В Горный Алтай пришла осень. Листва на деревьях ослепляла буйством красок; воздух стал холодным и прозрачным. Для Петра Макушина, молодого выпускника Санкт-Петербургской духовной академии, это была уже вторая осень на Алтае. Когда чуть больше года назад он вернулся из шумной столицы в родной Пермский край, там только и говорили, что о недавно созданной православной Алтайской Духовной Миссии, призванной нести Свет Христов коренным народам Горного Алтая. Миссия остро нуждалась в добровольцах, готовых проповедовать Евангелие вдали от цивилизации. Пётр Макушин, не раздумывая, предложил свою кандидатуру.
Пётр Иванович родился в небогатой семье церковного служителя. Его отец работал при храме, выполняя различные поручения священника и помогая ему во время Богослужений. Православие было для мальчика естественной средой, в которой он рос и развивался как личность. Неудивительно, что окончив духовную семинарию в Томске и академию в Петербурге, молодой человек обрадовался возможности потрудиться на благо Церкви.
О своём решении отправиться миссионером в Горный Алтай Пётр не пожалел ни разу. Друзья и родные, пытаясь отговорить молодого человека от рискованного предприятия, пугали его дикарями с бубнами и шаманскими ритуальными танцами. Но Пётр Иванович увидел в жителях Алтая людей, так же остро нуждавшихся в Евангельском слове, как и все остальные, и с благодарностью, искренне принимавших его в свои сердца. За короткое время Петру Макушину удалось организовать на Алтае школу для мальчиков, где готовящимся принять Крещение он рассказывал об основах христианской веры, а новокрещённым преподавал Закон Божий и обучал грамоте, чтобы они могли самостоятельно читать Библию. Вскоре он открыл точно такую же школу и для девочек, а ещё через несколько месяцев — для взрослых. Местные жители полюбили Петра Ивановича, и едва не плакали, кода спустя два года он, тоже со слезами на глазах, объявил своим ученикам, что должен их покинуть — его переводили в Томск на должность смотрителя городского Духовного училища. Cпустя несколько лет он напишет:
«В дебрях Алтая, вдали от шума, мысль о помощи простому, бедному народу ожила во мне. Помогать путем внедрения знаний, распространением среди народных масс образования. Эта мысль не переставала быть моей путеводной звездой и всегда определяла и направляла мою скромную общественную деятельность».
Приход нового смотрителя студенты духовного училища поначалу восприняли настороженно. Они ожидали новых ограничений и ужесточения дисциплины, но вместо этого Пётр Иванович отменил в училище телесные наказания, открыл спортивный зал и библиотеку.
В это же время Макушин начал развивать собственное дело, которое могло бы дать ему возможность жертвовать деньги на благотворительные и просветительские цели. Он выбрал, как всем тогда казалось, самое невыгодное занятие — книготорговлю. Она была настолько непопулярна среди сибирского купечества, что лавка Петра Макушина оказалась первым на всю Сибирь книжным магазином! Бизнес Пётр Иванович вёл, по мнению коллег, чересчур мягко. Цены устанавливал минимальные, делал огромные скидки бедным студентам, разрешал приобретать ценные издания в рассрочку. Так что для всех стало большой неожиданностью, когда Петра Макушина официально признали одним из успешнейших предпринимателем Томска.
А Пётр Иванович давно определился с тем, на что потратит своё честно заработанное богатство. Он стал главой и активнейшим жертвователем Школьного Общества, которое помогало беднейшим учащимся и учителям, и содержало мужское начальное училище, вечерние курсы, бесплатную народную библиотеку и публичные воскресные чтения.
В тысяча девятьсот первом году Пётр Макушин на личные средства учредил «Общество содействия устройству сельских бесплатных библиотек в Томской губернии». Вскоре почти во всех, даже самых отдалённых деревнях и сёлах, появились читальни. Всего их было открыто шестьсот. «Подумать только! Пятьдесят тысяч крестьян читают книги! Да только ради этого и стоило жить!» — радовался Пётр Иванович.
Большую часть своих капиталов Пётр Макушин потратил на нужды Томска: открыл и содержал бесплатную больницу, детский сад, и даже провёл в городе за свой счёт телефонную линию.
Макушин мечтал создать в Томске Народный университет, подобный московскому Университету Шанявского. Он выстроил большое, красивое университетское здание, но, к сожалению, саму идею воплотить так и не успел. Первая Мировая война, а потом и революция, помешали грандиозному замыслу стать реальностью. Зато в наши дни в этом здании, продолжая традиции томского благотворителя, расположился культурно-просветительский Фонд имени Петра Ивановича Макушина и музей, посвящённый его памяти.
Все выпуски программы Имена милосердия
Секрет стоп-кадра. Анастасия Коваленкова
Есть в кинематографе такое понятие «стоп-кадр». Когда изображение на экране замирает.
В моей жизни тоже было такое понятие. Я этот «стоп-кадр» сама придумала, для маленького сына, чтобы справляться с его капризами. Сейчас поясню.
В детстве Сашка был иногда невыносимо упрям. Затеит что-нибудь эдакое, и не разубедишь. Ну, например, решит есть свой суп из кошачей миски, с пола, вот никак иначе. Или зимним утром соберётся идти в детский сад в шортах, сандаликах, без колготок. А спорить бесполезно. Плачет, ногами топает. Время идёт, скоро в садик опоздаем. Ну что тут поделаешь?!
Вот тогда я и придумала свой «стоп-кадр». Не хотела я кричать,ругаться. А убедить сына нужно. И когда он вот так однажды «рогом упёрся» — замоллчала я, вышла из детской, заварила чай, и села за стол. Сашка минут через 10 заглядывает на кухню.
— Мама, а мы в садик пойдём?
— Нет, сынок, не пойдём.
— Почему?
— А у нас теперь стоп-кадр. Это, как с мультиками, Помнишь, когда ты в уборную сбегать хотел, просил мультик остановить, на стоп-кадр поставить. Вот и у нас теперь в жизни — стоп-кадр. Всё остановилось.
Сын недоумевал:
— А почему стоп-кадр?
— А потому что зимой на улицу в шортах не ходят. А штаны ты надевать отказываешься. Вот и застопорилось всё. Стоп-кадр теперь.
Он начал волноваться:
— Так мы так в садик опоздаем!
— Обязательно опоздаем. Ничего не поделаешь. стоп-кадр у нас.
Говорю, а сама чай прихлёбываю.
Сашка, нахмурив бровки, размышлял... А потом спросил:
— А если я штаны надену, стоп-кадр кончится?
— Конечно.
— И в садик пойдём?
— Ещё бы. Тут же и пойдём.
Он убежал. Через минуту вернулся в аккуратно застёгнутых штанишках.
— Вот. Уже надел. Ну?
Я рассмеялась, встала, обняла его.
— Слава Богу, — говорю, — стоп-кадр кончился. Бежим скорее в садик.
Подозреваю, он тогда не догадывался о том, что стоп-кадр устраиваю я сама. Он думал, что его устраивает тот, кто главнее меня. Кто-то таинственный, великий. О Боге он тогда уже знал.
Благодаря этим «стоп-кадрам» мне удалось понемногу справиться с его упрямством. Когда он, порой, снова начинал капризничать, мне стоило только сказать «ну что ж, будет стоп-кадр» и он приходил в себя.
Теперь Саша уже взрослый. Иногда мы вместе вспоминаем истории про стоп-кадр. «Сильный был ход», — говорит с улыбкой бородатый сын.
А знаете к чему я это рассказала? Я недавно поняла, что у всех у нас в жизни бывает «стоп-кадр». И придумала его совсем не я. Его Бог придумал, для нашего обучения. Вот посудите сами...
Когда мы никак не можем исправить в себе грех, мешающий нашей жизни, и всё упорно повторяем ошибку — тогда что бывает?
А тогда наша жизнь как бы застревает на этой проблеме. Мир снова и снова подкидывает эту самую задачу. Она появляется в разных вариантах, от разных людей, но она — всё та же. Так это ведь тот же самый стоп-кадр, только посланный Богом.
Вот есть у человека свойство дурное, например, гневается много. И раз за разом будут рушиться его отношения с миром из-за гнева. Работа не ладится, друзья отворачиваются, застревает жизнь на стоп-кадре. Потому что гнев — не годится для жизни. Как шорты зимой. И стоп-кадр будет до тех пор, пока не справится человек с гневом. А когда справится — вот тогда жизнь сдвинется со стоп-кадра, начнется новое, хорошее.
Эх, быть бы нам всем по-внимательнее. Научиться бы замечать, когда Бог говорит: «ну что ж, тогда — «стоп-кадр». Он ведь о нас же и заботится. Потому что все наши грехи — те же самые шорты, надетые зимой. Не годятся они для хорошей жизни.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Александр Родченко и Варвара Степанова
Художников Александра Родченко и Варвару Степанову называли самой яркой парой русского авангарда. Основоположники искусства конструктиви́зма прожили в счастливом браке сорок лет. Они были вместе в творчестве и быте, в радостях и невзгодах. «Единый организм» — так говорили Александр Михайлович и Варвара Фёдоровна о своей семье.
Степанова и Родченко познакомились в Казани в 1914-м году. Им было чуть за двадцать; оба учились в знаменитой Казанской художественной школе. Увлекались новаторскими идеями: посещали поэтические вечера и художественные выставки футуристов, и мечтали творить новое искусство. Творческие единомышленники, Александр и Варвара много времени проводили вдвоём за разговорами о прекрасном. И очень скоро поняли, что испытывают любовь не только к современному искусству, но и друг к другу. Впоследствии в своих дневниках Родченко назвал знакомство с Варварой Фёдоровной встречей родственных душ.
Однако вскоре Варвара по семейным обстоятельствам уехала из Казани в Москву. Целый год Родченко и Степанова провели в разлуке, обмениваясь письмами. В них молодые художники мечтали о будущем — разумеется, совместном. О том, что встретятся, и останутся вместе навсегда. В 1916-м году Родченко вслед за любимой приехал в Москву. Довольно долго им пришлось скитаться по съёмным углам. Варвара Михайловна вспоминала, что одно время они жили в крошечной комнатушке: копоть от печки, духота, и если кто-то один ходит по комнате, то другой должен при этом влезать на кровать, иначе — не разойтись. Но ни фанерные перегородки, ни общие кухни не могли омрачить счастье супругов. Тогда Родченко и Степанова были ещё начинающими художниками, и не всегда удавалось зарабатывать на жизнь искусством. Но они не унывали. Купили подержанную швейную машинку и шили на заказ. У обоих это весьма неплохо получалось. Варвара Фёдоровна периодически подрабатывала библиотекарем, машинисткой, секретарём и прекрасно справлялась с хозяйством. Родченко называл её своей опорой в делах житейских. Параллельно оба работали над художественными проектами: вместе экспериментировали — придумывали, конструировали, рисовали. Своеобразным отражением их семейной жизни стало кубофутуристическое полотно «Композиция в красном». Мужчина и женщина у стола — на первый взгляд, это рабочее, творческое пространство, где оба они что-то обдумывают и творят вместе. Но если взглянуть на картину под другим углом, то стол из рабочего вдруг превращается в самый обыкновенный. И вот мы видим семью за трапезой — женщина подаёт мужу обед. Родченко и Степанова так и жили: по признанию коллег, они одновременно были и счастливой семьёй, и коллегами-единомышленниками. В 1925 году у супругов родилась дочь, которую назвали в честь матери — Варварой.
Александр Родченко не раз говорил о том, как высоко ценит творчество жены. Однажды Варвару Фёдоровну хотели исключить из Союза художников — мол, недостаточно работ, мало выставок. Тогда Родченко нашёл помещение, лично выбрал картины супруги, и создал из них экспозицию, которая не оставляла ни малейшего сомнения в большом таланте Степановой. Так членство Варвары в Союзе художников было сохранено. А в 1951-м году уже Варвара Фёдоровна хлопотала о муже в аналогичной ситуации. Она организовала его первую фотографическую выставку.
Александр Михайлович Родченко скончался в 1956-м. Варвара Фёдоровна пережила мужа на два года. Супруги нашли последний приют в одной могиле на Новом Донском кладбище в Москве. «Человек не может жить без чуда» — так называлась одна из юношеских работ Варвары Степановой. Главным чудом своей жизни она считала годы, прожитые рядом с любимым мужем. А Александр Михайлович в своих мемуарах называл жену нежной, заботливой, самой дорогой на свете.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Строящийся храм»
Мой путь на работу проходит мимо строящегося храма. Церковь возводится на моих глазах. Ещё совсем недавно на этом месте заливали фундамент, а теперь возвели стены, и на этой неделе будут устанавливать купола!
Несколько лет назад мы с женой брали ипотеку в новостройке и иногда приезжали смотреть, как строится наш будущий дом. Но я почему-то не испытывал тогда такой большой радости, как сейчас, при виде возводящегося храма.
Дом Божий — особое место на земле, здесь совершаются таинства — людей крестят, венчают, отпускают им грехи, отпевают. Наконец, в храме совершается божественная литургия и люди приобщаются Тела и Крови Христовой. И совсем скоро церковь рядом с моим домом откроется, а значит в храм можно будет ходить чаще! Воодушевлённый этой мыслью, я иду на работу.
Все выпуски программы Утро в прозе