
Если вдруг окажетесь в каком-нибудь монастыре на Балканах, сможете познакомиться с одной очень интересной традицией тамошних мест. Утро во многих сербских, греческих и болгарских монастырях начинается с того, что по территории по обители ходит монах, стучащий молотком по особой длинной доске. Называется эта доска «билом». «Било» — потому что по ней бьют.
Монах стучит по билу не просто так. Стуком он пробуждает прочих монахов и паломников и зовет их на богослужение. По деревянным билам в некоторых греческих монастырях стучат и в дни больших церковных праздников, сочетая этот стук со звоном колоколов.
В свое время мне стало очень интересно — откуда взялась такая традиция стучать по деревянной палке перед богослужением и в прочие случаи. Причина появления била имеет свои корни, как и многие другие балканские традиции, в турецком прошлом балканских государств.
В 15 веке Греция, Сербия и все Балканы попали под власть Османской империи. Турки-османы стали уничтожать православные традиции захваченных стран. Многие монастыри и храмы были разрушены. А те, что остались, были лишены колоколов. Колокола вызывали у турок суеверный страх, поскольку мусульмане в те годы верили, что колокольный звон беспокоит души умерших. Была и более рациональная причина изъятия колоколов. Такая же, которой руководствовался Петр Первый, отбирая колокола у русских храмов и монастырей в 18 веке. Колокольный металл шел на изготовление пушек. В 20 веке колокола стали жертвой коммунистов. Трудно посчитать, сколько их было уничтожено в России в годы советской власти.
В итоге абсолютное большинство православных балканских храмов и монастырей остались без колоколов. Возникла проблема — как без колоколов оповещать оставшихся в живых православных христиан о начале богослужения? В результате был найден способ — использовать для этого деревянные била, стук по которым заменил собой колокольный звон. Выглядело все это, безусловно, менее выразительно и не так величественно, но иного выхода просто не было.
На самом деле, православные, оказавшиеся под турецким владычеством, деревянного била не изобретали, а просто о нем вспомнили. Церковь не всегда благоденствовала. Были в ее истории тяжелые времена гонений и лишений. В те годы, когда христиане в Римской империи были гонимы язычниками, деревянные била использовались в монастырях Египта. Это было в третьем веке по Рождестве Христовом. Так сложилось, что через тысячу с лишним лет христианам вновь пришлось о деревянных билах вспомнить.
Можно спросить — а почему же сейчас, когда турецкое владычество закончилось, в балканских монастырях по-прежнему используются деревянные била. Ведь теперь и колокола имеются, и можно в них звонить. Ответ на этот вопрос дал мне один греческий монах. Православные на Балканах продолжают стучать в деревянные била для того, чтобы люди не забывали о годах турецкого плена и понимали — сегодня Церковь может благоденствовать, а завтра все может измениться. И люди должны быть к этому готовы.
Все выпуски программы Вселенная православия
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема