
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
26 января 1648 года царь Алексей Михайлович Романов обвенчался с Марией Ильиничной Милославской, дочерью московского дипломата. Мария Ильинична не могла похвастаться знатностью рода. Но была девушкой кроткой и боголюбивой. Этим и покорила царя, известного своей глубокой набожностью. Христианское усердие Алексея Михайловича отмечали даже иностранцы. Так, например, голландский путешественник Яков Рейтенфельс, автор «Сказаний о Московии», писал: «Даже ночью он встаёт славословить Господа. Посты, установленные Церковью, соблюдает строго». Сохранилось свидетельство и о первой встрече царя с будущей царицей, которое оставил чиновник Посольского приказа Григорий Котошихин. По его словам, Алексей Михайлович увидел Милославскую в церкви: «тое девицы смотрел и возлюбил, и нарек царевной». Свадебный пир проходил в строгом благочестии. Вместо обычной для подобных мероприятий музыки — «играния, песен сопельных и трубных» — музыканты исполняли духовные стихи. А вскоре после венчания царь повелел учинить на Руси новый церковный праздник — в память преподобной Марии Египетской, небесной покровительницы его супруги Марии Ильиничны Милославской.
Единственным в Москве храмом в честь этой святой тогда была церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре. Там и проходило основное празднество. 1 апреля, в день памяти преподобной, из Кремля выходил крестный ход во главе с Патриархом. Процессия с песнопениями шла до Сретенской обители. Там, в церкви Марии Египетской, совершалось праздничное богослужение. Участники крестного хода обильно раздавали милостыню. Сохранилось описание того, как это торжество проходило в 1668 году: «Святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и идучи дорогою роздано нищим милостины».
Царская чета заботилась о благоустройстве храма в честь святой покровительницы царицы. В 1652 году Алексей Михайлович и Мария Ильинична подарили Сретенской обители икону «Святой Алексей, человек Божий, и Мария Египетская», которая была написана специально к их бракосочетанию. Образ поместили в нижний ряд иконостаса Марьинского храма. В наши дни икону можно увидеть в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Храм преподобной Марии Египетской был для царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны особенным местом, куда они часто приезжали помолиться. Обитель постоянно получала от них щедрые пожертвования. Царским попечением были устроены новые каменные монастырские палаты и колокольня. В 1668 году для монастыря по заказу Марии Ильиничны Милославской был отлит 79-пудовый колокол, получивший название «Марьинский». Надпись на нём гласила: «Вылит сей колокол к церкви преподобной Марии Египетской».
Марьинский храм Сретенского монастыря до наших дней, увы, не сохранился. Его разрушили французы во время Отечественной войны 1812 года. Но сохранилась историческая память о том, с каким благоговением почитала преподобную Марию Египетскую и её великий духовный подвиг семья русского царя Алексея Михайловича Романова.
Все выпуски программы Открываем историю
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер