1 Ин., 73 зач. (от полу́), IV, 12-19.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь того апостола, которого мы называем апостолом любви, — в честь Иоанна Богослова. Его прозвище понятно без объяснений: именно Иоанн раскрыл личность Христа как личность Воплощённой Любви, именно он написал, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). Эти слова стали, пожалуй, наиболее известными словами апостола Иоанна, их знают все, даже те, кто не имеет ни малейшего представления о самом Иоанне Богослове. Неудивительно, что в день памяти святого апостола Церковь для нашего назидания избрала для чтения за божественной литургией именно тот отрывок Первого соборного послания Иоанна Богослова, в котором он написал о Боге как о любви. Этот отрывок взят из 4-й главы апостольского послания.
Глава 4.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.
14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
Многие из слов апостола Иоанна Богослова могут быть выдернуты из своего контекста, и мы знаем, что именно так зачастую и происходит. К примеру, из контекста с лёгкостью можно изъять фразу «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин. 4:16). Ну а дальше при желании можно делать с этой фразой абсолютно что угодно, потому как любовью в современном русском языке обозначаются очень многие состояния, а также и некоторые действия, далеко не все из них имеют хоть какое-то отношение к новозаветному пониманию любви, и есть среди них те, которые, скорее, противоположны тому смыслу, который вкладывал в свои слова апостол Иоанн Богослов.
Но что же имел в виду апостол Иоанн?
Для ответа на этот вопрос нам необходимо вспомнить, что Бог по сути непостижим. Познавать Бога мы можем лишь через Его действия, то есть через внешние проявления, которыми Бог, конечно же, в полной мере не определяется, что кажется вполне очевидным, ведь и человек не сводится к сумме своих проявлений вовне, любой человек всегда превосходит собственные слова и поступки, ну а слова и поступки не способны раскрыть всю полноту природы человека, ни природы физической, ни, тем более, духовной. Так и в отношении Бога: Бог непостижим, но мы можем видеть Его проявления и размышлять о них. Однако здесь мы снова сталкиваемся с вопросами: проявлений Бога много, но каким образом их можно осмыслить в некотором едином ключе? Если мы вспомним рассказы Ветхого Завета о Боге, то увидим множество разнообразных действий, далеко не все из которых можно понять. Ну как, к примеру, понять трагедию гибели всех египетских первенцев? В чём провинились эти младенцы? А в чём провинились маленькие дети уничтоженного евреями по повелению Божиему Иерихона? Таких вопросов, как мы понимаем, бесконечное множество, и они способны поставить в тупик.
И, действительно, они ставят в тупик очень многих, особенно тех, кто читает Ветхий Завет, не зная Завета Нового, потому что ответы на все возможные вопросы относительно действий Бога в Ветхом Завете мы можем найти лишь тогда, когда смотрим на эти книги через призму Евангелия. Именно Евангелие открывает нам, что видимая жестокость Бога, несмотря на категорическое неприятие её гуманистическим сознанием, есть не что иное, как проявление любви Божией к сотворённому Им человечеству. Да, понять и принять это очень непросто, также, как непросто понять ребёнку действия родителей, которые наказывают его. Смысл наказаний открывается значительно позже, тогда, когда человек станет в полной мере взрослым. Так и в случае с действиями Бога, их смысл раскроется только тогда, когда человек, как написал апостол Павел, «придёт в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Когда же это случится, то станет очевидным: высшее и самое важное проявление Бога — это любовь, а потому можно сказать, что «Бог есть любовь», и Христос это доказал Своим Воплощением, высшей же точкой проявления любви Бога к человечеству стала Крестная Смерть Единородного Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа.
Апостол Иоанн Богослов достиг «меры полного возраста Христова», он всем сердцем принял, что познание любви Божией рождает в человеке ту совершенную любовь, которая изгоняет страх, даёт возможность поступать в мире так, как поступал Христос, а в конечном итоге приводит к дерзновению в день суда. Мы молимся святому апостолу Иоанну, чтобы и нам стать причастниками этого спасительного познания!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Комната, где дети не плачут. Дарья Кравченко
Помню, как сейчас. Вечер. Я смотрю на недоклеенные обои в коридоре нашей квартиры и говорю мужу, что необходимо срочно доделать ремонт до рождения нашего малыша. Он попросил успокоиться и забыть о ремонте. Я еще раз спрашиваю про некупленные шторы, но Илья только улыбается в ответ. Все будет хорошо.
Ночью мне на самом деле стало не до ремонта. Меня на восьмом месяце беременности забрала скорая помощь в роддом. Я смутно помню, что было дальше. Помню долгую дорогу и тусклый свет в карете скорой. Все время в дороге я молилась Богородице, чтобы у меня родился здоровый малыш. Молилась, потому что вероятность родить здорового ребенка на таком сроке невелика.
На следующий день, в 14:40 на свет появился мой недоношенный богатырь. Да, именно так назвали реаниматологи нашего Луку, ведь родился он весом 3 кг, а это для восьмимесячного малыша — чудо. Только я, вытирая слезы на усталом лице, знала, что материнская молитва может и не такое! Тем не менее нас положили в отделение патологии для новорожденных. Формально ребенок считался недоношенным.
Вечером я стояла в больничном коридоре патологии в очереди за порцией рыбного супа. И мой взгляд случайно скользнул в палату с множеством кувезов, разной медицинской аппаратуры трубок, проводов и маленьких иконок. Я шагнула в эту комнату и оцепенела. В кувезах лежали новорожденные недоношенные дети, точнее, что-то очень похожее на детей. Ведь вес тех деток — от 300 грамм до 1 кг.
Дети не плакали, лишь изредка раздавался звук сирены, если у кого-то из малышей заканчивался кислород. Тогда медсестры быстро бежали налаживать процесс подачи воздуха.
Мой случай для мам, которые находились в этой патологии, был мечтой. Ведь я лежала рядом со своим здоровым малышом, а их детки не могли не дышать, не согреваться без помощи аппаратуры.
Тем не менее в этой палате для недоношенных малышей было спокойно и благодатно. Там было много икон и какого-то тепла. Тогда мне казалось, что деток греют не аппараты, а маленькие затертые иконки, висевшие над кувезами. Позже я познакомилась с заведующей отделением. Она оказалась верующим человеком. «Конечно, молюсь за этих крошек — рассказала она — Бог милостив!»
Те пару недель, проведенные в детской патологии, мне многое показали: например, как сильна материнская молитва. Не преувеличу, если скажу, что нашего Луку Бог спас по Своей Милости, по моим молитвами и заступничеству Пресвятой Богородицы. Мы вымолили его той ночью.
Это чудо — держать на руках недоношенного, но здорового ребенка.
Я больше не ропщу, когда что-то не ладится, не расстраиваюсь, когда не получаю просимого. Когда кажется, что в моей жизни все совсем плохо, я вспоминаю ту комнату, в которой дети не плачут и тихо шепчу Богу: «Слава Тебе, Господи, за все!».
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
«Послушание»
Выхожу ранним утром на улицу и слышу привычный звук — это дворник Петрович метёт дорогу вдоль дома. У меня звук метлы — соприкосновение берёзовых прутьев с асфальтом — часто вызывает воспоминания из прошлого. Когда-то в юности я приехал потрудиться в мужской монастырь. Монахи обители, взглянув на мою худощавую фигуру, не стали направлять меня на тяжёлые работы. Поручили поддерживать монастырскую площадь и дорожки в порядке.
Так я и проходил две недели с метлой в руках. Как сейчас помню длинную дорожку от братского корпуса, в котором жили монахи, к главному храму. За долгую осеннюю ночь её покрывали опавшие листья, и мне предстояло их убирать. Час-полтора работы и дорожка вновь чистая. Очень нравилось мне это послушание, так в монастыре называют определённые виды работ. С тех пор я неравнодушен к звукам метлы и при случае помогаю нашему дворнику.
Вот и сейчас я подхожу к нему и говорю: «Петрович, здорово! Возьми, подержи». Передаю ему свою сумку, беру метлу и начинаю мести дорожку. Петрович улыбается, он рад перекинуться со мной парой слов. Я тоже рад с ним поговорить и вспомнить своё монастырское послушание.
Все выпуски программы Утро в прозе
18 мая. О подвигах и чудесах Великомученицы Ирины
Сегодня 18 мая. День памяти Великомученицы Ирины, жившей в первые века христианства.
О её подвигах и чудесах, — священник Августин Соколовски.