Москва - 100,9 FM

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

* Поделиться

1 Ин., 70 зач., II, 7-17.

Глава 2.

7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.

Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.

10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.

11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.

13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.

14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Апостола Иоанна Богослова, автора только что прозвучавшего отрывка, нередко называют апостолом любви. Это не случайно. Тема любви является лейтмотивом его Евангелия, а также его посланий. Вот и сегодня Иоанн продолжает рассуждать о ее свойствах.

Начинает апостол с того, что призывает своих слушателей соблюдать заповедь, которую называет одновременно «древней» и «новой». Очевидно, что Иоанн имеет в виду слова Спасителя, которые находим в Евангелии: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Почему же эта заповедь одновременно и стара, и нова?

Уже в Ветхом Завете, задолго до воплощения Сына Божия, было сказано: «...люби ближнего твоего, как самого себя». В этом смысле христианство просто повторило древнюю норму отношений между людьми. Однако, с другой стороны, Своим пришествием на землю, жизнью среди людей, Своей смертью на кресте Господь придает этой заповеди новую глубину. Жертвенная любовь должна стать принципом, основой жизни всякого верующего человека. Ведь именно она является содержанием божественного бытия. Христос открыл человеку, что справедливый и всемогущий Бог есть в первую очередь Бог любви, который готов отдать Свою жизнь за человека. Какой же смысл вкладывает ближайший ученик Христа в слово любовь?

Непосредственным образом любовь связана со светом. Речь идет, конечно, не о физическом явлении. Свет — это синоним слова благодать. Любовь от Бога просвещает ум, чувства и душу человека. Она изгоняет из его сердца всякую греховную страсть, всякую злобу, всякую неприязнь, раздражительность, сварливость, зависть и прочие душевные движения, которые на языке Евангелия называются тьмой, так как искажают в нашем сознании окружающую действительность, мешают ее адекватному восприятию и таким образом вносят в отношения между людьми раздор. В свете благодати человек получает способность видеть в своем ближнем образ Бога, умеет отличать наносное, временное, второстепенное от главного. Вероятно, это похоже на то, как опытный старатель умеет распознавать в куске невзрачной горной породы, покрытой грязью, драгоценную сердцевину. Для того, чтобы обладать ей, он не редко готов претерпеть различные лишения, вплоть до того, что отдать свою жизнь. Вот таким взглядом смотрит на всякого окружающего тот, в ком живет свет благодати.

А потому любовь в ее христианском понимании имеет мало общего с той бурей эмоций, которую испытывают влюбленные. Любовь, о которой говорит Иоанн Богослов, это не чувство. Ведь чувство имеет свойство угасать. Это сила, которой держится наш мир, то, что придает ему порядок и гармонию, не позволяет скатиться в хаотичное движение враждебных друг ко другу частиц. Это способность видеть окружающую действительность и всех, кто встречается нам на жизненном пути, глазами Творца, для которого каждый из нас драгоценный камень, просто скрытый до времени под толщей тягот этой жизни.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Ларец слов
Ларец слов

Священник Антоний Борисов – знаток и ценитель Церковно-славянского языка, на котором совершается богослужение в Русской Православной Церкви. Он достает из своего ларца слова, которые могут быть непонятны современному человеку, объясняет их – и это слово уже нем вызывает затруднения. От «живота» до «василиска»!

Прообразы
Прообразы
Программа рассказывает о святых людях разных времён и народов через известные и малоизвестные произведения художественной литературы. Автор программы – писатель Ольга Клюкина – на конкретных примерах показывает, что тема святости, святой жизни, подобно лучу света, пронизывает практически всю мировую культуру.
Актуальная тема
Актуальная тема
Актуальными могут быть не только новости! Почему мы празднуем три новых года и возможен ли духовный подвиг в самой обычной очереди? Почему чудеса не приводят к вере, а честь – важнее денег? Каждый день мы выбираем самые насущные темы и приглашаем гостей рассуждать вместе с нами.
Свидетели веры
Свидетели веры
Программа «Свидетели веры» — это короткая, но яркая история православного миссионера, как из древних времен, так и преимущественно наших дней, т. е. ХХ и ХХI век. В жизненной истории каждого миссионера отражается его личный христианский подвиг и присутствие Христа в жизни современного человека.

Также рекомендуем