Первое послание к Тимофею святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла

* Поделиться

1 Тим., 282 зач., II, 1-7.

Глава 2.

1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, 3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, 7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом,- истину говорю во Христе, не лгу,- учителем язычников в вере и истине.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Тема сервилизма в христианстве — одна из любимых для критики. И при поверхностном взгляде может показаться, что апостол Павел действительно догматизирует безоговорочное подчинение христиан власть имущим. Ведь неспроста он призывает к молитве и благодарению за всех начальствующих — без всякого разбора, друзья ли они, или, напротив, непреклонные гонители христиан. Но — давайте смотреть внимательнее.

Почему-то вывод апостол делает совершенно неожиданный. Сказав о необходимости молиться за царей, начальствующих, да и вообще «за всех человеков», он продолжает: потому что Бог — Один, Один и посредник между Богом и людьми — Иисус Христос, Который отдал Себя на смерть ради спасения каждого. И где же тут пресловутый «сервилизм»? Апостол разворачивает вопрос в иной перспективе — сотериологической. Мы не потому призваны не различать хороших начальников от плохих, потому что они — всё равно начальники, а потому, что и начальствующие — тоже люди!

Как трудно бывает не отождествлять человека — особенно высокого положения — с функцией! И апостол сегодня призывает христиан молиться за власть имущих не ради каких-то выгод, а ради очень важного духовного упражнения: учиться прозревать отблеск Божественного света в душе любого человека, даже если своими поступками он причиняет нам боль, мы решительно не согласны с его поведением, да и по главным позициям мировоззрения мы радикально отличаемся! И вот здесь мы подошли к очень важному вопросу. Наша молитва за власть — вовсе не означает своего рода «духовную легитимизацию» действий этой власти. Мы молимся не за идеологию, не за программу партии, не за план стратегического развития. Мы молимся даже не за само, с позволения сказать, «кресло начальника». Наши молитвы — за конкретного живого человека, на чью долю выпало непростое бремя управления. И это не значит, раз мы молимся за власть, то мы не имеем права отстаивать своё мнение, не соглашаться, а в определённых ситуациях — даже оказывать гражданское неповиновение, если действия власти идут вразрез с нашими представлениями о должном и недолжном.

Вот какой замечательный тренажёр сегодня нам предложил апостол: научиться молиться за любую власть любого уровня — искренне, от сердца — но при этом ни в коем случае не скатываться в позицию полной капитуляции и сервилизма!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем