
Кипр — страна с древними православными традициями. Православие здесь является неотъемлемой частью культуры. Поэтому церковные праздники на Кипре — действительно национальные праздники. Взять хотя бы Рождество.
Если вы окажетесь на Кипре накануне Рождества, то увидите, что все почти все улицы и дома кипрских городов и сел украшены огромными иконами Богородицы Марии с Младенцем Христом, а также поздравлениями с грядущим Рождеством на рекламных щитах. А еще на площадях и в парках вы сможете увидеть композиции, изображающие Спасителя в колыбели, Богородицу, Иосифа-обручника, животных, ангелов и рождественскую звезду.
Киприоты не скупятся и на то, чтобы украсить свои дома изнутри. Только подходят они к этому процессу значительно мудрее многих наших соотечественников. Кто из нас не видел огромного множества елок, выброшенных по окончании новогодних праздников? Постояла елочка в доме, осыпалась вся, и с чистой совестью выбрасывают ее. Отслужила свое.
Киприоты поступают иначе. Они либо ставят дома и украшают искусственную ель. Либо арендуют на Рождество и Новый год живую сосенку. На Кипре действует особая программа по выращиванию хвойных растений. На острове созданы специальные лесные хозяйства, в которых выращивают сосны и где маленькую сосну можно на Рождество за деньги арендовать. Деревце вам выдадут в специальном горшке, объяснят, как за ним ухаживать. А после Рождества сосенку можно будет сдать и ее затем посадят где-нибудь на территории острова.
Большинство киприотов не признает празднование Рождества без посещения богослужения. Кипр отмечает Рождество по новому календарю или стилю — 25 декабря. Рождественскую службу на Кипре принято посещать всей семьей. А по окончании богослужения опять же всей семьей киприоты собираются за праздничным столом. Традиционно рождественский обед начинается с особого супа — авго-лемони. Это крутой куриный бульон, в котором разведено сырое яйцо и добавлен лимонный сок. Есть еще другой вариант рождественского супа. Называется он «траханас». Это особый хлебный суп с несладким йогуртом. Заедается суп традиционным для Кипра рождественским хлебом — тсуреки. Тсуреки— это длинный, плоский хлеб, часто с вареным яйцом внутри. Этим он напоминает рулет.
Вечером на Рождество на Кипре наступает время для игр на свежем воздухе. Люди играют в чехарду, перетягивание каната. А еще забавляются тем, что гоняют ряженых. На Кипре существует поверье, что на Рождество вместе с праздником выходят на свет святочные демоны — злобные гномы «каликандзоры». Вылезая из колодцев, они пакостят людям, прячут вещи, могут сильно испугать. В каликандзоров у киприотов принято одеваться в рождественские дни и пугать прохожих. А те, в отместку, могут за каликандзором в шутку погнаться, схватить его. По правилам, если прохожий перекреститься, то каликандзор тут же должен убежать сам.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер