
Апостол Пётр
1 Пет., 58 зач., I, 1-2, 10-12; II, 6-10.
Глава 1.
1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
Глава 2.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим несколько отрывков из первого послания апостола Петра, объединенных одной мыслью: вслед за Христом Церковь в этом мире проходит испытания, и каждый человек выбирает, на чьей он стороне. Двери Церкви открыты и любой может войти в неё, чтобы стать частью народа Божьего.
С самого начала может броситься в глаза, что апостол обращается к читателям как к пришельцам, которые рассеянны по самым разным областям Римской империи. В сознании современного человека слово «пришелец», наверное, не ассоциируется ни с чем, кроме инопланетянина, хотя ещё недавно это слово означало человека, который пришёл в какое-то определённое место и пребывает в нём временно. И, конечно же, апостол имеет в виду именно такого человека. Он называет учеников странниками и постояльцами, которые живя в родных местах, ощущают себя на чужбине. Речь совсем не о том, что они пренебрегают отечеством, просто в мире на земле они призваны жить как пришедшие не от мира, жить на земле по законам неба. У них есть земные родители, есть язык и культура, к которым они привыкли, но только любовь к небесному отечеству и к Богу, как к небесному Отцу, позволяет им любить всё земное настоящей и подлинной любовью... Любить в них то, что достойно вечности, даже если это самые простые и временные вещи. Из глубокой древности до нас дошли памятники, в которых люди мечтали увековечить своё присутствие на земле, но сколько бы не крепки они были, мы знаем, что они подвластны времени. В отличие от них, верующие изначально не делали акцента на земном, не стремились к созиданию идеальных условий. Обстоятельства, подходящие или неподходящие, временны, а мы вечны и единственное, что остаётся с нами после смерти — наши дела, те отношения с Богом и ближними, которые мы выстроили.
Именно такую жизнь вели пророки, которые открывали людям путь спасения. В Ветхом Завете — он представлял собой следование заповедям закона, в новом же он заключается в любви ко Христу и через Него ко всем людям. На первый взгляд такая любовь кажется невозможной, ведь мир полон разделений. Однако если мы посмотрим на них с точки зрения вечности, практически все они будут продиктованы чем-то сиюминутным. Мы делим доходы, имущество, почёт и признание — то есть совершенно временные вещи. Но обратившись ко Христу и сделав Его центром нашей жизни, мы узнаём, что все разделения преодолимы. Примирившись с Богом, мы оказываемся способны примириться друг с другом, ведь Он принимает нас, из тьмы в Свой свет и мы становимся одним народом, народом Божиим.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема