
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Тим., 280 зач. (от полу́), I, 15-17.

Комментирует священник Антоний Борисов.
«Явление Христа народу» — одна из самых больших картин, хранящихся в Третьяковской галерее. Создатель полотна, художник Александр Иванов, преследовал смелую цель — показать весь спектр реакций современников Христа на Его проповедь. На картине мы видим очень разных людей — восхищённых, смущённых, воодушевлённых и даже недовольных. О непростом отношении мира к учению Спасителя повествует и звучащий сегодня на утреннем богослужении отрывок из первой главы первого послания апостола Павла к Тимофею. Давайте послушаем.
Глава 1.
15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
16 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
17 Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
Вернёмся ненадолго к картине Иванова. Среди изображенных им персонажей выделяется группка бородатых старцев, демонстративно отвернувшихся от Спасителя. Это фарисеи и книжники. Именно к этой религиозной касте принадлежал автор прозвучавших строк — апостол Павел. До того, как Павел поверил в Спасителя, он был не просто противником христианства, а настоящим гонителем учеников Господа Иисуса. Савл (так звали Павла до принятия христианской веры) даже участвовал в казни первого мученика Церкви — диакона Стефана. Но всё изменила удивительная, не поддающаяся описанию встреча Савла с явившимся ему Христом на дороге в Дамаск. Именно благодаря личному общению со Спасителем в сердце гонителя произошла коренная перемена. И он стал ревностным и неутомимым апостолом Господа Иисуса.
Прозвучавшие строки из первого послания к Тимофею наполнены чувством покаяния. Павел, с одной стороны, с грустью вспоминает о том, какой жестокостью было наполнено его сердце до встречи со Христом. С другой — всей душой благодарит Господа за произошедшие изменения. Ведь случившееся оказалось ярким примером милостивого и одновременно решительного действия благодати Божией. Потому Павел и пишет своему ученику Тимофею, что его (Павла) жизненная история способна даже самых лютых грешников привести к покаянию, напомнив им, что милосердие Господне способно покрыть даже самые тяжкие грехи.
Услышанное нами апостольское чтение призывает задуматься сразу о двух вещах. Первая состоит в том, что не следует торопиться судить окружающих людей. И уж тем более не стоит ставить на ком-то крест, перечеркивая тем самым для другого возможность измениться к лучшему. Даже если мы почему-то уверены в чьей-то греховности, это не означает, что Бог солидарен с нашим мнением. Всё ещё может довольно круто измениться.
Вторая вещь, о которой стоит задуматься, состоит в том, что благодать Божия, безусловно, могущественна. Но она действует в отношении человека только тогда, когда сам человек открывается ей, нуждается в ней. Пусть и неосознанно. Гонитель Савл потому преследовал христиан, что искал и защищал правду Божию, как ему казалось. И эта Правда в лице Христа явилась ему сама и наставила на верный путь.
Другие фарисеи, так Спасителя и не принявшие, искали не правды, а власти, влияния, почёта. Всего того, что могло утешить и насытить их гордость. Вот почему Христос им был совершенно не нужен и даже опасен. И вот в чём причина того, что благодать Божия не коснулась сердец этих людей. Там просто не осталось места для живительной и исцеляющей силы Господней. И Спаситель в духовном смысле так и не увидел лиц законников. Ко Христу были обращены лишь горделивые спины. Не будем же совершать подобной печальной ошибки. Но будем открыты для Христа, следуя примеру покаяния апостола Павла. И тогда исцеляющая благодать Божия посетит нас, поможет преодолеть греховные преграды, отделяющие нас от Бога — источника вечной и радостной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 80. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 "Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их".
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема