1 Тим., 285 зач. (от полу́), IV, 9-15.
Глава 4.
9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.
10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
11 Проповедуй сие и учи.
12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол наставляет Тимофея в том, каким должно быть его епископское служение. Некоторые из слов, которые мы услышали, размещаются на обратной стороне священнического креста, потому что священник, вслед за епископом должен быть образцом для остальных христиан.
Впрочем, чтобы понять, на что именно в словах апостола Церковь предлагает нам обратить особое внимание, стоит вспомнить, что это чтение специально читается параллельно с евангельским отрывком о Закхее. Многие знают, что он был мытарем, которому было интересно, кто такой Иисус, о котором все говорят, однако в итоге он не только увидел Учителя, но даже принял Его в своём доме... И не только принял в доме, но и покаялся в грехах, полностью изменив свою жизнь. Если мы задумаемся над тем, что стало поводом к этому изменению, мы поймём, что речь должна идти об открытости и расположенности к нему Самого Христа. Именно Он, Его доброе отношение и готовность к общению позволили Закхею сделать первый шаг.
Что же мы слышим в словах апостола? О чём он говорит Тимофею? Он утверждает, что весь их пастырский труд оправдан тем, что Сам Бог — спаситель всех людей и особенно верных.
Обратившись к истории Закхея, можно вспомнить, как все возмущались тем, что Иисус, человек безукоризненной праведности, зашёл в дом к грешному человеку. Впрочем, никто не стал бы возмущаться, если бы все понимали, что Иисусу, как воплотившемуся Богу, нужны все, ведь Он пришел, чтобы спасти всех. Так жил и действовал Он Сам, так жил и действовал апостол Павел и его ученик Тимофей, так призваны жить все мы, ведь нет никого, кем можно было бы пренебречь.
Подобный подход к людям невероятно сложен, потому что на личность давит вся традиция человеческих отношений. Общаются с сильным, с богатым, с успешным, и отворачиваются от слабого, беспомощного, несчастного. Выбирая сторону этих последних, верующий человек ставит себя в уязвимое положение, как поставил себя Тимофей, которому апостол Павел пишет так: «никто да не пренебрегает юностью твоей». Молодой глава Ефесской общины, конечно, мог подвергаться самым разным упрёкам, но как он сам себя должен был себя воспринимать? Как пример для подражания. При этом, естественно, Тимофей понимал, что, как и любой человек, он несовершенен, но это было делом его внутренней духовной жизни. Внешне же, он для всех должен был являть собой ученика Христова, никем не пренебрегая.
Иногда мы думаем, что некоторые наши встречи неважны и есть те, перед кем можно расслабиться и позволить себе быть что называется обычным человеком. Но в том то и дело, что быть учеником Христа — это не просто ходить в храм, не просто читать молитвы или соблюдать посты... это согласиться с Ним всем своим существом и это согласие являть в своей обычной жизни.
16 ноября. О действии Божьей благодати

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа после исцеления Им кровоточивой: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня».
О действии Божьей благодати — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Евангельский отрывок об исцелении больной кровотечением женщины раскрывает не только силу веры болящей, но и приоткрывает завесу действия Божией благодати. Как мы знаем, Вселенная сотворена Господом, Бог вездесущий, и в этом мире Он проявляет Себя через действия Божией благодати.
Иногда она бывает видима, как исходящий от Христа свет или слава, которую лицезрели апостолы на Фаворе. В данном случае эта благодать проявила себя как сила, исшедшая от Христа.
Конечно, мы не можем на себе прочувствовать, как сила благодати исходила из тела Христова, ведь мы не боги, но однозначно утверждаем, слова Господа об исходящей из Него силе сказаны для нашего понимания, что произошедшее было не обманом, призрачным явлением или шарлатанством.
Христос говорит о действительном исцелении женщины и открывает, какова причина её исцеления, то есть исшедшая из Него благодать. Хотя для самого Господа все было очевидным и не требовало исследования, кто прикоснулся к Нему, однако всё это Он проговаривает вслух, чтобы мы умели разбираться в невидимых нами, но действительных явлениях Божией благодати.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О предназначении человека
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
О предназначении человека — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевую идею христианского учения о предназначении человека. Она объединяет несколько важных аспектов, а именно: связь с Богом через Иисуса Христа, созидательную природу человека и конкретизацию его миссии в совершении добрых дел.
В православном вероучении особое внимание уделяется теме обожения, то есть процессу преображения человека через сакральное соединение с Богом. Добрые дела в этом контексте становятся инструментом обновления не только окружающего мира, но и собственной человеческой души.
Предназначение человека, согласно христианскому учению, — это не пассивное существование, а активное соучастие в божественном замысле. Созданные во Христе, люди призваны через добрые дела, совершаемые с чистым сердцем, уподобляться Богу, преобразовывать мир и вести других ко спасению.
Как подчеркивает апостол Павел, у каждого человека есть уникальный план и цель, которые в конечном итоге приведут к славе Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О подвиге Праведной Снандулии Персидской

Сегодня 16 ноября. Церковь чтит память Праведной Снандулии Персидской, жившей в четвёртом веке.
О её подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Святая праведная Снандулия жила в Персии и исповедовала Господа нашего Иисуса Христа. Во время гонения на христиан более ста человек были арестованы и после полугодичного содержания в тюрьме казнены.
Саму Снандулию не арестовали, она была мирянкой, а целью гонений были аресты клириков, священников, диаконов, монашествующих. Царь Сапор полагал стратегически, что, арестовывая духовенство, он таким образом обезглавит Церковь. И церковная община, не имея иерархического возглавления, закончит своё существование естественным образом. Если некому совершать таинства, если некому рукополагать священников, то Церковь физически не сможет существовать.
Вот Снандулия, избежав ареста, узнала дату казни всех арестованных и организовала пышную трапезу. И каждому, кто приходил на эту трапезу, она дарила белоснежную одежду.
И в день казни, когда всех мучеников обезглавили, святая праведная Снандулия смогла выкрасть святые мощи этих мучеников и захоронить их, спася их тем самым от поругания и надругательств.
Все выпуски программы Актуальная тема







