1 Ин., 73 зач. (от полу́), IV, 12-19.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь того апостола, которого мы называем апостолом любви, — в честь Иоанна Богослова. Его прозвище понятно без объяснений: именно Иоанн раскрыл личность Христа как личность Воплощённой Любви, именно он написал, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). Эти слова стали, пожалуй, наиболее известными словами апостола Иоанна, их знают все, даже те, кто не имеет ни малейшего представления о самом Иоанне Богослове. Неудивительно, что в день памяти святого апостола Церковь для нашего назидания избрала для чтения за божественной литургией именно тот отрывок Первого соборного послания Иоанна Богослова, в котором он написал о Боге как о любви. Этот отрывок взят из 4-й главы апостольского послания.
Глава 4.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.
14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
Многие из слов апостола Иоанна Богослова могут быть выдернуты из своего контекста, и мы знаем, что именно так зачастую и происходит. К примеру, из контекста с лёгкостью можно изъять фразу «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин. 4:16). Ну а дальше при желании можно делать с этой фразой абсолютно что угодно, потому как любовью в современном русском языке обозначаются очень многие состояния, а также и некоторые действия, далеко не все из них имеют хоть какое-то отношение к новозаветному пониманию любви, и есть среди них те, которые, скорее, противоположны тому смыслу, который вкладывал в свои слова апостол Иоанн Богослов.
Но что же имел в виду апостол Иоанн?
Для ответа на этот вопрос нам необходимо вспомнить, что Бог по сути непостижим. Познавать Бога мы можем лишь через Его действия, то есть через внешние проявления, которыми Бог, конечно же, в полной мере не определяется, что кажется вполне очевидным, ведь и человек не сводится к сумме своих проявлений вовне, любой человек всегда превосходит собственные слова и поступки, ну а слова и поступки не способны раскрыть всю полноту природы человека, ни природы физической, ни, тем более, духовной. Так и в отношении Бога: Бог непостижим, но мы можем видеть Его проявления и размышлять о них. Однако здесь мы снова сталкиваемся с вопросами: проявлений Бога много, но каким образом их можно осмыслить в некотором едином ключе? Если мы вспомним рассказы Ветхого Завета о Боге, то увидим множество разнообразных действий, далеко не все из которых можно понять. Ну как, к примеру, понять трагедию гибели всех египетских первенцев? В чём провинились эти младенцы? А в чём провинились маленькие дети уничтоженного евреями по повелению Божиему Иерихона? Таких вопросов, как мы понимаем, бесконечное множество, и они способны поставить в тупик.
И, действительно, они ставят в тупик очень многих, особенно тех, кто читает Ветхий Завет, не зная Завета Нового, потому что ответы на все возможные вопросы относительно действий Бога в Ветхом Завете мы можем найти лишь тогда, когда смотрим на эти книги через призму Евангелия. Именно Евангелие открывает нам, что видимая жестокость Бога, несмотря на категорическое неприятие её гуманистическим сознанием, есть не что иное, как проявление любви Божией к сотворённому Им человечеству. Да, понять и принять это очень непросто, также, как непросто понять ребёнку действия родителей, которые наказывают его. Смысл наказаний открывается значительно позже, тогда, когда человек станет в полной мере взрослым. Так и в случае с действиями Бога, их смысл раскроется только тогда, когда человек, как написал апостол Павел, «придёт в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Когда же это случится, то станет очевидным: высшее и самое важное проявление Бога — это любовь, а потому можно сказать, что «Бог есть любовь», и Христос это доказал Своим Воплощением, высшей же точкой проявления любви Бога к человечеству стала Крестная Смерть Единородного Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа.
Апостол Иоанн Богослов достиг «меры полного возраста Христова», он всем сердцем принял, что познание любви Божией рождает в человеке ту совершенную любовь, которая изгоняет страх, даёт возможность поступать в мире так, как поступал Христос, а в конечном итоге приводит к дерзновению в день суда. Мы молимся святому апостолу Иоанну, чтобы и нам стать причастниками этого спасительного познания!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема