
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Тим., 280 зач. (от полу́), I, 15-17.

Комментирует священник Антоний Борисов.
«Явление Христа народу» — одна из самых больших картин, хранящихся в Третьяковской галерее. Создатель полотна, художник Александр Иванов, преследовал смелую цель — показать весь спектр реакций современников Христа на Его проповедь. На картине мы видим очень разных людей — восхищённых, смущённых, воодушевлённых и даже недовольных. О непростом отношении мира к учению Спасителя повествует и звучащий сегодня на утреннем богослужении отрывок из первой главы первого послания апостола Павла к Тимофею. Давайте послушаем.
Глава 1.
15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
16 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
17 Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
Вернёмся ненадолго к картине Иванова. Среди изображенных им персонажей выделяется группка бородатых старцев, демонстративно отвернувшихся от Спасителя. Это фарисеи и книжники. Именно к этой религиозной касте принадлежал автор прозвучавших строк — апостол Павел. До того, как Павел поверил в Спасителя, он был не просто противником христианства, а настоящим гонителем учеников Господа Иисуса. Савл (так звали Павла до принятия христианской веры) даже участвовал в казни первого мученика Церкви — диакона Стефана. Но всё изменила удивительная, не поддающаяся описанию встреча Савла с явившимся ему Христом на дороге в Дамаск. Именно благодаря личному общению со Спасителем в сердце гонителя произошла коренная перемена. И он стал ревностным и неутомимым апостолом Господа Иисуса.
Прозвучавшие строки из первого послания к Тимофею наполнены чувством покаяния. Павел, с одной стороны, с грустью вспоминает о том, какой жестокостью было наполнено его сердце до встречи со Христом. С другой — всей душой благодарит Господа за произошедшие изменения. Ведь случившееся оказалось ярким примером милостивого и одновременно решительного действия благодати Божией. Потому Павел и пишет своему ученику Тимофею, что его (Павла) жизненная история способна даже самых лютых грешников привести к покаянию, напомнив им, что милосердие Господне способно покрыть даже самые тяжкие грехи.
Услышанное нами апостольское чтение призывает задуматься сразу о двух вещах. Первая состоит в том, что не следует торопиться судить окружающих людей. И уж тем более не стоит ставить на ком-то крест, перечеркивая тем самым для другого возможность измениться к лучшему. Даже если мы почему-то уверены в чьей-то греховности, это не означает, что Бог солидарен с нашим мнением. Всё ещё может довольно круто измениться.
Вторая вещь, о которой стоит задуматься, состоит в том, что благодать Божия, безусловно, могущественна. Но она действует в отношении человека только тогда, когда сам человек открывается ей, нуждается в ней. Пусть и неосознанно. Гонитель Савл потому преследовал христиан, что искал и защищал правду Божию, как ему казалось. И эта Правда в лице Христа явилась ему сама и наставила на верный путь.
Другие фарисеи, так Спасителя и не принявшие, искали не правды, а власти, влияния, почёта. Всего того, что могло утешить и насытить их гордость. Вот почему Христос им был совершенно не нужен и даже опасен. И вот в чём причина того, что благодать Божия не коснулась сердец этих людей. Там просто не осталось места для живительной и исцеляющей силы Господней. И Спаситель в духовном смысле так и не увидел лиц законников. Ко Христу были обращены лишь горделивые спины. Не будем же совершать подобной печальной ошибки. Но будем открыты для Христа, следуя примеру покаяния апостола Павла. И тогда исцеляющая благодать Божия посетит нас, поможет преодолеть греховные преграды, отделяющие нас от Бога — источника вечной и радостной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 126. На струнах Псалтири
1 Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.
3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева.
4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.
10 декабря. О добрых делах

В 5-йглаве 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Добрые дела Явны; а если и не таковы, скрыться не могут».
О мотивации доброделания — протоиерей Максим Первозванский.
Господь нам однозначно говорит, что мы должны наши добрые дела делать не на показ. Мы должны это делать не для того, чтобы получить похвалу от людей, а для того, чтобы получить похвалу от Господа. И сам апостол Павел тоже об этом говорит в разных местах неоднократно.
Здесь же апостол имеет в виду, что Господь Сам сделает явными наши дела, и противоречия никакого нет, поскольку Сам Господь упоминает, что нет ничего тайного, что не стало бы явным. И поэтому не стоит выпячивать свои добрые дела самостоятельно и повторять, когда вдруг нам выпадает счастье сделать что-то доброе: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!»
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение»

Сегодня 10 декабря. Церковь празднует Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение», — протоиерей Василий Гелеван.
Название этой иконы восходит к строчке из книги пророка Исаии: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя: Еммануил». Еммануил, напомним, на русский переводится как «с нами Бог». И Еммануилом мы называем Младенца Христа. Значит, здесь пророчество о Рождестве Христовом.
Наиболее известные в России иконы такого типа все имеют географическую привязку: Новгородская, Курская, Царскосельская, Корчемная, Павловская, Верхнетагильская икона и так далее. Вот все эти иконы «Знамение» похожи внешне, потому что на каждой мы встречаем поясное изображение Богородицы и в области живота круг, как чрево непраздной женщины, и внутри этого круга — Младенец, Господь Еммануил.
Икона «Знамение» Новгородская, которую мы чтим именно сегодня, имеет некоторые свои иконографические особенности. По четырём углам возле Божией Матери располагаются святые: великомученик Георгий Победоносец, мученик Иаков Персиянин, преподобные Пётр, Онуфрий Афонский. Важно ещё подчеркнуть, что когда мы молимся, мы молимся не иконе, а самой изображённой на иконе Богородице. И в молитве к иконе «Знамение» отражено событие 1170 года. Она составлена в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за Новгород.
Все выпуски программы Актуальная тема











