Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

* Поделиться

Апостол Иоанн Богослов

1 Ин., 73 зач. (от полу́), IV, 12-19.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь того апостола, которого мы называем апостолом любви, — в честь Иоанна Богослова. Его прозвище понятно без объяснений: именно Иоанн раскрыл личность Христа как личность Воплощённой Любви, именно он написал, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). Эти слова стали, пожалуй, наиболее известными словами апостола Иоанна, их знают все, даже те, кто не имеет ни малейшего представления о самом Иоанне Богослове. Неудивительно, что в день памяти святого апостола Церковь для нашего назидания избрала для чтения за божественной литургией именно тот отрывок Первого соборного послания Иоанна Богослова, в котором он написал о Боге как о любви. Этот отрывок взят из 4-й главы апостольского послания.

Глава 4.

12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.

14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.

15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.

16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.

18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

Многие из слов апостола Иоанна Богослова могут быть выдернуты из своего контекста, и мы знаем, что именно так зачастую и происходит. К примеру, из контекста с лёгкостью можно изъять фразу «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин. 4:16). Ну а дальше при желании можно делать с этой фразой абсолютно что угодно, потому как любовью в современном русском языке обозначаются очень многие состояния, а также и некоторые действия, далеко не все из них имеют хоть какое-то отношение к новозаветному пониманию любви, и есть среди них те, которые, скорее, противоположны тому смыслу, который вкладывал в свои слова апостол Иоанн Богослов.

Но что же имел в виду апостол Иоанн?

Для ответа на этот вопрос нам необходимо вспомнить, что Бог по сути непостижим. Познавать Бога мы можем лишь через Его действия, то есть через внешние проявления, которыми Бог, конечно же, в полной мере не определяется, что кажется вполне очевидным, ведь и человек не сводится к сумме своих проявлений вовне, любой человек всегда превосходит собственные слова и поступки, ну а слова и поступки не способны раскрыть всю полноту природы человека, ни природы физической, ни, тем более, духовной. Так и в отношении Бога: Бог непостижим, но мы можем видеть Его проявления и размышлять о них. Однако здесь мы снова сталкиваемся с вопросами: проявлений Бога много, но каким образом их можно осмыслить в некотором едином ключе? Если мы вспомним рассказы Ветхого Завета о Боге, то увидим множество разнообразных действий, далеко не все из которых можно понять. Ну как, к примеру, понять трагедию гибели всех египетских первенцев? В чём провинились эти младенцы? А в чём провинились маленькие дети уничтоженного евреями по повелению Божиему Иерихона? Таких вопросов, как мы понимаем, бесконечное множество, и они способны поставить в тупик.

И, действительно, они ставят в тупик очень многих, особенно тех, кто читает Ветхий Завет, не зная Завета Нового, потому что ответы на все возможные вопросы относительно действий Бога в Ветхом Завете мы можем найти лишь тогда, когда смотрим на эти книги через призму Евангелия. Именно Евангелие открывает нам, что видимая жестокость Бога, несмотря на категорическое неприятие её гуманистическим сознанием, есть не что иное, как проявление любви Божией к сотворённому Им человечеству. Да, понять и принять это очень непросто, также, как непросто понять ребёнку действия родителей, которые наказывают его. Смысл наказаний открывается значительно позже, тогда, когда человек станет в полной мере взрослым. Так и в случае с действиями Бога, их смысл раскроется только тогда, когда человек, как написал апостол Павел, «придёт в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Когда же это случится, то станет очевидным: высшее и самое важное проявление Бога — это любовь, а потому можно сказать, что «Бог есть любовь», и Христос это доказал Своим Воплощением, высшей же точкой проявления любви Бога к человечеству стала Крестная Смерть Единородного Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа.

Апостол Иоанн Богослов достиг «меры полного возраста Христова», он всем сердцем принял, что познание любви Божией рождает в человеке ту совершенную любовь, которая изгоняет страх, даёт возможность поступать в мире так, как поступал Христос, а в конечном итоге приводит к дерзновению в день суда. Мы молимся святому апостолу Иоанну, чтобы и нам стать причастниками этого спасительного познания!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем