
Фото: Andrey Olesko / Unsplash
В тысяча восемьсот одиннадцатом году вышла повесть «Ундина» немецкого писателя Фридриха де ла Мотт Фуке. Думается, что эту повесть желательно прочитать всем, особенно тем, кто состоит в браке или собирается в него вступить. Повесть наталкивает на размышления о созидательной и разрушительной силе слова.
Расскажу вкратце сюжет. Ундина, дочь морского царя, сможет обрести бессмертную душу, только если сочетается браком с человеком. Выйдя замуж за рыцаря Хильдебранда, Ундина получает душу.
Новобрачные безмятежно счастливы, но Ундина предупреждает мужа: ей грозит опасность. Сородичи Ундины гневаются на неё за то, что она покинула их. Они мечтают вернуть её домой, но это случится, только если муж разгневается на Ундину. Только гневное слово сможет открыть портал зла.
«Бесы бессильны, они сильны лишь нашей слабостью» — так говорил протоиерей Валентин Свенцицкий, проповедник и богослов двадцатого столетия.
Но вернёмся к повести «Ундина». Однажды, во время путешествия по реке, рыцарь, забывшись, разражается гневными словами в адрес своей жены. Ундина навсегда возвращается в водный мир. Важно отметить: трагедия происходит на воде. Вода — зыбкая, изменчивая стихия. Испокон веков жизнь сравнивали с морем. Сколько тревог, сколько опасностей! И самые опасные, оказывается, вовсе не те, что грозят извне, а те, что таятся внутри и вырываются наружу, чаще всего, через слово.
Пимен Великий, подвижник пятого столетия, говорил, что хранение языка, бережное отношение к слову — это то, с чего начинается духовная жизнь. И чем закрывается, добавим мы, портал зла.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
12 ноября. Об укорении Господом книжников и фарисеев
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того».
Об укорении Господом книжников и фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Перечисляя тех, к кому обращается Господь, нельзя не заметить удивительные кажущиеся недоразумения. Книжники и фарисеи — это похвальные определения. И те, и другие особенно образованны, просвещены законом, являются примерами для народа в благочестии, следовании отеческому закону.
Но следующее определение — лицемеры — полностью перечёркивает достоинства этих народных избранников. Оказывается, что именно им свойственно за исправной внешностью хранить неустройство души или крайнее её разорение из-за тех страстей, главной из которых — гордыня, которым они были преданы.
Ради того и звучала проповедь Иоанна Крестителя, также призывающая покаяться для того, чтобы, обличив собственные страсти, люди Израиля узнали бы пришедшего Спасителя мира.
Но таково свойство греховного помрачения: оно туманит очи сердца и на белое понуждает говорить чёрное, а на чёрное — белое. Так что не проклятие звучит из уст Спасителя в отношении их, а сокрушение Господне о тех, кто не может своё сердце привести к сокрушению и исповедовать Его Спасителем мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О преданности Богу

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши».
О преданности Богу — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевой принцип апостольского служения и христианской жизни, а именно — приоритет угождения Богу, а не людям. Апостол подчёркивает, что его проповедь и действия мотивированы не стремлением к человеческому одобрению или выгоде, а верностью и преданностью Богу, Который вверил ему благовестие.
Слово «угождать» означает действовать в соответствии с волей Бога, а не угождать людским ожиданиям или корыстным и прагматичным интересам. Важно отметить, что даже в условиях гонений и непонимания нужно оставаться верным Его божественному замыслу.
Угождение Богу предполагает духовный фокус и ориентацию на вечную жизнь, а не на временное благо. Таким образом, в апостольском послании выражается фундаментальный принцип христианской жизни — приоритет воли Бога над человеческими ожиданиями. Это основа подлинного служения и духовного роста.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О подвиге священномученика Маркиана, епископа Сиракузского

Сегодня 12 ноября. День памяти священномученика Маркиана, епископа Сиракузского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Удивительный святитель Божий, относящийся по времени своей жизни к ученикам апостолов. Но прежде своего призвания к апостольскому служению епископ Маркиан был учеником того самого Симона Волхва, который был впечатлён чудесами апостола Петра и пытался купить благодать Божию.
Отстав от Симона, Маркиан становится учеником святого апостола Петра. И именно апостол Пётр посылает Маркиана на Сицилию, в Сиракузы, где тот проповедует Христово Евангелие.
Говоря о первохристианской проповеди и о служении учеников апостолов, то есть мужей апостольских, мы можем отметить одно: эти люди, подобно апостолам, несли пламя веры, которое было свойственно ученикам Христовым. И это пламя разожгло окончательно в людях свет веры во Христа Иисуса.
И человечество благодаря проповеди апостола Петра и святителя Маркиана навсегда станет другим. Цивилизация изменится, люди станут христианами.
Все выпуски программы Актуальная тема







