Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

* Поделиться
Иисус и Апостолы
Иисус и Апостолы. James Tissot (1836–1902), CC BY-SA 3.0

1 Ин., 72 зач., III, 10-20.

10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, 12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.

13 Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.

14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.

15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.

16 Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.

17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое,- как пребывает в том любовь Божия?

18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.

19 И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; 20 ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В начале сегодняшнего чтения мы слышим вопрос о том, за что Каин убил Авеля. В романе Достоевского «Идиот» этот вопрос задает купец Рогожин князю Мышкину. Человеку, которого он любит и с которым он одновременно соперничает. Не так ли проходит вся наша жизнь, не только в дружеских, но и в семейных отношениях: в любви и соперничестве. Мы постоянно выбираем между желанием пожертвовать собой ради другого и желанием пожертвовать другим ради себя. Но наивно думать, что в подобной внутренней борьбе что-то решают аргументы. Решаем именно мы, иногда соглашаясь с аргументами, а иногда не обращая на них внимания. Этот механизм потрясающим образом показан в ответе, который дает сам апостол Иоанн Богослов: А за что его убил? Потому что дела его были злы, а дела брата — праведны. Ответа на вопрос как такового нет. Он убил, потому что выбрал зло, а праведный Авель добро. Это явно не какие-то рациональные основания для поступка, это просто так и все. Так они решили, каждый о себе и жили с этим выбором.

И вот христиане — это те, кто выходят из игры с самими собой и выбирают любовь, а не соперничество. Миру нужна неопределенность, игра страстей, ему нужно казаться себе добродетельным и одновременно совершать свои дела... И поэтому определенность христиан вызывает у него ненависть. Но именно совершив этот выбор, человек, поверивший в Бога, чувствует себя на правильном пути. Именно поэтому апостол пишет: Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев. Но что значит любим? На языке апостола речь идет не о дружеской или родственной любви — речь идет о любви, которая может за другого отдать жизнь.

Напротив, тот, кто не любит ближнего, пребывает в смерти. Последняя фраза звучит довольно странно, что значит пребывать в смерти? Можно умереть — это понятно, но как можно пребывать в смерти?

Ответ на этот вопрос кроется в самой природе человека. Он сотворен Богом, Который Есть Любовь и для него любить — это так же естественно, как дышать. Это значит, что жизнь человека, который не любит, лишается полноты и становится стремлением к смерти, его душа задыхается и сам он теряет причастность жизни вечной, не причастность к чему-то внешнему, но как причастность к тому, что поддерживало его изнутри.

Напротив, тот кто любит, призван делать это по-настоящему, не на словах только, но совершая дела, проявляя любовь истинную, ведь только она дает ощущение полноты и осмысленности всего, только она успокаивает наши мятущиеся сердца.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем