
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 70 зач., II, 7-17.
Глава 2.
7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Апостола Иоанна Богослова, автора только что прозвучавшего отрывка, нередко называют апостолом любви. Это не случайно. Тема любви является лейтмотивом его Евангелия, а также его посланий. Вот и сегодня Иоанн продолжает рассуждать о ее свойствах.
Начинает апостол с того, что призывает своих слушателей соблюдать заповедь, которую называет одновременно «древней» и «новой». Очевидно, что Иоанн имеет в виду слова Спасителя, которые находим в Евангелии: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Почему же эта заповедь одновременно и стара, и нова?
Уже в Ветхом Завете, задолго до воплощения Сына Божия, было сказано: «...люби ближнего твоего, как самого себя». В этом смысле христианство просто повторило древнюю норму отношений между людьми. Однако, с другой стороны, Своим пришествием на землю, жизнью среди людей, Своей смертью на кресте Господь придает этой заповеди новую глубину. Жертвенная любовь должна стать принципом, основой жизни всякого верующего человека. Ведь именно она является содержанием божественного бытия. Христос открыл человеку, что справедливый и всемогущий Бог есть в первую очередь Бог любви, который готов отдать Свою жизнь за человека. Какой же смысл вкладывает ближайший ученик Христа в слово любовь?
Непосредственным образом любовь связана со светом. Речь идет, конечно, не о физическом явлении. Свет — это синоним слова благодать. Любовь от Бога просвещает ум, чувства и душу человека. Она изгоняет из его сердца всякую греховную страсть, всякую злобу, всякую неприязнь, раздражительность, сварливость, зависть и прочие душевные движения, которые на языке Евангелия называются тьмой, так как искажают в нашем сознании окружающую действительность, мешают ее адекватному восприятию и таким образом вносят в отношения между людьми раздор. В свете благодати человек получает способность видеть в своем ближнем образ Бога, умеет отличать наносное, временное, второстепенное от главного. Вероятно, это похоже на то, как опытный старатель умеет распознавать в куске невзрачной горной породы, покрытой грязью, драгоценную сердцевину. Для того, чтобы обладать ей, он не редко готов претерпеть различные лишения, вплоть до того, что отдать свою жизнь. Вот таким взглядом смотрит на всякого окружающего тот, в ком живет свет благодати.
А потому любовь в ее христианском понимании имеет мало общего с той бурей эмоций, которую испытывают влюбленные. Любовь, о которой говорит Иоанн Богослов, это не чувство. Ведь чувство имеет свойство угасать. Это сила, которой держится наш мир, то, что придает ему порядок и гармонию, не позволяет скатиться в хаотичное движение враждебных друг ко другу частиц. Это способность видеть окружающую действительность и всех, кто встречается нам на жизненном пути, глазами Творца, для которого каждый из нас драгоценный камень, просто скрытый до времени под толщей тягот этой жизни.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема