Первое послание к Тимофею святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла

* Поделиться
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел

1 Тим., 283 зач., III, 1-13.

1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.

2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, 3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, 4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; 5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.

7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, 9 хранящие таинство веры в чистой совести.

10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.

11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.

12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.

13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Послание апостола Павла к Тимофею нередко называют пастырским. Причина очевидна. Те наставления, которые дает в нем апостол, в первую очередь относятся к пастырям, то есть к священству. Сегодня мы сделаем небольшой культурно-исторический экскурс в эту тему.

Священнический институт был установлен еще во времена Ветхого Завета. В середине второго тысячелетия до н.э. В своих книгах пророк Моисей в деталях описывает священническую иерархию, а также разнообразные правила ритуального и нравственного характера, которым должны были следовать пастыри. Из этих книг мы узнаем о том, что уже тогда существовало три степени священства.
Возглавлял иерархию первосвященник. Первосвященник был один. Интересно то, что должность эта была пожизненной и передавалась по наследству, от отца — старшему сыну. Иудейская традиция помнит всех лиц, занимавших эту должность, начиная с Аарона, брата Моисея, заканчивая Финеесом, человеком, который жил в первом столетии нашей эры и был последним первосвященником Иерусалимского храма, разрушенного 70 году по Р.Х. На второй ступени находился священник. Если первосвященник возглавлял особо торжественные богослужения и приносил наиболее важные жертвы, то священник нес на себе основную богослужебную нагрузку. Как правило, именно священник напрямую общался с людьми, которые ежедневно приходили в храм для участия в богослужении. Наконец, низшая ступень — это левит. Можно сказать, что на них лежали задачи технического обслуживания богослужения и жизни храма.

Христианская Церковь во многом унаследовала эту трехступенчатую иерархию. Во главе церковной общины находится епископ. В переводе это означает надзиратель, смотритель. В настоящее время епископом может стать только монах. В древности на эту должность выдвигались и семейные люди, о чем мы только что услышали. Существует предание, согласно которому епископ символизирует Самого Христа. Потому в христианской традиции встречается выражение: «где епископ, там и Церковь». Епископ является преемником апостолов и имеет от них силы и власть возводить простого человека в священный сан.

На второй ступени находятся пресвитеры, или же просто — священники. Нередко в посланиях апостола Павла они также называются епископами. В Православной Церкви священники могут быть семейными. Этим мы отличаемся от католического священства, которое исключает такую возможность. Священник является представителем епископа в конкретном храме и, по сути, выполняет основной массив пастырской работы: исповедует, крестит, венчает, отпевает, служит Литургию и т.п.

Наконец, последняя ступень — диакон. Его основная задача — забота о красоте богослужения. В настоящий момент диакон — потенциальный кандидат в священнический сан.

Как мы слышали, служение Богу накладывает определенные нравственные требования не только на самих пастырей, но также на членов их семей и на тех, кто готовится принять священный сан.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем