
Фото: Piqsels
24 октября 1897 года принято считать датой рождения отечественного футбола. Именно в этот день в столице Российской Империи — Санкт-Петербурге, состоялся первый официальный публичный футбольный матч.
Впрочем, слово «футбол» в то время было ещё в новинку. «Ножной мяч» — так в конце XIX века чаще называли эту игру. В Россию её привезли англичане — тогда на русских мануфактурах, заводах и фабриках трудилось немало выходцев из Туманного Альбиона. Именно они увлекли заморской забавой своих российских друзей и коллег. На крупных предприятиях стали появляться любительские команды. Однако широкое признание в России игра получила не сразу.
Впервые серьёзную статью о футболе как о виде спорта, а не просто способе скоротать досуг, опубликовал журнал «Охотник» в 1888 году. В ней подробно объяснялись правила игры, и даже прилагалась схема расположения игроков на поле. И вот спустя девять лет, в 1897-м году, в Санкт-Петербурге состоялся тот самый исторический матч, с которого и начался российский футбол. На плацу Первого Кадетского корпуса при немалом стечении народа встретились две команды — «Василеостровский клуб» и «Кружок любителей спорта». Силы, увы, были неравными — команда василеостровцев состояла преимущественно из обрусевших англичан и тренировалась уже целых шесть лет. Футболисты «Кружка любителей спорта» собрались вместе лишь незадолго до турнира. Это были отдыхающие из дачных городков Тярлево и Павловска. В результате опытные василеостровцы разгромили противника со счётом 6:0. Пресса, которая широко освещала первый официальный футбольный турнир, восхищалась отточенной техникой их игры, однако отдала должное и спортсменам из «Кружка любителей спорта»: журнал «Петербургский листок» назвал их борьбу за победу поистине самоотверженной.
Стоит заметить, что зрители футбольного матча на плацу Кадетского корпуса, по сути, видели игру, которая серьёзно отличалась от современной. Например, вратари не ловили мячи, а отбивали их руками. А болельщики поддерживали спортсменов аплодисментами, как в театре. Зрители искренне переживали за игроков. И эти чувства объединяли даже незнакомых друг с другом людей.
Матч 24 октября 1897 года сделал футбол в России по-настоящему популярным. Уже в 1902-м статья о футболе вошла в известный энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Во многих городах стали появляться свои футбольные команды, открывались стадионы. Интересно, что часто они располагались рядом с православными храмами — к примеру, стадион на Ширяевом поле в московских Сокольниках вплотную примыкал к храму святителя Тихона Задонского. А в городе Бежецке, что на Брянщине, футбольное поле соседствовало с Преображенской церковью. Такое соседство было не случайным — перед игрой спортсмены посещали богослужения и молебны. Добрая традиция возрождается в наши дни. Сегодня у многих российских команд есть духовные наставники, а накануне решающих турниров футболисты собираются на совместные молебны.
С момента первого официального футбольного матча прошло немало времени. В игре с тех пор многое поменялось. Но она по-прежнему объединяет людей.
Все выпуски программы Открываем историю
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер