
Апостол Павел. Мозаика
1 Тим., 289 зач., VI, 17-21.
Глава 6.
17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения;
18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,
21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Ну и удивил меня сегодня апостол Павел! Буквально на днях читал книгу одного православного богослова, где он очень убедительно доказывал, что главный враг спасения — стремление к удовольствиям и боязнь боли и страдания. А тут апостол прямо, однозначно, без возможностей каких бы то ни было перетолкований говорит: наш Бог даёт нам всё обильно для наслаждения! Я даже снова полез во всякие словари в надежде, что, быть может, очередная неточность перевода спасёт — ан нет, вот именно здесь перевод точный: «ἀπόλαυσις» — это именно «удовольствие», «наслаждение», даже более того — «потребление», «использование». Одним словом, сплошное потребительство — так, что ли, получается?
Но — не будем торопиться с выводами. Посмотрим, в каком контексте апостол говорит о наслаждении. Он начинает с наставления Тимофею, как следует вразумлять богатых людей — призывать их не возноситься своим богатством, которое кажется им гарантом благополучия — но лучше использовать его на благие дела, помощь нуждающимся. Это и будет «богатение в Бога», подготовка к вечности — добрые дела с собой получится забрать в жизнь будущего века — а вот деньги, дома, машины и яхты — увы, нет.
Так зачем же апостол здесь упоминает Бога именно как источника всякого наслаждения — и то, что Он щедро одаряет людей радостями? Смотрите, как тонко объясняет святитель Иоанн Златоуст эту фразу. Он пишет: «Бог в изобилии нам подает всё, что гораздо нужнее денег, как то: воздух, воду, огонь, солнце и всё подобное. Нельзя сказать, что богатый наслаждается лучами солнца более, а бедный менее; нельзя сказать, что богатый более вдыхает воздуха, чем бедный: но всё это дано в равной мере всем».
Недавно на одной конференции, посвящённой вопросам педагогики, я услышал, что нынешнее «альфа-поколение» детей характеризуется одной важной чертой — неспособностью радоваться малому. То, что ребенка того же возраста ещё 10 — 15 лет назад приводило в щенячий восторг — нынешнее поколение «снежинок» лишь пожимает плечами и снова ныряет в мир своих гаджетов. Много ли детей сегодня вы видите катающихся на санках? А ведь раньше практически любая близлежащая горка была ими усеяна! В чём причина? В изменении сознания легко доступной информацией, которая будоражит эмоции и делает неконкуретноспособными обычные, реальные события.
К чему я веду? К тому, что процесс настоящего удовлетворения человеческих потребностей — заложенных в нашу природу Богом — постепенно подменяется видимостью и бесконечным числом «навязанных» потребностей. За которые, естественно, надо дорого платить. Задайте сами себе вопрос — только по-честному: что вами больше двигало, когда решили «обновить» свои гаджеты? Функциональность ли — или этот морок предвкушения «свеженького», «топового» гаджета сам по себе был куда увлекательнее?
Бог действительно щедр на то, чтобы доставлять нам радость через удовлетворение наших природных потребностей, когда они не превращают нас в богоборцев. Но между природными и навязанными потребностями есть тонкая грань, которую важно вовремя заметить — и не переступить, а перенаправить избыток средств на добрые дела!
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема