В 1902-ом году в Алупке появилась уникальная здравница — детский костно-туберкулёзный санаторий — один из первых в Европе. Строили его на деньги благотворителей, а на лечение принимали ребят вне зависимости от того, могут их родители оплатить пребывание в клинике или нет. 30 лет главным врачом «Бобровки», так в народе прозвали санаторий, служил Пётр Изергин.
Выпускник медицинского факультета казанского университета Пётр Васильевич приехал в Алупку в 1906-ом и практически сразу возглавил здравницу. По сути, он занимался её становлением, ведь санаторию тогда было всего четыре года. Изергин изучал способы лечения костного туберкулёза, сам изготавливал корсеты, которые снимали боли у пациентов, открыл новый способ лечения туберкулёза, его назвали «методом Изергина».
Больше ста ребятишек находились на попечении Петра Васильевича. «Бобровка» жила на средства благотворителей, но денег в медицинских учреждениях никогда не бывает много. Изергин не знал ни минуты покоя, изобретая новые способы добывания средств на закупку лекарств, инструментов, продуктов. Каждый месяц, получая жалование, часть его сразу вносил в кассу санатория. Проводил огромную работу по поиску новых спонсоров. Благодаря Петру Васильевичу «Бобровку» финансировали семья императора, писатели Толстой, Чехов, Бунин, режиссёр Станиславский. На средства, полученные от благотворителей, Изергин строил новые корпуса.
Весь медицинский персонал лечебницы жил под девизом, который Пётр Васильевич сформулировал так: «Всё для ребёнка, уважай ребёнка». В санатории царила домашняя атмосфера. И любовь доктора к детям побеждала болезнь: ребята, поначалу не имевшие сил даже для того, чтобы удержать в руке ложку, поднимались на ноги. Лечение было долгим и дабы ребята не чувствовали себя оторванными от жизни, Пётр Васильевич открыл в санатории школу. Часто в гости к детям приезжали известные актёры, писатели. «Бобрят» каждый год навещал Корней Чуковский, он даже написал повесть «Солнечная», действие которой происходит именно в «Бобровке».
В годы Гражданской войны Изергину пришлось спасать здравницу. Большую часть детей родители тогда вывезли из Крыма. Спасаясь от голода, уехали и многие врачи. Остались две медсестры, сам Изергин и 25 ребят. Чтобы кормить и лечить их, Пётр Васильевич стал устраивать частные приёмы, ездил на дом к больным, менял вещи на продукты. Чтобы протопить палаты рубил на дрова мебель, пустил на растопку печей свою библиотеку. Знакомые советовали доктору оставить ребят, говорили, что их всё равно не выходить, но Изергин не собирался бросать детей на произвол судьбы. И за всё время разрухи и голода ни один из его питомцев не умер — Пётр Васильевич вылечил всех! К слову, именно во время Гражданской войны с Изергиным случилась такая история. Он возвращался в «Бобровку» из деревни, везя с собой продукты, которые обменял на вещи. На дороге Петра Васильевича остановили трое грабителей. Они отобрали у него всё, что он вёз для ребят. Но скрыться не успели. Подъехал ещё один их товарищ и скомандовал: «Ребята, не трогать его, это детский доктор, кладите всё обратно». Петра Изергина уважали даже преступники.
В 20-ые годы санаторий не закрыли только благодаря главврачу — он доказал властям его полезность и получил финансирование. Лечебница продолжала работать и после Крымского землетрясения 1927-ого года. Корпуса пострадали, но доктор разместил ребят прямо во дворе под открытым небом. И они не то, что не простужались, а наоборот, окрепли.
Доктора, всю свою жизнь помогавшего больным детям, не стало в 1936-ом году. А «Бобровку» до сих пор поддерживает правнучка Петра Васильевича — Ольга. Она живёт в Германии. В 2006-ом, узнав о том, что санаторий пришёл в полный упадок, развернула за него борьбу, создав проект «Спасём „Бобровку“!». Средства собирали по всей Германии. В одной из школ, например, дети отказались от рождественских подарков, а сэкономленные деньги перечислили санаторию. За эти годы Ольга отправила «Бобровке» 150 тонн гуманитарной помощи и внушительные суммы денег. Легендарный прадед доктор Изергин правнучкой был бы доволен.
Все выпуски программы Имена милосердия
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











