рядом со мной всегда будет куча людей, которые не постятся, или, начав поститься, соскочили с поста, не смогли, не выдержали. И вот тут в сердце своем немножко превознестись: сравнить себя с ними — вот если это искушение не смог в себе победить, то всё насмарку, весь пост. Вот так говорит нам эта первая подготовительная неделя — не гордись, не задирай носа. Вторая неделя, которая как раз только что закончилась — у нас Неделя о блудном сыне. Про эту неделю я долго говорить не буду, потому что о ней можно говорить бесконечно. Я скажу только одно: эта неделя нам напоминает о том, какая радость бывает на Небесах о каждом грешнике и какая радость ожидает не только тебя. Потому что твоя радость, которую ты испытываешь вовремя поста, когда тебе удается его соблюдать — это лишь слабое отражение той радости, которая на Небесах о каждой душе, которая стремится к совершенству, стремится к Богу. И, кстати, я хочу напомнить, что когда пост закончится, когда наступит Светлое Христово Воскресение, мы читаем Огласительное слово Иоанна Златоуста на службе. И там как раз празднование Пасхи сравнивается с тем пиром, который устроил отец, встречая своего сына. То есть в какой-то степени время Великого поста — это время блудного сына домой. А Пасха — это уже будет пир. И, наконец, масленичная неделя, которая сейчас у нас началась.
А. Ананьев
— Как сказал один мой хороший друг: если бы мне пришлось рассказывать человеку, абсолютно несведущему ничего в Православии, о том, что такое Православие, я бы рассказал ему притчу о блудном сыне, потому что в ней действительно есть всё, что очень важно в Православии.
А. Ананьев
— Вы слушаете «Светлый вечер», меня зовут Александр Ананьев. Мы продолжаем говорить о подготовке к Великому посту и о самом Великом посте с протоиереем Игорем Гагариным, настоятелем храма святого Иоанна Предтечи в селе Ивановское Московской области. Вот мы сейчас коротко поговорили о Великом посте. Вот за эту неделю, которая началась, что обязательно нужно осознать, понять, почувствовать и сделать?
Прот. Игорь Гагарин
— Сейчас у нас началась так называемая масленичная неделя или Сырная седмица, как ее еще называют.
А. Ананьев
— Мясопустная еще.
Прот. Игорь Гагарин
— Да. То есть в какой-то степени пост уже начался, в какой-то степени мы уже отказались от мяса. Есть люди, которые этого и не заметят — много других вкусных вещей. Но есть люди, для которых это уже ущемление себя. Мы уже вплотную подходим к посту — уже в среду и в пятницу в церкви не служится Литургия на этой седмице, а служится практически великопостная служба с молитвой Ефрема Сирина, которая будет потом звучать в течение уже всего Великого поста. И, конечно, мы... Давайте вспомним, с чего началась эта седмица — вчера была Неделя о Страшному суде. И нам напомнила Церковь о том, что все мы предстанем на Суд Божий Страшный — не потому, что нас будут как-то жестоко судить, а потому что ничего не утаишь, всё будет по-настоящему, всё тайное станет явным. Но очень важно, чтобы мы не просто знали, что будет Суд, а чтобы мы знали еще, что будет главным на этом Суде, о чем нас в первую очередь будут спрашивать. Вот я одну опасность поста назвал — это когда мы можем возгордиться над теми, кто не постится. Но есть еще другая опасность — когда человек вообще в духовной жизни ищет каких-то высоких переживаний, каких-то восторгов, какой-то эйфории. И это часто бывает: «Благодать какая пришла! Мне так хорошо, светло — вот помолился я, и печаль с души ушла и мир в душе». Как сказал один замечательный священник, по-моему, это отец Александр Мень, я у него это читал: если вот так вот подходить к нашей духовной жизни, то религия действительно опиум для народа, если мы будем искать этого состояния. Потому что все-таки по-настоящему ценна в глазах Божьих деятельная любовь — не просто любовь как переживание, а именно деятельная любовь: любовь, которая выражается в добрых делах, в делах милосердия. И если пост не подвигает нас к этому, а только радость, что удалось мне первое, второе и третье, как хорошо молиться... А если я не стал добрее, если у меня нету того, что должно быть у каждого любящего человека: сострадания, сопереживания, готовности помочь, поддержать человека. То есть всё то, о чем Неделя о Страшном суде говорит: «Я был голоден, но накормили Меня, жаждал и вы напоили Меня, в темнице был и вы пришли ко Мне, в больнице был и посетили Меня, наг был и одели Меня». И когда люди смотрят с удивлением и говорят: «Где же это такое могло быть, мы Тебя никогда в жизни не встречали?» — «Нет, вот как вы это сделали одному из малых сих, — то есть, как вы это сделали человеку, который в этом нуждался, — вы сделали это Мне». Это так важно перед началом поста об этом тоже напомнить, — что прекрасно, конечно, когда мир в душе и радость, и тепло, но если это не выразится в милосердии, в добрых делах, то всё это впустую, это будет «опиум для народа».
А. Ананьев
— Видимо, я громко думаю, потому что это было одним из моих сильнейших переживаний, по крайней мере, во время Великого поста в прошлом году. Знаете, у японских туристов есть такая штука, которая называется «парижский синдром». Наверняка вы слышали об этом. Нет? Это удивительный такой эффект. Они так много посмотрели фильмов о Париже, они так много читали о Париже, они так сильно представляли себе Париж, что когда они приезжают в Париж и видят Париж такой, какой он есть — со всеми своими несовершенствами, с этими урнами, с этими стенами, — их постигает жесточайшее разочарование вплоть до депрессии с какими-то физическими последствиями. И врачи придумали этому название «парижский синдром». Вот у меня было что-то такое же, потому что я ждал ту самую эйфорию, о которой рассказывали вы, во время прошлого Великого поста — ждал какого-то откровения, каких-то ярких эмоциональных переживаний. Но оказывается, что я просто не сделал того, что должен был сделать. Не надо ждать вот этих вот ярких приходов какого-то света со стороны, правильно?
Прот. Игорь Гагарин
— Да. Знаете, может быть, я даже сейчас немножечко отклонюсь. Мне кажется, на одной из передач я об этом уже говорил. Но это действительно такое правило — что вообще никогда не надо ничего ждать от Бога. То есть этим ожиданием мы как бы навязываем Богу, что... И как раз то, что Бог тебе даст, скорее всего, будет меньше всего похоже на то, чего ты от Него в данный момент ожидал. Но при этом будет ясно, что это от Него. Я рассказывал случай — кстати, как раз в конце Великого поста это было — это было, наверное, второе мое причастие. Первый раз я причастился в начале поста, а во второй раз в Великий Четверг уже совсем перед Пасхой. И я стоял, я весь пост постился, я так ожидал, с одной стороны, что вот сейчас я подойду, причащусь, и наверное, какое-то будет просветление, сияние, какая-то радость...
А. Ананьев
— Благодать.
Прот. Игорь Гагарин
— Ну, одно из проявлений благодати, как мы это ожидаем. Хотя, конечно, она многообразна. И вот мне казалось, что это произойдет. А при этом я был скептик достаточно в большой степени — другой голосок во мне говорил: ну и что произойдет? Это совсем не обязательно благодать. Это может быть очень психологически, потому что столько недель недоедал, недосыпал, накручивал себя, самовнушение — это огромная сила, можно так себя распалить: и слезы будут и всё, и даже стигматы могут появиться. И во мне тоже говорило: может быть, если я даже переживу какое-то эйфорически прекрасное чувство, то это совершенно не будет свидетельствовать о том, что Господь меня посетил. Любой психолог скажет: всё понятно, это самовнушение. И я подошел, причастился. И ничего не испытал, вот абсолютно. И я, честно говоря, в душе был рад, я подумал: и слава Богу, а то я сейчас бы... Я не хочу сказать, что ничего не испытал, конечно, было хорошо, причастился. Но никаких неземных восторгов, ничего не было.
Но в этот же день, спустя несколько часов, я встретил одного человека, которого я очень недолюбливал, который мне был очень неприятен. И я услышал его голос, и вдруг почувствовал в сердце такую к нему нежную любовь и желание сказать ему что-то хорошее, такую радость, что я его вижу. А я уже забыл — причастился-то я утром, а это была вторая половина дня. Но для меня это было абсолютно неожиданно — откуда во мне любовь к этому человеку, которого в лучшем случае удавалось только терпеть и не более того, избегать с ним встреч. И было настолько сильное чувство, и настолько неожиданное, что я... И потом я вспомнил: «Я же причастился сегодня». Так вот что мне Господь дал, и это гораздо ценнее: любовь к тому, кого ты сам не можешь любить. Потому что, на самом деле, есть любовь естественная, она и у животных: собака любит своего хозяина так, что глотку за него перегрызет кому угодно. Есть любовь естественная, природная. И есть любовь благодатная, любовь свыше. Когда Господь говорит: «Любите врагов ваших...» Но это же неестественно. Да, это неестественно, невозможно, я не смогу этого делать. Но если вдруг в сердце такая любовь появится, это уж точно, что это не мое, что это пришло свыше. И вот я думаю, что так же и в посте: не ждать, а понимать, что ты делай то, что ты должен делать в ту меру, в какую ты можешь это делать. И Господь обязательно, может быть, совсем не сразу и не так очевидно, но что-то пошлет тебе такое, что будет очень ценно для твоей души.
А. Ананьев
— Отец Игорь, я вас заранее приглашаю еще раз в эту светлую студию, мне очень хочется поговорить с вами подробнее о благодати, потому что вопросов по поводу нее у меня очень много. А через минуту мы продолжим говорить о том, что мы должны делать в Великом посте и что в наших силах. И как найти между этим какой-то баланс.
А. Ананьев
— Вы слушаете светлое радио, меня зовут Александр Ананьев. Это «Светлый вечер», я продолжаю задавать вопросы неофита о Великом посте протоиерею Игорю Гагарину, настоятелю храма святого Иоанна Предтечи в селе Ивановское Московской области. Человек, который буквально лучится радостью за 7 дней до Великого поста. Это огромное счастье видеть вас в светлой студии. Давайте поговорим о том, что мы должны делать. В частности, у меня, как у неофита, я правда многого не понимаю. А то, что мне кажется, что я понимаю, на самом деле, копни поглубже — не понимаю. Мы сейчас свалимся в абсолютно какие-то простые вопросы. Во время Великого поста мы не должны есть мясо, яйца, молоко. Ну, не должны и не должны — мясо, яйца, молоко, казалось бы, просто. А почему? Вот у меня вопрос: а чем провинились яйца, мясо, молоко? Почему продукты животного происхождения, от них надо отказаться на время Великого поста?
Прот. Игорь Гагарин
— Очень интересно то, что на этот вопрос даже нет одинакового ответа. Мне приходилось слышать, с одной стороны, мнение близкое к вегетарианскому такому отношению, что поскольку мясо животных...
А. Ананьев
— Из милосердия?
Прот. Игорь Гагарин
— Да. Поскольку мы живем убийством, то тут хотя бы несколько недель пожить так, чтобы для моего пропитания не понадобилось никого убивать. Но эта точка зрения далеко не всеми поддерживается. И скорее, все-таки ближе другая точка зрения, что, во-первых, это питательная пища — понятно, что животная пища достаточно питательная, а во-вторых, потому что от нее труднее отказаться людям. Люди привыкли, что в их рацион входила та самая пища животного происхождения. И многие говорят: «Я не могу без мяса, я не могу без молока». Но я думаю, что это пища, которая... Я в пище не специалист, но я просто могу по себе сказать — я с большим удовольствием, когда нет поста, ем все эти вещи. И, в общем-то, во время поста о них в какой-то степени скучаю. Хотя я понимаю, что обретаю гораздо большее. Но это питательная сытная пища, отягощающая во многом человека. Потому что если одной из важнейших задач поста, в том числе является и молитва, общение с Богом, то, как говорят, сытое брюхо к учению глухо — а к молитве оно еще более не расположено, может быть.
А. Ананьев
— Размышляя о природе этого отказа, я предположил, что это может быть как-то связано с каким-то особым отношением к крови животных. Нет такого?
Прот. Игорь Гагарин
— Я думаю, что нет. Может быть, я просто не знаю про это. Но я никогда не слышал об этом, тем более что мы же отказываемся и от молока, и от яиц. Ну, и в общем-то, Великим постом и от рыбы, что значительно отягощает. Потому что Рождественским постом рыбу во многие дни едят, и поста ты не почувствуешь.
А. Ананьев
— Лет сто назад с этим со всем было гораздо проще. Отказался от мяса, от рыбы, от молока, от яиц, и понятно, что у тебя осталось: у тебя остался хлеб, какая-то каша, капуста — довольно скудный рацион. И тогда не было оливкового масла, не было мидий, не было всего того, что легко может заменить то, от чего мы отказались. Но в разговоре с одним из священников я уяснил одну очень важную для себя вещь. Один из смыслов, не главный, ограничения себя в еде во время Великого поста — это переход с более дорогой пищи на более дешевую. Чтобы те деньги, которые у тебя остались сэкономленными от покупки более дорогой пищи, ты направил на помощь нуждающимся — тем, кто нуждается в этих деньгах. Есть такой момент?
Прот. Игорь Гагарин
— Я такого не слышал, такого не слышал. Но вы знаете, я бы еще с вами немножко и поспорил бы насчет того, что сто лет. Если мы откроем «Лето Господне» Шмелева и почитаем, как постились тогда — что на рынках продавали во время поста, тем более постились все почти, но конечно, не все. Но, тем не менее, гораздо больше людей постилось, основная масса населения все-таки в той или иной мере пост соблюдала. Это всё учитывалось на рынках и так далее. Поэтому иногда читаешь у Шмелева, как они постились, и думаешь: о, на таком-то посте можно. А что касается цены — да я не знаю. Дело в том, что здесь вообще очень скользкий такой, трудный вопрос. Потому что, с одной стороны, нам как бы говорят, что нужно исключить из пищи момент наслаждения. Две есть вещи: с одной стороны, она нас питает, а с другой стороны, она доставляет большое удовольствие. Чревоугодие оно из самых распространенных удовольствий, которое люди себе позволяют. А тут как бы — нет, этот момент чревоугодия убрать совершенно. Хотя, честно говоря, я думаю, что не так это просто всё. Я помню, как замечательно один батюшка знакомый, пожилой батюшка сказал, что когда несколько дней постишься строго, а потом разрешается по уставу с маслом, и кусок черного хлеба, политый подсолнечным маслом и с солью — да никакой торт, никакое пирожное!
А. Ананьев
— Новые источники удовольствия. У меня, собственно, тоже с этим вопрос связан. Я не большой любитель мяса, я не очень люблю сосиски, колбасу, всё остальное. Но я страсть как люблю, например, кофе и облепиховый морс, он у меня всегда в холодильнике стоит. Может быть, в этом смысле на время Великого поста стоит отказаться от кофе или от облепихового морса? Хотя ничего такого в канонах и нету в помине.
Прот. Игорь Гагарин
— Вы знаете, с одной стороны, есть Устав церковный, в котором всё прописано. Если всё строго по уставу соблюдать, то это очень сложно будет, очень сложно, потому что там многие дни сухоядение, без масла и так далее. Священники тоже ведь по-разному подходят. Есть у меня знакомый священник, который говорит: «Есть устав, надо всё по уставу». Но большинство все-таки понимает, что сейчас требовать от человека и даже от самого себя по уставу не стоит, потому что все эти уставы написаны для людей, которые в основном жили в монастырях. В монастыре всё гораздо проще: ты себе ничего не готовишь. Ты молишься, ты весь день на службе, приходишь в общую трапезную — тебе принесли, поставили перед тобой. Ты съел то, что поставили и ушел. А тут, когда ты работаешь, ты же можешь посвятить молитве столько времени, сколько посвящают ей в монастыре...
И поэтому здесь, я думаю, с этим вопросом насчет кофе и облепихового морса, и не только таких вещей, здесь, наверное, лучше переключиться в индивидуальную плоскость — и со своим духовником или со священником, у которого регулярно исповедуетесь, этот вопрос решить. Потому что, с одной стороны, я думаю, это хорошо и правильно было бы. Но с другой стороны, сказать, что это вот обязательно нужно сделать: вот то, что больше всего любишь, от этого откажись, — я не думаю, что это всегда нужно во всех случаях делать. Может быть, решить для себя, что в субботу и воскресенье будет у меня и кофе, и морс облепиховый. А в какие-то дни, которые построже, — чай без сахара.
Я думаю, что пост в наше время, к нему может быть очень творческий подход. Я должен видеть самую главную задачу. Что такое аскетика? Как раз мы говорим о православной аскетике. Какова цель всех этих упражнений? Это просто упражнения. А цель — воспитание силы духа и господства духа над плотью. Потому что, к сожалению, мы очень часто ведем себя не как люди духовные, а как плотские. Плоть очень часто требует от духа того... ну, командует, управляет им. И, наверное, замечательно, когда человек в той или иной ситуации проявляет силу духа и подчиняет духу плоть. И этот отказ от пищи, от кофе, у кого-то от чего-то другого, он тоже... Я же понимаю, что для меня самое главное — это не пройти эти несколько недель поста и сказать: «Ну всё. Галочку поставил, я всё выдержал, как положено». А мне главное — действительно что-то преодолеть в себе, развить в себе новые силы, в своей душе. И тут уже, может быть, даже совсем необязательно следовать формально предписаниям поста, а именно соотнести их со своей жизнью, со своими склонностями, со своими слабостями. У кого-то — не смотреть телевизор, социальные сети, куча вещей есть — зависимости, от которых человек зависит.
А. Ананьев
— Да как же это? — в XXI веке не входить с социальные сети? Я понимаю, о чем вы говорите. Я в прошлом году пытался в течение Великого поста не публиковать ничего в своих «Фейсбука (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)х». Не получилось — по работе пришлось. Из-за этого, кстати, страдал. Вот еще момент — не всегда удается выполнить те цели, которые ты ставишь перед собой, те или иные: может быть, выдержать пост полностью. Если ты оступаешься, как избежать вот этого разочарования, которое очень сильно подкашивает? Это же не перечеркивает ничего, ты же оступился.
Прот. Игорь Гагарин
— Первое, что я хочу пожелать всем, кто может оступиться во время поста, — ни в коем случае не считать это завершением поста. Потому что в той или иной мере очень многим, я могу сказать за свою жизнь в православной Церкви, что мне неоднократно приходилось что-то делать, но оказываться в таких ситуациях, где приходилось отступить от поста. И неоднократно приходилось встречать людей, которые — вот он не постится, говоришь ему: «А почему ты не?..» Он говорит: «Я, как соскочил на третьей неделе, и уже больше не могу». Вот это совершенно неправильно. Надо начинать заново — ничего страшного. Ну, нарушил ты в чем-то — в еде или еще в чем-то — со следующего дня начинай заново. И, может быть, в этом будет еще больше достоинства поста. Потому что еще неизвестно, что лучше: идти и не падать вообще или после каждого падения вставать. Дело в том, что вставать всегда труднее. Я думаю, что если оступился — вставай и иди дальше. И ничего страшного.
А. Ананьев
— Вы сейчас сказали очень важную вещь. Я тоже знаю очень многих, кто вот точно с такими же формулировками сообщал, что он прекратил поститься — соскочил. Это очень важно, то, что сейчас прозвучало. Вы уже отчасти ответили на вопрос, который я хочу задать сейчас, но не задать я его не могу. Я часто встречаю такое определение Великого поста и поста вообще... Кстати, мы должны еще поговорить о том, в чем разница между постом и Великим постом — у меня есть внутреннее ощущение, что она есть. Но так это или нет — мы выясним. Вот я слышал определение, что это время подвига. И когда я слышу это определение, у меня в голове сразу возникают ироничная цитата из любимого фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Я не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть». Так в чем суть подвига Великого поста? Кроме того, что, как вы сейчас сказали, ты должен побороть свои искушения и свое тело.
Прот. Игорь Гагарин
— Вы знаете, здесь нужно договориться о терминах — что такое подвиг? Потому что очень часто бывает, что в Церкви некоторым словам придается не совсем тот же смысл, который придается им вне Церкви. И вот к слову «подвиг» это относится в первую очередь. Вы знаете, вы вот эту ироническую цитату привели. А мне вспомнилась другая фраза, с которой в какой-то степени я связываю свое начало вхождения в Церковь. Это книга архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан», которой я бесконечно благодарен, что она заставила по-другому посмотреть. И там как раз, в начале этой книги, по-моему в предисловии, автор говорит, он задает вопрос: почему так мало людей, которые хотят быть христианами, почему далеко не все принимают жизнь по вере? И он произнес фразу, которая меня просто потрясла: потому что вера обязывает к подвигу. Вот эта фраза — вера обязывает к подвигу — сразу так всколыхнуло. Вот, оказывается. Я думал, что вера обязывает ходить, молиться, что-то еще делать, не делать нехороших вещей. А тут оказывается, что тебя к подвигу обязывает! Об этом надо узнать побольше.
А теперь, возвращаясь к слову «подвиг». Дело в том, что у подвига есть два значения. Одно связано с героизмом — какой-то героический поступок. А второе — как раз для православного сознания — он происходит не от героизма, а от подвижничества. Подвиг и подвижничество. Подвижник — это человек, который преодолевает себя, который идет против себя, который плывет против того течения, которое внутри нас всех несет очень часто совсем не туда, куда мы должны в конце концов прийти.
Вообще-то, подвиг присутствует в жизни христианина, наверное, ежедневно. Вот совсем недавно такое было — отрывок из апостола Павла, в нем говорились такие слова, которые меня задели очень сильно за сердце. Апостол Павел говорит, что в «последние времена люди будут более сластолюбцы, нежели боголюбцы». И вот сразу как-то так подумалось: сластолюбцы и боголюбцы. То есть не говорится, что они будут только сластолюбцы и только боголюбцы — нет, они будут и боголюбцы тоже, но сластолюбцы в большей степени. И вот думаешь сразу к себе: а вот я — кто? Да, я боголюбец, потому что я люблю Бога. Но надо задать вопрос: а все-таки, настолько я Его люблю, чтобы ради Бога отказаться от чего-то сладкого? Я как раз говорил на проповеди на Литургии, и мне было приятно сказать, что бывает по-разному. Сказать, наверное, про какого-то человека, что это только сластолюбец или боголюбец — нельзя.
Я в своей жизни могу вспомнить массу вещей, когда я вел себя гораздо больше как сластолюбец, чем как боголюбец. Но, слава Богу, что есть какие-то моменты, я вспоминаю, когда, да, когда мне пришлось отказаться. Когда человек встает на молитву, когда человек встает в воскресный день, может быть, в единственный день, когда он мог бы выспаться, ему очень сладко бы поспать эти несколько часов, но он встает, чтобы добраться до храма. Конечно, в этот момент он больше боголюбец, чем сластолюбец. Это, конечно, не только Великим постом. Я думаю, что именно во время Великого поста мы должны, насколько возможно, целиком быть больше боголюбцы, нежели сластолюбцы.
А. Ананьев
— Вот меня еще смущает то, о чем вы тоже упомянули уже. Казалось бы, правило Великого поста, смысл Великого поста, он как бы говорит тебе следующее: вот это время ты должен быть больше боголюбец, ты должен соблюдать правила, ты должен стремиться стать лучше, не делать дурного. И тем самым как бы подразумевается, что в остальное время, наверное, можешь. Это же не так.
Прот. Игорь Гагарин
— Нет, конечно, это не так. Но, вот знаете, я думаю, что если человек будет всю свою жизнь жить в максимальном напряжении всех своих духовных сил — это хорошо или плохо?
А. Ананьев
— Он не выдержит.
Прот. Игорь Гагарин
— Он не выдержит — он сломается. Есть замечательный пример как к Антонию Великому, он был со своими монахами, и пришел какой-то человек — паломник, он был воин. Он пришел и застал как раз такой момент, который меньше всего ожидал увидеть: стол, на столе трапеза вкусная — праздник был. И сидят монахи, Антоний Великий с ними, весело так разговаривают, трапезничают. То есть это не соответствует его представлению о таких аскетах, которые настолько жестко живут на одних сухарях и воде, — тут и весело, они улыбаются. И разочарование его было настолько заметно, Антоний это сразу почувствовал, подошел к нему и говорит: «Дай-ка сюда свой лук». Он отдал ему лук. «Натяни его». Он натянул. Он говорит: «А еще сильнее можешь натянуть?» — «Еще сильнее могу натянуть». — «А еще сильнее?» — «Сильнее уже нельзя, он порвется, сломается». — «Вот так же и человек — ему надо иногда расслабляться».
И поэтому жить все время в напряжении всех духовных сил нельзя. Но нельзя и наоборот — нельзя, чтобы хотя бы иногда человек не жил в напряжении всех своих духовных сил. И вот как раз время поста — это время, когда нам на несколько недель предлагается: а вот сейчас вот — не всю жизнь — а вот эти несколько недель максимально напряги все свои силы, насколько тебя хватит. Потом, это легче делать, потому что делают вместе — это же очень здорово, когда ты не один, когда братья и сестры также участвуют в этом подвиге. И да, конечно, мы не отказываемся, во время поста мы не отказываемся от грехов — вот говорят, что если мясо есть греховно, значит, его вообще не надо есть. Есть очень хорошие слова апостола Павла: «Всё мне позволено, но не всё полезно». И дальше еще более важно: «Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Вот как раз это очень часто бывает. Кто кем или чем обладает? Я деньгами или деньги мною? Я успехом или успех мною? Вот всё меняется местами. И вот жить так, чтобы ничто не обладало мною, то есть то, что сейчас называется словом «зависимость» — чтобы сказать, что «нет, я не завишу от этого, я могу жить без этого». Закончится пост, и я снова в какой-то мере начну себе это позволять — почему бы и нет, в конце концов, если это доставляет радость? Но на время поста я буду той пружиной, которая максимально будет натянута.
А. Ананьев
— Иными словами, как сказал один мой хороший приятель: «Если у тебя есть вещь, от которой ты не можешь отказаться прямо здесь и сейчас, то это не у тебя есть вещь, а ты есть у этой вещи».
Прот. Игорь Гагарин
— Совершенно верно.
А. Ананьев
— Вы слушаете светлое радио, меня зовут Александр Ананьев. Мы продолжаем говорить о Великом посте с протоиереем Игорем Гагариным, настоятелем храма святого Иоанна Предтечи в селе Ивановское Московской области. Мы немножко с вами задели в своем обсуждении тему тех богослужений, которые проходят во время Великого поста. Вот какая штука. В коллективе радио «Вера», где мы сейчас находимся, в коллективе журнала «Фома», телеканала «Спас», в руководстве понимают, что такое Страстная неделя, что такое Великий пост, и понимают, что людям обязательно нужно посетить те службы, которые им нужно посетить. Но я, помимо радио «Вера», работаю еще много где. И там мне такой возможности не дадут, и я отчасти переживаю. Во что превращается пост, если у человека нет либо физической возможности, либо духовной возможности, либо сил — потому что элементарно уже просто силы на исходе — посещать те службы, которые являются обязательными? И какие службы во время Великого поста (ну, Пасхальная — понятно), какие службы во время Великого поста являются обязательными?
Прот. Игорь Гагарин
— Насчет обязательных, я побоюсь употребить такое слово. Но очень желательно, чтобы удавалось. Потому что обязательное — это то, если оно не произойдет, то будет просто катастрофа какая-то. И как раз такого, может быть, и нету. Но ущерб какой-то мы от этого понесем. Вообще-то, в этом отличие Великого поста от любого другого поста, что в обычные посты (Рождественский, Петровский) наше богослужение мало чем отличается. А во время Великого поста совершено отличается — это во многом другое богослужение. Я имею в виду дни Недели, Седмицы («неделя» по-славянски это вообще-то воскресенье). Дни седмицы. Суббота, воскресенье — как раз незначительные отличия. Они есть: и в субботу и в воскресенье отличия есть в богослужении, но службы достаточно похожие на обычные. И поскольку у человека, у тех, кто работает, суббота и воскресенье это единственные дни, когда они могут быть в церкви, то как бы и основная богослужебная жизнь проходит мимо них. Я думаю, что если посещать все эти великопостные службы, это, конечно, невозможно, да и не нужно, наверное. Но я думаю, что не может такого быть, чтобы за все эти недели Великого поста хотя бы несколько будних дней человек не смог бы найти, освободить время и побывать на этих службах. Я просто желаю это обязательно сделать. Во-первых, по средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров — удивительная, прекрасная служба. В другие дни тоже служатся великопостные службы замечательные. Но мне почему-то думается, что если человеку хотя бы несколько раз за время Великого поста удастся выбраться и быть в храме, то это уже будет прекрасно. А Страстная седмица — это уже отдельный разговор.
А. Ананьев
— Она же не является частью Великого поста.
Прот. Игорь Гагарин
— Да, правильно. Она вроде бы и осознается всеми, как часть Великого поста, и даже наиболее строгая. Но если говорить строго в богослужебном смысле, то, конечно, нет, потому что святая Четыредесятница заканчивается Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем, и поэтому, вообще-то, цель Великого поста — это даже не только подготовить нас к Пасхе, а подготовить к Страстной седмице и Пасхе. О Страстной седмице, может быть, потом отдельно удастся поговорить, потому что это прекрасная тема и тоже необъятная. А если говорить о великопостных богослужениях, то я бы пожелал нашим слушателям, чтобы хотя бы раз или два, в какую-нибудь среду или пятницу все-таки подготовиться и быть в храме на Литургии Преждеосвященных Даров. Понимаю, что это невозможно делать часто. Что касается дома — в домашней молитве читать больше Псалтирь. Читать больше Псалтирь, потому что Псалтирь очень много читается Великим постом в храме и это как-то перекликается, когда мы дома много Псалтирь читаем. И, конечно, молитва Ефрема Сирина — прекраснейшая молитва, которую надо включить в эти дни постоянно в молитвенное правило.
А. Ананьев
— О ней тоже можно говорить больше часа, просто об одной этой молитве, потому что она раскрывает очень многое. Одна моя хорошая знакомая, рассказывая о своем опыте Великого поста (я же у всех спрашиваю, мне же всё важно), она рассказала об удивительном эффекте, она говорит: «Старалась посещать все службы, старалась не пропускать, при любой удобной возможности ходила». И уже ближе к Страстной седмице у нее возникло очень тяжелое ощущение, которое она определила, как «перемолилась» — устала. И посещение храма, которое должно быть, во-первых, желанием, во-вторых, радостью, — я вот, например, если долгое время не причащался, уже начинаю мучиться: я испытываю желание туда войти и радость от того, что я там. А вот представьте себе: у человека нет радости, у него есть усталость — он там уже ничего не ощущает. Вот в этом состоянии стоит приходить? Или лучше дать себе отдохнуть, или как-то иначе отреагировать?
Прот. Игорь Гагарин
— Вы знаете, я тут затрудняюсь сказать, потому что это очень индивидуально, очень индивидуально. С одной стороны, понуждение себя — без него никуда не деться. Вот жить только по вдохновению — это невозможно. Церковь предполагает все-таки и какую-то дисциплину, и это очень важно. С другой стороны, кому-то, может быть, я бы сказал: «Отдохни, дома помолись». Потому что действительно, можно и надорваться, это действительно так. Поэтому тут очень индивидуально. Иногда бывает, что себя понудишь и потом думаешь: как же это здорово, что я себя понудил, и это возвращается такой радостью. А иногда бывает и нет — иногда бывает, что ничего, кроме усталости не чувствуешь. Поэтому я очень боюсь, что я не смогу дать однозначного ответа на этот вопрос. Это как раз из тех вопросов, их много таких, когда нужно, именно поговорив с человеком лично, понять, почему это произошло. И кому-то сказать: «Дома помолись», — а кому-то сказать...
А. Ананьев
—То есть, если возникают такие ощущения, переживания и сомнения, то правильней всего обратиться к духовнику своему и уже с ним обсудить этот вопрос. Отец Игорь, у меня огромный список вопросов, я даже трети вам не задал, потому что этот разговор действительно не на один час. Но я скажу главное: вы очень помогли мне лично и очень вдохновили меня. И направили на что-то, чего я не ощущал раньше, скажу вам честно. И я очень надеюсь, что все те, кто сейчас слушают радио «Вера», тоже это услышали и поняли. А если вы слушали нашу беседу не с начала, то вы всегда можете вернуться к ней на нашем сайте https://radiovera.ru. О Великом посте, до которого осталось совсем немного, 7 дней, и к которому мы еще не раз вернемся в студии светлого радио мы беседовали с протоиереем Игорем Гагариным, настоятелем храма святого Иоанна Предтечи в селе Ивановское Московской области. Спасибо вам большое.
Прот. Игорь Гагарин
— Спаси, Господи.
А. Ананьев
— Спасибо. Меня зовут Александр Ананьев. До новых встреч.
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи